Мнение. Второй сезон «Рассказа служанки» хоронит все достижения первого
Многие не разделяют эту точку зрения, но лично я искренне считаю первый сезон «Рассказа служанки» одной из главных удач последних лет. В своем тексте, посвященном впечатлениям от старта его второго сезона, я писал: «Рассказ служанки» — это без преувеличения самый жесткий, мрачный и тяжелый сериал современного телевидения. И вместе с тем один из самых сильных и трогательных». Под этими словами я готов подписаться и сейчас, когда уже посмотрел продолжение истории и расстроился так, словно наша сборная по футболу снова проиграла в четвертьфинале Чемпионата мира по футболу.
Что мне особенно нравилось в первом сезоне «Рассказа» — такт, с которым сценаристы обращаются с непростыми, но острыми темами. Не скатываясь в банальную агитку об ужасах угнетения и дискриминации, без, простите, чрезмерных «соплей», им удавалось рассказать трогательную пронзительную историю, посвященную, по большому счету, общечеловеческим, понятным вещам: любви, отчаянию, страху, ненависти. Никто не тыкал тебе в лицо лозунгами, не скармливал «жесть» лишь для того, чтобы максимально топорным способом продемонстрировать необходимость борьбы за социальную справедливость. И хотя лейтмотив этой необходимости проходил через сериал красной нитью, он никогда не переступал грань, за которой кончалась социальная критика и начиналось дурновкусие.
К сожалению, в этом плане второй сезон «Рассказа служанки» проваливается так самозабвенно, что мне вообще сложно поверить, что его писали все те же люди.
Моя главная претензия к новому сезону — сводящая зубы нарочитость. Вместо скальпеля, которым в прошлом году сценаристы препарировали человеческую натуру, они взялись за ножовку и принялись стучать ее ручкой по головам зрителей.
Давайте сразу: я не вижу ничего плохого в здоровом, «классическом» феминизме, последовательницы которого когда-то невероятным трудом и упорством смогли добиться для женщин достойной жизни. Гомофобия и расизм— это тупо и смешно одновременно: ну как можно на полном серьезе ненавидеть кого-то только потому, что он отличается от тебя? Любовь прекрасна и любой человек имеет право ее испытать. Я в этом абсолютно убежден, а значит, с создателями сериала мы — на глобальном уровне — мыслим одинаково. Проблема конкретно второго сезона в другом.
Здесь в первых же двух сериях вешают гея, разлучают двух лесбиянок, рассказывают историю о том, как солдат был вынужден расстрелять своего парня, крупным планом показывают радужный флаг, а заканчивается все это «проникновенной» тирадой о том, что каждая мать должна воспитать свою дочь феминисткой — чтобы ты знала, что не всегда можно полагаться на мужчин.
Угнетение — это плохо, понятненько?
Там, где раньше хватало одной сцены, теперь — пятнадцать минут разномастных унижений. Где произносили одно точное слово — водянистые лекции в духе монологов персонажа Макконахи из «Настоящего детектива».
Жестоких сцен в сериале, кстати, стало еще больше, только из-за все той же нарочитости работать они в большинстве своем перестали. Раньше чернуха помогала проникнуться к персонажам сочувствием — теперь вызывает только скуку.
Не подумайте: «Рассказ служанки» все еще о хороших и правильных вещах; у него все еще замечательный пацифистский заряд. Просто когда и без того очевидный смысл тебе начинают разжевывать, словно ты сам неспособен сложить два и два, произведение мельчает, а тебе кажется, что кто-то ну слишком уж усердно отрабатывает социальную повестку. Возможно, все дело в том, что в основу первого сезона положена одноименная книга, тогда как второй — это целиком выдумки сценаристов. Если так, то за третий сезон уже сейчас немного страшно.
Кроме того, у «Рассказала служанки» наметились явные проблемы с логикой повествования. В сеттинг сериала и так многие не могут поверить — слишком уж нереальной выглядит концепция Галаада, но теперь защищать это царство болванов тяжело даже мне.
Особенно досталось верхушке страны. Их порой выставляют такими идиотами, что просто диву даешься: как им вообще удалось захватить власть в одном из сильнейших государств в истории человеческой цивилизации? Они неспособны раскрыть у себя под носом даже самый дохлый заговор, не допрашивают служанок, пойманных при попытке бегства и не могут отличить подпись одного человека от другого.
В остальном мире с логикой тоже вдруг все стало туго. Только вдумайтесь: канадское правительство отменяет подписание договора с Галаадом только после того, как в интернете всплывают письма и дневники Служанок. И это при том, что в этой же самой Канаде живут девушки, уже из Галаада сбежавшие! Которые видели все своими глазами, прошли через ад и могут много чего рассказать такого, чего ни одна бумага не стерпит! Но нет, интернет-бунт, конечно, куда значительнее!
Расчехляем твиттеры, заряжаем хэштеги.
Что это? Поклон силе интернета? Идея-то, может, и здравая, но реализована попросту жалко.
Сдала и режиссура. Здесь все еще есть блистательные сцены, от которых могут выступить слезы, операторская работа все так же впечатляет, но прибавилось, например, бессмысленной ходьбы под грустную музыку, из-за чего у некоторых серий можно смотреть только последние 15 минут.
Впрочем, светлые стороны у второго сезона тоже есть. Линия Яснорады (она же — Серена Джой), совершенно прекрасна — блестящий, выдающийся персонаж. Ее поступки понятны и не вызывают вопросов, ее трагедия — тяжела и трогательна. Это сложный, противоречивый и очень глубокий человек, которого хочется любить, жалеть и ненавидеть одновременно. А еще уважать.
Отлично удалась и Эмили — жестокая и целеустремленная, воплощение страсти и борьбы. Любопытно, что именно она в итоге и получает спасение — заслужила. Пожалуй, ради двух этих женщин второй сезон смотреть и стоит.
А вот с Джун творится непонятно что. Ее настроение и цели меняются через каждые две серии, и вряд ли это можно списать на беременность. То она готова сражаться и бороться — то принимает свою участь. То хочет сбежать — то вдруг отказывается от верного способа выбраться.
Ну и эта концовка… Не хочется ничего спойлерить, так что скажу лишь, что таким взглядом в камеру может смотреть разве что Халк в финале каких-нибудь очередных «Мстителей», но точно не человек, только что обрекший десятки людей на пытки и мучения.
Финал сезона — это вообще то, из-за чего я решил написать этот текст. Хуже завершения придумать было просто невозможно. Все произошедшее за эти 13 серий попросту обесценивается. Выкиньте из сюжета все события кроме родов и, собственно, финала — и глобально ничего не поменяется. Отвратительно.
Тем не менее, история все еще цепляет и даже в таком виде смотреть второй сезон интересно. Обидно лишь за растраченный впустую потенциал. Из мощной, пробивной драмы, исследующей глубины человеческой души, «Рассказ служанки» превратился в очередное дежурное высказывание о пользе феминизма, вреде угнетения и важности любви.
Тематика-то та же, но фокус создатели, кажется, все же потеряли.