Мнение. Почему негодование геймеров в случае с эксклюзивностью Metro: Exodus оправдано
Чтобы понять его причины, стоит вспомнить, как Steam заслужил свое лидерство на рынке — особенно в России, где пиратство было едва ли не дефолтным способом приобретения игр. Издатели тогда боролись с пиратством, прибегая к драконовским DRM вроде StarForce, из-за которых сейчас в игры середины нулевых поиграть вообще невозможно. А еще постоянно шли нападки на людей, промышлявших торрентами.
Гейб же выбрал другой путь — он прямо заявил, что хочет не бороться, а конкурировать с пиратством, предоставляя геймерам привлекательную альтернативу торрентам. Казалось бы — как можно что-то противопоставить возможности быстро и бесплатно унести готовую копию игры? Но Valve смогла. Автоматические обновления, региональные цены, достижения, гарантированная возможность снимать скриншоты, встроенная соцсеть с друзьями и чатами, мультиплеер за пару кликов, возможность стримить без сторонних приложений — список удобств и сервисов, которые предоставлял Steam, можно продолжать очень долго. Steam не победил пиратство полностью, но очень серьезно заставил его подвинуться.
Покупка игры в Steam стала удобным способом сказать «спасибо» разработчикам, а благодаря социальной составляющей сервиса он стал домом для подавляющего большинства PC-геймеров. В Steam у них было все, что нужно.
Изначально внедрение Steam проходило со скрипом — игроков вынуждали ставить лишний сервис при помощи эксклюзивов от самой Valve. Однако она никогда не вынуждала сторонних издателей выпускать свои игры исключительно в Steam: со временем (особенно после блистательной коллекции The Orange Box) они сами потянулись в сервис Valve. Они могли продолжать продавать свои релизы и вне Steam — сам видел, как один инди-разработчик предлагал геймерам купить свои игры на собственном сайте, чтобы ему досталась вся выручка, а не 70%. Но большинство все же предпочитало иметь все свои игры в одной библиотеке.
Когда Steam вырос до внушительных размеров, другие компании опомнились и захотели свой кусок пирога. Геймеры, ценившие Steam за максимальное удобство, были этому не рады: по фичам конкуренты сильно проигрывали «Стиму», а разделять библиотеку и устанавливать лишние лончеры многим не хотелось. В этом плане наилучший компромисс предложила Ubisoft: она продавала свои игры через Steam, радуя игроков привычными достижениями и карточками, но запускать их требовала через собственный лончер Uplay (где дарила дополнительный контент за ачивменты). И волки сыты, и овцы целы.
Про Games for Windows Live вспоминать лучше не будем: там все было совсем плохо. Другие же компании в своих лончерах продавали игры собственного производства: EA в Origin, Blizzard в Battle.net, Bethesda и Epic — у себя. Даже когда EA начала продавать в Origin чужие игры (той же Ubisoft), ни у кого вопросов не было — не эксклюзивы же.
Наибольшее недовольство со стороны геймеров начиналось тогда, когда продолжения серий, полюбившихся им в Steam, оказывались в нем недоступны — как, например, Dead Space 3, Call of Duty: Black Ops 4 или Fallout 76. Кто-то принимал необходимость устанавливать новый лончер, кто-то шел на принципы и оставался в Steam.
Но все поменялось со стартом Epic Games Store. Он предложил очень выгодные условия для издателей, но не для игроков: им было мало резона устанавливать еще один лончер (если они, конечно, до этого сами не гоняли в мегапопулярную Fortnite). Публику Epic начала заманивать раздачами бесплатных игр (их проводил Origin — не очень-то помогло) и эксклюзивами. Но не своими собственными играми: ей нечего предложить, кроме Fortnite.
Первой ласточкой стала Hades, разработанная инди-студией Supergiant. Epic тут не издатель и вроде как сбоку припека, а игра все равно эксклюзив. Тревожный звоночек. Затем The Walking Dead: The Final Season от Telltale, вышедшая было в Steam, оттуда пропала. Ладно, Epic вроде как помогает с тем, чтобы закончить игру за разорившейся компанией, допустим. Но затем из Steam исчезли две игры со страничками в Steam — Tom Clancy’s The Division 2 и Metro: Exodus, предзаказы на которую уже активно принимались. И этого уже простить было нельзя.
Со стороны геймеров это выглядит так: откуда ни возьмись появляется Epic с ее миллиардами и переманивает игры из Steam, лишая их, игроков, тех удобств, на которые они рассчитывали, запрещает им приобрести игру в том магазине, где они хотят, и наслаждаться ей в рамках любимого сервиса.
Это не просто «поставь себе другой клиент». Геймеров, не успевших оформить предзаказ, лишают возможности, которую им уже обещали, — играть через Steam (со всеми сопутствующими удобствами). Лишают внезапно, незадолго до релиза, без предварительного уведомления. Разве можно винить геймеров в том, что они сочли такое поведение свинством?
