На российские экраны вышел «Побег из Шоушенка». Вспоминаем одну из лучших экранизаций Стивена Кинга
Больше о фильмах по Кингу:
Про тюремную жизнь во всех странах снято множество картин, но на уровень настоящего искусства из них поднялись только две: «Пророк» Жака Одиара и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта. Взяв одну из слабейших повестей Кинга про самый сомнительный побег из тюрьмы в истории художественных произведений, Дарабонт написал потрясающий сценарий и снял по нему невероятно захватывающий 2,5 часовой фильм.
Я прекрасно помню, как смотрел «Шоушенк» в первый раз, не читав оригинальной повести и не представляя, что может произойти с Энди Дюфрейном. Ожидая очередную нравоучительную тюремную драму, я собирался выключить телевизор (в те далекие времена люди еще пользовались телевизорами) на первой фальшивой, затянутой или предсказуемой сцене. Разумеется, оторваться от картины оказалось невозможно с момента, когда перед Энди с лязгом захлопывается решетка камеры, и до момента, когда свободный Энди подставляет лицо дождю. Единственное, в чем можно упрекнуть «Шоушенк» — это в типичном для Дарабонта нежелании расставаться со зрителем. Фильм не заканчивается на столь высокой ноте и с каждой последующей сценой становится все невыносимо-сентиментальнее.
Впрочем, судя по высоким местам «Шоушенка» во всевозможных топах (уверен, что наша подборка лучших фильмов по Кингу — единственная, где он не вошел в Топ-3), зрителям нравится как раз эта сентиментальность: чтобы у всех все было хорошо, и в Мексике, и на фоне океана! Но по крайней мере «Шоушенк» не поднимается до приторности совсем уж беспомощно-слезоточивой «Зеленой мили» от этого режиссера и сценариста по этому же писателю.
В оригинале опубликовано в материале «Киномарафон: лучшие и худшие экранизации Кинга»
В топе 100 лучших фильмов всех времен по версии «Канобу» «Шоушенк» занял 25 место. Наш автор Никита Богуславский писал про картину:
«Да, вот так, даже не во второй десятке — мы не могли обойти вниманием „Побег из Шоушенка“, но тащить несчастного Энди Дюфрейма в самый топ, повинуясь стандартам IMDB и „Кинопоиска“ не будем. Этот фильм прекрасен со всех сторон, но в нашей системе ценностей есть более значимые картины. Я говорю „мы“ потому, что решение было коллективным и далось не так уж легко.
К драме Фрэнка Дарабонта (который так и не снял ничего сопоставимого за всю свою карьеру) почти невозможно придраться. В ней есть целостная, честная идея, которая прочно вплетена в сюжет и равномерно, со всех сторон раскрывается на протяжении медленной, но мастерски закрученной истории. В ней есть отличные персонажи, которых потрясающе играют талантливые и заинтересованные актеры. В конце концов, фильм легко смотреть, он не пытается задавить зрителя каменной серьезностью.
Но в угоду доступности „Побег“ слишком старательно разжевывает сам себя и выдает настолько приторную концовку, что начинает сводить челюсть.
Неужели нельзя было проявить хоть немного доверия к зрителю? И мы не против хороших финалов — выше вы встретите не только мрачные военные опусы и безысходные трагедии. Мы против того, чтобы хорошие, настоящие фильмы калечили сами себя до состояния псевдоинтеллектуальной жвачки просто потому, что режиссер или продюсер боятся дать зрителю хоть немного напрячь мозг или эмоциональный центр самостоятельно.
Но даже так посмотреть „Побег из Шоушенка“ просто необходимо, это исключительное кино, которому лишь немного недостает до абсолютного шедевра».
В топе фильмов сайта IMDb «Шоушенк» на сегодня занимает 1 место, обогнав обоих «Крестных отцов» и «Темного рыцаря» Нолана. В отечественном топе КиноПоиска фильм тоже на 1 месте. Он обходит «Зеленую милю», «Форреста Гампа» и «Список Шиндлера».
- Наша рецензия на фильм «В высокой траве» — самую свежую экранизацию Кинга
- Александр Трофимов исправляет халтуру Кинга в романе и фильме «Оно»