06 февраля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

На стыке тысячелетий: несправедливо забытые игры конца 90-х

На стыке тысячелетий: несправедливо забытые игры конца 90-х - изображение обложка

Конец 90-х – настоящий золотой век в истории видеоигр и особенно PC-гейминга: возможности железа позволили не только реализовать честную трехмерную графику, но и воплотить в жизнь множество новых идей. В то время как старое поколение консолей уже не тянуло, а новое еще не вышло (не считая коммерчески провальной Dreamcast), РС с набиравшими популярность 3D-ускорителями и уже вполне доступными новыми процессорами (Pentium 2 и более дешевыми Celeron или AMD K6-2) стал почти идеальной игровой платформой. При этом наряду с играми, названия которых на слуху до сих пор, вышли не менее замечательные, но несправедливо забытые. Поностальгируем, что ли? Мы начнем, а вы продолжайте в комментариях.

Incubation: Time Is Running Out
Платформы: PC (30 сентября 1997)
Жанр: Turn-based Strategy

Формально Incubation является частью сериала Battle Isle, но на деле не имеет с ним практически ничего общего. Зато с тем, что это клон X-COM: UFO Defense, не поспоришь – не хватает только возможности сбивать летающие тарелки. Хотя по нынешним меркам Incubation выглядит более чем убого, тогда она стала одной из первых полностью трехмерных стратегий, а графика была вполне на уровне. Западал в печенки и мрачный тревожный саундтрек – выключите свет, задерните шторы, сделайте звук погромче и включите вот это. К игре вышел аддон The Wilderness Missions, но затем проект забросили… Может, и к лучшему – ведь у нас есть XCOM: Enemy Unknown.

Die by the Sword
Платформы: PC (28 февраля 1998)
Жанр: Action / Adventure

Die by the Sword стала первым и, видимо, последним слэшером, где можно напрямую управлять рукой, держащей карающий меч. При этом поддерживаются клавиатура, мышь и джойстик. Например, чтобы совершить рубящий удар справа-налево, нужно совершить аналогичное движение мышью (джойстиком) или нажать комбинацию 6-4 на нумпаде. Таким же образом происходит и защита: чтобы парировать удар, нужно поднести меч к оружию противника. Еще можно отсекать конечности, что на то время вообще круть! Но именно замороченное управление и не позволило Die by the Sword захватить мир. Кстати, вы будете смеяться и плакать, но игру сделала студия Treyarch, позже погрязшая в спортивных симуляторах, а затем продавшая душу Call of Duty.

Sanitarium
Платформы: PC (30 апреля 1998)
Жанр: Adventure

Хоррор-квест, выходивший у нас под названием «Шизариум», рассказывает историю человека, который в один ужасный день очнулся в психушке с амнезией (тогда этот прием еще не считался моветоном). Вспомнить – вот главная задача, но для этого придется пройти 13 кругов ада, повстречаться с сотней странных персонажей и не раз содрогнуться при виде шизофренических локаций. В зависимости от главы приходится играть за разных героев – такое в адвенчурах встречается нечасто.

Вангеры
Платформы: PC (19 июня 1998)
Жанр: Racing / Adventure

В «Вангерах» можно кататься по Фостралу, возить флегму, давить бибов, шмалять по другим мехосам из махотина, выполнять табутаски и торговать в эскейвах. Несмотря на такую терминологию, картинку в стиле «смерть эпилептика» и необходимость два часа читать мануал, чтобы понять хоть что-то, «Вангеры» стали культом. Но, как и другие игры в этом топе, миллионов не заработали и продолжениями не обзавелись. Зато позже К-Д ЛАБ сделала стратегию «Периметр», которая рассказывает о захвате цепи миров – предысторию вселенной «Вангеров».

Heart of Darkness
Платформы: PS One (31 июля 1998), PC (31 августа 1998)
Жанр: Platformer / Adventure

Heart of Darkness разрабатывалась долго даже по меркам XXI века – шесть лет (привет, Half-Life 2 и Bioshock Infinite)! Как и предыдущий проект Эрика Шайи – Another World – это не столько платформер, сколько двухмерное приключение. С загадками, сражениями, кучей анимированных вставок и десятками способов красочно умереть. Несмотря на внушительный срок разработки, игра довольно короткая, но высокая сложность (в основном из-за возможности распрощаться с жизнью в любой момент) вряд ли позволит одолеть ее с наскока.

