На волосок от смерти: Лара Крофт и TressFX
Не все гладко оказалось и для обладателей Radeon: хотя на видеокартах серии 78хх Tomb Raider почти всегда выдает 60 кадров в секунду на максимальных настройках качества с включенной вертикальной синхронизацией, активация TressFX снижает частоту кадров примерно вдвое. Бывают и ситуации, когда волосы с головы Лары исчезают, а сама она становится похожа на солдата Джейн из одноименного фильма. Вывод очевиден: несмотря на сладкие речи маркетологов, мы получили очередную невразумительную технологию.
Судя по падению частоты кадров в 2-3 раза при включении TressFX, для моделирования волос лишь одного персонажа требуется столько же ресурсов (а то и больше), сколько для расчета всей сцены.
Даже если предположить, что новые версии драйверов улучшат производительность (вряд ли больше, чем на 5-10%), об использовании TressFX для расчета поведения волос всех персонажей в игре и речи не идет. Это столь же неэффективно, как использовать Havok или PhysX для расчета физики всех объектов на уровне: проще «приклеить» большую часть предметов к полу. Но симуляцию волос с симуляцией ньютоновской физики роднит и другая вещь: результат на экране редко напоминает красивые картинки с анонса TressFX. И если мы уже привыкли к летающим вагонам и проваливающимся сквозь объекты телам, торчащие из головы Лары макаронины вызывают более противоречивые чувства.
Да, иногда красиво и более-менее реалистично, но чаще напоминает об эффекте зловещей долины. Точная причина сформулированного Масахиро Мори психологического феномена неизвестна до сих пор, но факт: чем больше существо похоже на настоящего человека, но не является им, тем большую неприязнь оно вызывает. Движение только усиливает это чувство, поэтому торчащие из головы мисс Крофт черные нитки выглядят столь ужасно. Когда камера берет крупные планы, все становится еще печальнее: в глаза бросается не только повышенная шелковистость волос (привет, Дима Маликов!), но и то, что они парят над моделью Лары словно на воздушной подушке.
Не поймите неправильно: Tomb Raider крутая (не считая мультиплеера), образ Лары правдоподобен, но подход «технология ради технологии» или «технология ради маркетинга» вряд ли найдет отклик в сердцах многих игроков. Развитие визуальной и геймплейной составляющих игр (простите за деление неделимого) должно опираться и на железо, и на технологии, но в данном случае последняя оказалась притянута за волосы.
Об авторе: Десять лет в гейм-индустрии. Успел поработать переводчиком, редактором, пиарщиком, маркетологом и, как ни странно, журналистом.