И разве удивительно, что геймеры пошли минусовать оценки предыдущим частям The Division и Metro? У них нет другого рупора, чтобы выразить свое негодование. Голосование кошельком — само собой, но, вообще говоря, не покупать какую-то игру можно по миллиарду причин, но вот быть в ней заинтересованным, быть поклонником предыдущих частей и при этом чувствовать себя преданным издателем — это повод для того, чтобы высказаться.
И да, конечно, речь идет о негативе и в сторону Epic, ведущей агрессивную политику по выкупу эксклюзивов, и в сторону самих издателей — именно на их прошлые игры сыплются «дизлайки». Уходя из Steam, издатели прямо говорят геймерам, что их интересы для компаний куда менее важны, чем собственные. Такое каждому будет неприятно.
В завершение давайте рассмотрим несколько позиций, с которых возмущенную публику критикуют.
«Неужели так сложно поставить себе другой лончер?»
Ни один лончер не догоняет Steam по функционалу. Уйти из Steam — значит отказаться от привычных удобств. И ради чего?
«На консолях тоже эксклюзивы, и ничего»
Производителям консолей эксклюзивы нужны для того, чтобы продавать консоли. Epic Games не создала новой платформы, не предложила игрокам ничего нового.
К тому же в консольных войнах за эксклюзивы не бывало такого, чтобы игра, предзаказы которой уже стартовали на одной платформе, внезапно становилась эксклюзивом другой.
Даже когда платформодержатель вроде Microsoft приобретает новые студии (Mojang, Obsidian, inXile), они соблюдают свои обещания и выпускают мультиплатформенные релизы.
Да, были случаи временной эксклюзивности игр от сторонних издателей — как, например, с Rise of the Tomb Raider. Но им мало кто был рад — плюс изначальные продажи той же RotR были очень скромными, а основная их масса последовала позже — с переходом на мультиплатформу и скидками.
Дальше микрофон передается Нейтану Грейсону с Kotaku.
Valve своим бездействием и уклончивыми ответами на протяжении лет культивировала гипертоксичную пользовательскую базу, выступающую «за потребителей», и сейчас она использует слова, которые с большой вероятностью заставят эту пользовательскую базу устроить истерику и атаковать людей, которые не выпускают игры в Steam.
Это он пишет в ответ на то, что Valve осудила внезапный перенос Metro: Exodus из Steam. У него Valve виновата.
Грейсону словно невдомек, что токсичность в Интернете воспитывать не надо — она сама собой появится везде, где будет много народа (а в Steam больше народа, чем где бы то ни было). И геймеры так же яростно минусовали The Division после «предательства» второй части — без каких-то комментариев со стороны Valve. Да, можно назвать их токсичными. Но винить их в том, что они носят на рукаве слоган «за потребителей» — это какое-то безумие. А вы, пардон, за кого? А игры вообще делаются для кого?
«Возмущенные — это всего лишь vocal minority, толку от этого шума не будет»
Возможно. Действительно, публика не славится своей чистоплотностью, и тут в самый раз вспомнить скриншот Steam-группы «Бойкот Modern Warfare 2», большая часть участников которой играет в Modern Warfare 2. А Black Ops 4 ушла из Steam и отлично себя чувствует.
Но вместе с тем народное возмущение недооценивать не стоит. Был случай с Battlefront 2, когда на аналогичном негодовании получилось добиться переделки всей игры — и теперь лутбоксы с чем-то кроме косметики считаются моветоном.
К тому же те, кто больше всех кричит — это как раз самые ярые, самые преданные делу геймеры. В их глазах Epic Game Store стремительно перешел из категории «да кому он нужен» в личные враги.
Сейчас, через день после «кражи» Metro: Exodus из Steam, все топовые обсуждения сабреддита про PC-гейминг посвящены резкому осуждению Epic Store.
Забавно, что именно эту аудиторию пытается переманить к себе GOG, бравируя отсутствием защиты в своих играх (отсюда и эта кампания FCK DRM — ведь это единственное, в чем GOG превосходит Steam). Epic же, судя по всему, решила, что vocal minority ей ни к чему, что от токсичности этой аудитории надо защищать разработчиков.
Время покажет, насколько ставка Epic окажется верной. Сейчас же я лишь хочу отметить, что у возмущенных есть все основания возмущаться. Делая это, они громко озвучивают свою позицию как потребителей, они говорят издателям, чего хотят. И это правильно, пусть даже часто и выражено в не самой лучшей форме. Что же до Epic, то она сейчас пытается фактически силой заставить игроков использовать ее магазин — а насилу мил, как говорится, не будешь.
Надо бы еще ДМЦ5 успеть купить, а то мало ли что =\