Shogo: Mobile Armor Division
Платформы: PC (30 сентября 1998), Mac (2000)
Жанр: First-person Shooter

Шутер с огромными человекоподобными роботами, который вы могли запомнить под названием «Ярость: Восстание на Кронусе» (слава 1С!), вышел за полтора месяца до Half-Life, но тоже совершил революцию в мире FPS. Во-первых, там неплохой сюжет с развилкой примерно в последней трети игры. Во-вторых, можно сражаться как на своих двоих, так и в гигантском мехе. В-третьих, в Shogo достаточно большие открытые пространства, что по тем временам тоже было в диковину. Печально, но это единственный шутер от Monolith, который не получил продолжения.

Kingpin: Life of Crime
Платформы: PC (30 июня 1999)
Жанр: First-person Shooter

В апреле 99-го два ученика школы Колумбайн расстреляли 12 школьников и учителя, а затем совершили самоубийство. Догадайтесь, каково после этого пришлось кровавой игре про бандитов (с отстреливанием конечностей и «факами» через слово). Общественности было плевать, что Kingpin получила рейтинг Mature (17+) и вышла не до, а после трагедии. Геймплейно и визуально игра напоминает, не поверите, Bioshock. Стиль ар-деко, нелинейные уровни, какие-никакие задания и диалоги, возможность покупать и апгрейдить оружие, а также нанимать управляемых ИИ бойцов. В середине нулевых велась разработка сиквела, но Kingpin 2 так и не вышла.

Outcast
Платформы: PC (31 июля 1999)
Жанр: Action / Adventure

Outcast во многом опередила свое время, став первой трехмерной песочницей с отличной по тем временам графикой. При этом она не дружила с уже вошедшими тогда в моду 3D-ускорителями и использовала собственный движок (ландшафт был воксельным, персонажи и объекты – полигональными), а потому требовала довольно мощный процессор. Полностью узреть все красоты (в частности, глубину резкости, рельефное текстурирование и сглаживание) можно было лишь на новом по тем временам Pentium III – это одна из причин низких продаж, из-за чего была отменена версия для Dreamcast. Несмотря на коммерческий провал Outcast, под PS2 разрабатывался сиквел, который так и не увидел свет из-за нехватки финансов.

Revenant
Платформы: PC, Mac (26 октября 1999)
Жанр: Action RPG

От прочих клонов «Диаблы» (примерно тогда же появились Darkstone и Nox) Revenant отличался более интересным и запутанным сюжетом, но главной фишкой стали комбо-удары. Вместо закликивания мышкой можно комбинировать атаки, нанося повышенные повреждения и красочно добивая врагов. Не DmC, но по меркам жанра здорово. Система магии основана на использовании талисманов двенадцати различных стихий. Комбинируя разные талисманы, можно сотворять заклинания от банальной огненной стрелы до зрелищных и смертельных торнадо и штормов.

The Wheel of Time
Платформы: PC (31 октября 1999)
Жанр: First-person Shooter / Adventure

Игра по знаменитому фэнтезийному циклу Роберта Джордана (кстати, недавно вышла заключительная книга) — не только шутер, а еще капельку RPG и чуточку tower defense. Например, происходящее в Orcs Must Die! здорово напоминает один из эпизодов The Wheel of Time. Кроме того, игра отличается использованием заклинаний вместо оружия, крутым (ну ладно, по меркам тех лет) дизайном уровней и приятным саундтреком.

Messiah
Платформы: PC (31 марта 2000)
Жанр: Third-person Shooter

Ангелочек Боб отправляется на Землю с архиважной целью – преподать погрязшему во грехе человечеству урок. Школьная программа проста: вселиться в очередного грешника, расстрелять дюжину «погрязших во», отправиться дальше. Впрочем, разные люди обладают определенными навыками, необходимыми для прохождения, поэтому менять тела приходится с умом. Интересной особенностью игры стало изменение графики на лету в зависимости от мощности компьютера и сложности сцены. Правда, расчет необходимых параметров сильно загружал процессор, поэтому эта новаторская фишка так и не пошла в массы.

Sacrifice
Платформы: PC (17 ноября 2000), Mac (14 декабря 2001)
Жанр: Real-time Strategy

Закрывает наш топ вышедшая под занавес XX века Sacrifice, которую журналисты GamesRadar окрестили одной из самых недооцененных игр всех времен. В душе своей Sacrifice – классическая стратегия в реальном времени, но вместо того, чтобы наблюдать за полем боя с высоты птичьего полета, игрок вынужден участвовать в сражении непосредственно в обличье колдуна. Можно мочить врагов фаерболлами, лечить союзников и собирать души, являющиеся местной валютой. Остальные элементы RTS на месте: создание юнитов, управление войсками, захват вражеской базы (в данном случае – алтаря). Продолжения, естественно, нет, и вряд ли будет.

Текст: Денис Кублицкий

Комментарии 110
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Виктор Зуев
Виктор Зуев
Sacrifice - лучшая.