Мнение. «Ривердейл» — подростковый детектив про мрачные тайны тихого городка, который нужно смотреть
В США Archie Comics — это культурный феномен. Практические все подростки так или иначе знакомы с Арчи Эндрюсом и Джагхэдом Джонсом, а вопрос «Бетти или Вероника» среди фанатов комиксов вызовет долгие дискуссии.
Все дело в том, что издательство очень вовремя заняло важную нишу, где не было конкурентов.
В 1941 году на страницах комикса Pep Comics #22 впервые появились Арчи, Джагхэд и Бетти (сам комикс был сборником историй о супергероях и стартовал в годы, когда Archie Comics еще называлось MLJ Comics). Персонажи очень понравились аудитории, и с 1942 года стартовала серия Archie Comics, которая выпускалась вплоть до 2015-го (73 года!), а после издательство решило осовременить Арчи и его друзей, перезапустив линейку, перенеся Эндрюса, Купер, Джонса и Лодж в наши дни. Но об этом чуть позже.
Чем Арчи и его друзья так привлекли читателей? Своей приземленностью. Это были простые истории о жизни подростков, у которых постоянно что-то шло не так.
А Эндрюс никак не мог определиться, в кого он действительно влюблен — в Бетти или в Веронику. Этот любовный треугольник, который не разрешался на протяжении семидесяти лет, был обыгран самыми разными способами. Несколько раз Арчи даже был близок к тому, чтобы жениться то на Бетти, то на Веронике, но в итоге все шло как всегда.
Ривердейл, кстати, удивительный город. Помимо Арчи и его друзей, здесь, например, живет Сабрина Спеллман — та самая маленькая ведьма, о которой в 1996–2004 году выходил сериал от ABC и WB. У нее, кстати, скоро будет новый сериал от Netflix — The Chilling Adventures of Sabrina. Обещают мрачную драму.
Когда в 2015 году Archie Comics перезапустили, их сделали максимально приближенными к современным подростковым реалиям — социальные сети, мемы, флэшмобы и и многое другое.
Издательству удалось изменить не только восприятие комикса, но и его подачу. Здесь больше не было вечного любовного треугольника — его расширили, добавив новые лица в драму Арчи, Бетти и Вероники. Конечно, ряд персонажей, получивших больше внимания, был и раньше. Например, в старых комиксах у Арчи был непродолжительный роман с Шерил Блоссом, но тогда ее умышленно дистанцировали от любовного треугольника, а вот после перезапуска издательство пошло иным путем, решив осовременить сами подростковые отношения, которые стали более свободными, чем в те годы, когда комиксы про Арчи только появились.
Сериал «Ривердейл» основан именно на перезапуске Archie Comics. Его действие происходит в наши дни в американской глубинке. Изначально его заказал телеканал Fox, но впоследствии «Ривердейл» перешел к The CW. У канала уже был опыт работы над адаптацией комиксов («Стрела», «Флэш» и другие).
Вот только там, где супергероика The CW проигрывала — костюмы, экшен, динамика, — «Ривердейл» выигрывает. Ведь здесь нет костюмов — это адаптация совершенного другого вида комиксов, который раскрывается по большей части через диалоги героев.
«Ривердейл» — это детище Роберто Агирре—Сакаса (писал сценарий для отдельных эпизодов сериала «Хор», а также писал различные комиксы для Marvel и Archie Comics) и Грега Берланти (выступал сценаристом всех супергеройских проектов The CW). Причем большинство решений принимает именно Роберто. Его заслугой был общий мрачный тон сериала, заметно отличающий его как от оригинальных комиксов, так и от перезапуска.
Так что такое «Ривердейл»?
Это история четырех подростков и их ближайшего окружения, которые оказываются в самом центре мрачных событий, охвативших Ривердейл. Причем образы мужской половины основного каста заметно изменены по сравнению с комиксами. Например, неуклюжий ловелас Арчи (Кей Джей Апа) превратился в уверенного в себе любимца женщин (он даже учительницу в школе соблазнил!), который старается дистанцироваться от всех, кому он интересен ради Вероники Лодж. Его друг Джагхэд (Коул Спроус) из ленивого любителя поесть стал главным борцом с несправедливостью в Ривердейле, который неспособен быть в стороне, когда что-то не так.
А вот Бетти Купер (Лили Рейнхарт) и Вероника Лодж (Камила Мендес) в целом похожи на свои прообразы из комиксов. Одна — образованная и умная девушка, ломающая стереотип о блондинках, желающая быть в центре событий. Другая — избалованная дочь богатых родителей, которая решает исправиться, чтобы стать лучше и ближе к своим новым друзьям.
Главное изменение в другом — в «Ривердейле» нет любовного треугольника «Бетти-Арчи-Вероника». Создатели сериала уходят от этой линии, сводя Бетти с Джагхэдом.
