7 самых странных танков
Царь-танк
Царь-танк — самая большая бронированная машина в истории. Идея ее создания принадлежала русскому инженеру Николаю Лебеденко. Проект танка был быстро одобрен императором Николаем II, который пришел в восторг от миниатюрной заводной модели танка — благодаря большим передним колесам та с легкостью преодолевала стопки книг.
21 января 1915 года началось строительство танка, и уже в конце лета он был готов. Настоящий «Царь-танк» был явно больше модели — один диаметр его колес составлял девять метров.
Огромная машина приводилась в движение двумя двигателями Maybach мощностью по 240 лошадиных сил (их сняли с дирижабля). Огромные колеса и большой вес (60 тонн) дали танку возможность проходить через многие препятствия — он спокойно валил деревья. Но задние колеса подводили машину — они быстро вязли в мягком грунте. Вдобавок, при попадании в переднее колесо танк моментально терял боеспособность. Судьба «Царь-танка» незавидна: после провала испытаний он остался на испытательном полигоне, где впоследствии был разобран на металлолом.
Chrysler TV-8
TV-8 — концепт танка для ведения боевых действий в условиях ядерной войны. Исходя из принципа «меньше щелей — меньше радиации», инженеры Chrysler решили минимизировать количество проемов между разными отсеками, поэтому все системы находились внутри танка.
«Нашпигованная» башня TV-8 была непропорциональна гусеницам, что дало танку большую проходимость — он мог форсировать реки без угрозы затопления машинного отсека.
Вокруг двигателя танка разгорелось немало споров — сначала планировалось подавать энергию от электрогенератора на два гусеничных двигателя, потом рассматривался газотурбинный двигатель, но в конце концов был выбран паровой двигатель. По замыслу инженеров, необходимое тепло он бы получал от небольшого атомного реактора, расположенного в башне. Из-за этого реактора TV-8 и не пошел в массовое производство — последствия попадания в башню танка были бы плачевными не только для экипажа, но и для находящихся поблизости солдат и машин. Chrysler TV-8 так и остался полноразмерным макетом.
A-40 «Летающий танк»
А-40 мог стать гармоничным дополнением игры про динозавров-фашистов. По замыслу советских инженеров, придумавших прикрепить крылья к танку Т-60, этот гибрид должен был стать единицей поддержки партизанских войск.
Конструкция приводилась в движение двигателем ГАЗ-202, после чего взмывала в воздух. Не стоит беспокоиться, танкисты в этот момент могли управлять полетом.
По прибытии на место крылья отцеплялись, и танк становился полноценной боевой единицей. Разработка А-40 остановилась на стадии испытаний прототипа — в 1942 году армия не нуждалась в такой машине, да и самолетов-буксиров не было достатке. К тому же, для полета танк нельзя было нагружать большим количеством боеприпасов и топлива — в итоге экипаж А-40 был весьма ограничен в ресурсах.
Самоходная артилерийская установка М15А
Нет, M15A — не босс из Metal Slug 2nd Mission (хотя и очень похож). По замыслу американских инженеров, этот танк должен был атаковать нескольких противников одновременно в разных направлениях — для этого у него и было несколько стволов. Ноу-хау обернулось неудобством — увеличение количества стволов отразилось на пространстве внутри танка.
Экипажу было попросту неудобно работать — эффективность боевой машины не выросла, а упала. В массовое производство M15A так и не пошел.
Гусеничная машина Беста, модель 75
В 1916 году, после сообщений о применении танков в Первой Мировой войне, американская компания C.L. Best представила свое видение подобной техники. За основу был взят трактор собственного производства, который оброс бронированным корпусом, пушкой и двумя пулеметами. Но обзорная комиссия американской армии забраковала идею: броня танка была слаба, обзор — мал, а управляемость низка. Вскоре C.L. Best представила вторую версию танка, с той же легкой броней и тракторным управлением, но перенесенными стволами орудий — теперь они оказались на башне. Новая версия имела две пушки и шесть гнезд, где можно было разместить пулеметы. Но и эта модель не пригодилась армии: пока Бест обновлял свой танк, в США появились новые, более успешные образцы техники.
Впрочем, небольшую обкатку в деле машина Беста все же прошла — она участвовала в учениях Калифорнийской Национальной Гвардии.
Танк Боба Сэмпла
В 1940 году власти Новой Зеландии опасались нападения японцев. Ждать помощи от англичан не было смысла — к тому времени Великобритания уже вовсю воевала с Германией.
Поэтому новозеландцы сами занялись вопросом самообороны и построили собственный танк. Для этого они модифицировали трактор Caterpillar D8: передвинули место водителя влево, обшили шасси деревянной коробкой, а сверху установили бронированную башню.
Танк сразу же забраковали из-за большой высоты (3 м 65 см). В результате доработки машина обзавелась более крепкой броней, новой ходовой частью, 37-мм пушкой и несколькими установками под пулеметы. Танк был готов к параду вооруженных сил Новой Зеландии 1941 года, где и вызвал недоумение и смех — в газетах даже появлялись карикатуры с неуклюжей машиной. Судьба танка незавидна — три выпущенных экземпляра были переданы армии, где ими пользовались для перевозки срубленных деревьев.
Шерман-Краб
Наконец-то что-то практичное и работающее! «Шерман-Краб» предназначался для разминирования минных полей. Его вращающийся барабан раскручивал 43 цепи — те задевали мины, взрывая их. А по бокам барабана были установлены острые диски для разрезания колючей проволоки.
Главное достоинство «Краба» было в том, что он не снижал боевую эффективность самого «Шермана» — танк не лишился вооружения.
«Краб» отлично проявил себя и в испытаниях, и в бою — его использовали как британские, так и американские части.