Мнение. С новым выпуском комикса «Ходячие мертвецы» изменились навсегда
Осторожно, спойлеры!
В The Walking Dead #192 умер Рик Граймс — персонаж, с которого история «Ходячих мертвецов» началась. В 2003 году Роберт Киркман начал свою серию комиксов с вольного пересказа «28 дней спустя», но его история постепенно переросла в самую известную и самую обширную современную зомби-франшизу.
Я присоединился к «Ходячим мертвецам» примерно в 2005 году — около 14 лет назад с The Walking Dead #24, того самого выпуска, где Рик говорит «We are the Walking Dead». Тогда я искал в сети комиксы, потому что в газетных киосках можно было найти только похожие на «Тома и Джерри» детские истории или редкие издания Marvel от «ИДК». Мне хотелось чего-то иного, и я наткнулся в сети на сканлейтеров, которые переводили альтернативные комиксы издательств Vertigo, Image, Avatar Press и многих других. Именно там я впервые познакомился с «Ходячими мертвецами».
Я всегда любил зомби-тематику, но среди комиксов было немного достойных историй. Почти все они либо были трэшем в духе Night of the Living Dead (отвратительные спин-оффы фильмов Джорджа Ромеро), либо были ранними попытками переосмыслить жанр, но, как это часто бывает, не самыми удачными.
А Роберт Киркман изменил правила.
В его вселенной акцент сместился с мертвецов на выживших — самым страшным злом здесь стали не ожившие трупы, а живые люди, которые стали вести себя непредсказуемо. Причем комикс действительно мог удивлять — умирали главные герои, менялись места их выживания, регулярно страдал Рик Граймс.
С годами казалось, что в сюжете есть только двое бессмертных персонажей — Рик и его сын. Их тяжело ранили — они выживали. Им угрожали смертью — они выбирались из любой передряги. Их пытались вывести на второй план, уделяя внимание другим героям, — не получалось, фанаты хотели продолжения истории Граймсов. И теперь все изменилось.
Годы шли, франшиза неминуемо развивалась — вышел десяток игр на различных платформах, два сериала во вселенной, несколько настолок и даже комиксы-спин-оффы вроде The Walking Dead: The Alien от Брайана Вона и Маркоса Мартина.
Несмотря на падение рейтингов у основного сериала, франшиза с каждым годом лишь росла — люди, которые через сериал пришли к комиксу, оставались с ним и ждали каждого нового выпуска с таким же нетерпением, как и те, кто читал его с начала.
С годами я начал собирать комикс в коллекцию — я купил в совокупности девять томов в твердом переплете, это чуть больше сотни выпусков, меньше половины всего вышедшего. В Россию «Ходячие мертвецы» шли очень долго. Сначала их с ужасными задержками выпускало издательство «42», затем был долгий период, в течение которого фанаты решили, что серии уже не будет на русском языке, но их спасло «Комильфо» — издательство, перекупившее серию и догнавшее оригинальные тома всего за несколько лет.
Сегодня в отечественных магазинах комиксов можно купить и ознакомиться более чем с тридцатью томами «Ходячих» на русском языке. Более того — издательство переиздает серию в компедиумах — сборниках в твердом переплете по 48 выпусков в каждом.
Приобщиться к «Ходячим мертвецам» стало проще, и я искренне советую это сделать.
Конечно, комикс не идеален. Роберт Киркман в лучших традициях своих коллег-сценаристов наполнил его и филлерами, и местами откровенно дешевой драмой, и даже откровенно нереалистичными на общем фоне эпизодами, но это все равно крайне проработанная история в сеттинге зомби-апокалипсиса, найти аналог которой среди комиксов вы не сможете.
Смерть Рика была неизбежна.
Киркман уже много лет говорил, что Граймс не доживет до конца комикса, но фанаты ему не верили — они привыкли, что Роберт периодически их обманывал в угоду каким-то неожиданным твистам или драме, и потому сомневались, что он сможет вывести из сюжета того, с кого «Ходячие мертвецы» начались. Но он это сделал.
Впервые с момента смерти Лори и Джудит на страницах комикса совершенно непонятно, куда серию поведут дальше. Киркман прописал все так, что Карл не будет мстить за отца, а линия Содружества теперь продолжится без него — самая цивилизованная община во вселенной комикса сыграла свою роль и лишила историю человека, который помогал строить новое общество на руинах старого.
Роль Граймса в «Ходячих мертвецах» трудно оценить — персонаж двигал сюжет вперед, буквально вел за собой людей в неизвестность и только благодаря его напористости и упорству выжившие получили второй шанс и мир, о котором мечтали с первых дней зомби-апокалипсиса. Можно по-разному относится к Рику — он принимал немало спорных решений, но нельзя не оценить его вклад в развитие истории.
Радует, что Граймс умер без лишнего пафоса — в одиночестве, когда никто не смог прийти на помощь, без роялей в кустах и очередного чудесного спасения. В этом жуткая ирония — всю жизнь он собирал вокруг себя людей, но умер, когда никого не было рядом. Эта смерть чем-то напоминает эпизод с Дэрилом Диксоном из сериала, который нашел своего зомбированного брата, убитого Губернатором. По крайней мере, вызывает такие же опустошающие эмоции. И крайне символично, что нашел Рика именно сын. В каком-то смысле в этой сцене отец передает сыну эстафету.
Но сможет ли Карл Граймс стать достойной заменой отцу? Как Союз общин отреагирует на произошедшее? Вернется ли в историю изгнанный Ниган? Станет ли шериф Капур с тизера 194 выпуска заменой Рику? И не значит ли это, что «Ходячие мертвецы» постепенно приближаются к своему финалу? История одного Граймса уже рассказана — теперь дело за вторым. А мир может жить дальше и без них. И это событие может стать отличной затравкой для решения уйти от Союза общин, представив совершенно новых людей и новые истории — как в сериале-спин-оффе.
Но решится ли на это Роберт Киркман? Покажет время.
Сделали то, на что сериалу яиц не хватило
Кому лень читать. Суть в последних трех абзацах.