В комиксах они были близкими друзьями, но до отношений у них не доходило. В сериале же все выходит иначе. И буквально с первых серий Купер забывает про свою увлеченность Эндрюсом ради Джонса. Таким образом, в сериале есть две пары друзей (Бетти-Вероника и Арчи-Джагхэд), которые не конкурируют друг с другом, как это было в комиксах. В большинстве случаев они действуют сообща.
Изменились и многие персонажи второго плана. В «Ривердейле» много внимания уделяется родителям главных героев, которые в сериале заметно отошли от своих образов из комиксов, что делает их более живыми и менее карикатурными, чем в оригинале. Отдельного упоминания достойны Элис Купер в исполнении Мэдхен Амик (вы можете помнить ее по сериалу «Твин Пикс») и Хайрам Лодж (его сыграл Марк Консуэллос). Их герои в «Ривердейле» получились гораздо глубже и интереснее, чем в оригинальных комиксах.
Если говорить грубо, то «Ривердейл» — это компиляция лучших идей Archie Comics последних лет. Мрачный тон направления Archie Horror, современные подростковые реалии перезапуска 2015 года, персонажи из культовых историй в современной подаче и уклон в сторону детектива в духе импринта Archie Comics — Dark Circle Comics.
Первый сезон начинается с загадочной смерти Джейсона Блоссома (Тревор Стайнс) — наследника одной из самых богатых семей Ривердейла. Параллельно в город приезжают Гермиона Лодж (Марисоль Николс) и ее дочь Вероника. Отец семьи Хайрам настоял на том, что они должны уехать в небольшой и тихий Ривердейл, пока он отбывает срок в тюрьме. Дальше сериал набирает обороты, приглашая зрителя вместе с подростками разгадать загадку убийства Джейсона. И все оказывается не так просто, как могло бы быть. У каждой семьи в Ривердейле есть свои секреты, и речь не только о взрослых, но и о детях.
Второй сезон продолжил исследование Ривердейла, добавив в сериал Черного капюшона из одноименного комикса, выпущенного Dark Circle Comics. Он становится главным антагонистом второго сезона, выступая не в роли супергероя, а в качестве серийного убийцы, карающего грешников в Ривердейле.
И его появление меняет всех героев до неузнаваемости. Арчи собирает своих друзей-футболистов, чтобы они показали маньяку, что Ривердейл не боится его, Джагхэд начинает расследование, которое приводит его в банду собственного отца, Бетти обнаруживает, что Черный капюшон заинтересован в сотрудничестве с ней, а Вероника погружается в преступный бизнес Лоджей.
И подобная эволюция персонажей в «Ривердейле» прописана очень грамотно. Здесь нет внезапной смены направлений и каждое важное решение героев влияет не все последующие. Поэтому «Ривердейл» как драма выглядит на удивление хорошо. Особенно если вы знакомы с оригинальными персонажами. Наблюдать за тем, как Агирре—Сакаса и его команда сценаристов изменили всех этих героев, сохранив их ключевые черты, мелкие элементы, которые прописывались в комиксах десятилетиями, действительно интересно.
При этом сериал вряд ли заинтересует вас, если вас отталкивает сам жанр подростковой драмы. Со всей мрачностью и детективной составляющей это все-таки история о подростках.
Здесь много любви, признаний, ошибок и маленьких побед — всего того, что создает и разрушает отношения между людьми, позволяет им совершать ошибки и учиться на них, становясь сильнее для чего-то нового. Местами это очень наивно, местами жизненно, местами просто глупо — но из этого и состоят отношения, особенно для тех, кто начинает их впервые.
Роберто старается делать Ривердейл таким, чтобы он смог удивить даже фанатов комиксов. Например, моим любимым персонажем стала Шерил Блоссом (Меделин Петш). В комиксах она любила манипулировать другими, в частности Арчи, и была очень эгоистичной. В сериале же ее сделали непредсказуемой, импульсивной и самоотверженной. Шерил готова заступиться за близких, хотя иногда она и сама создает им проблемы.
Агирре—Сакаса добавил в сериал много того, что он любит сам. Например, во втором сезоне есть серия-мюзикл, которая посвящена попытке поставить «Кэрри» Стивена Кинга в школе. Роберто выступил сценаристом экранизации «Кэрри» 2013 года с Хлоей Грейс Морец и настолько вдохновился этим романом, что решил воплотить его и в «Ривердейле».
The CW продлил «Ривердейл» на третий сезон, в котором история далеко не тихого городка в американской глубинке продолжится. Если вам интересны необычные и оригинальные адаптации комиксов, то вам стоит обратить внимание на «Ривердейл».
Это не идеальный сериал, в нем множество стандартных для подростковых драм штампов и типичных клише с клиффхенгерами, но к первоисточнику сериал относится с большим уважением и черпает оттуда только то, что сработает на экране.