Мнение. Почему нам нужно больше фильмов в духе «Гори, гори ясно»
В этом материале я хотел бы поднять важный вопрос альтернативы классической супергероике, буквально заполонившей кинорынок в последние годы. И «Гори, гори ясно» представляется мне тем важным фильмом, который нельзя пропускать в прокате.
Картина от режиссера Дэвида Яровески довольно проста на первый взгляд. Это в каком-то смысле современная интерпретация «Омена», в которой вместо антихриста зрителю представляют Супермена, решившего стать не защитником человечества, а его проклятием.
В 2019 году кинокомиксов стало так много, что в мае мы получили сразу три — «Шазам», «Хеллбой» и «Мстители: Финал». Все фильмы получились разными и непохожими, но объединяет их одно — это классическая подача персонажей из комиксов с адаптацией образов героев и поправками на эпоху.
Мы никогда прежде не видели на экране Шазама, и его первый сольный фильм представляет зрителю героя. «Хеллбой» не первая экранизация, но он недалеко уходит от стандартной подачи демона из комиксов Майка Миньолы. А «Финал» и вовсе становится первой крупной попыткой исследования путешествий во времени в киновселенной Marvel. Ранее в этом году мы видели и другую классическую адаптацию комиксов — «Капитана Марвел».
Такое засилье кинокомиксов понятно — супергероев множество, и каждый из них требует истории происхождения. С персонажами, у которых богатая история и бэкграунд, не работает подход «Лиги справедливости», где представили сразу несколько героев без предыстории, из-за чего их образы в фильме оказались максимально несуразными.
Тем не менее, к 2019 году зрители видели достаточное количество фильмов, мультсериалов и телешоу о супергероях, знакомы со многими из них. Редкие эксперименты вроде «Логана» или «Дэдпула» показывают — аудитория готова к нестандартной супергероике, к попытке переосмыслить классические образы в угоду альтернативному прочтению историй знакомых миллионам героев.
В комиксах крупнейшие издательства уже несколько десятков лет исследуют концепцию мультивселенной, где из-за сложившихся иначе событий местами совершенно кардинально преобразились знакомые читателям герои. Человек-паук мог стать генетическим мутантом, Халк — бурлящей радиоактивной биомассой, Бэтмен — Зеленым фонарем, Супермен — преемником Иосифа Сталина.
Эти попытки представить знакомых героев в ином ключе всегда интриговали читателей. Но они редко выходили за пределы комиксов. Максимум в анимации, где студии могли себе позволить представить альтернативные версии супергероев. Так появился, например, викторианский Бэтмен, превзошедший оригинальный комикс, и Преступный синдикат — альтернативная версия Лиги справедливости.
Но этого мало — в кино до выхода «Гори, гори ясно» мы могли видеть лишь экранизации альтернативных комиксов, в которых исследовались измененные образы знакомых героев — как, например, в «Хранителях».
«Гори, гори ясно» не создает нового супергероя, а берет уже знакомого миллионам и задает зрителю вопрос «А что, если бы все было иначе?» и представляет своего Кларка Кента, который мог бы стать более человечным, чем земляне, но не пожелал этого. Это кардинально меняет образ персонажа — из сильнейшего героя он становится страшнейшим злодеем, потому что на Земле практически нет средств, которые могли бы остановить его.
А что будет, когда подросток вырастет и раскроет весь свой потенциал? Попытается ли он захватить мир, став его королем? Или просто уничтожит землян, отправившись в другие миры? Богатая почва для исследования в возможных продолжениях картины.
Но и это не предел. «Гори, гори ясно» — кстати, достаточно хорошо принятый критиками, — открывает дорогу другим режиссерам при попытке переосмыслить героев. Что мешает снять фильм про пилота ВВС, который находит внеземной артефакт в виде кольца, порабощающий его сознание и управляющий его телом? Или историю парня, который после несчастного случая начинает двигаться так быстро, что мир вокруг него буквально замирает? Или духовный продолжатель «Апгрейда», в котором героя объединяют с искусственным интеллектом, что постепенно захватывает его тело?
Словом, концептов множество — их необязательно брать только из Лиги справедливости. Достаточно открыть комиксы в духе What If и Elseworlds, чтобы убедиться, как много существует нестандартных подходов к подаче известных персонажей. Многие можно адаптировать для кино. Так жанр киносупергероики стал бы разнообразнее и смог привлечь ту аудиторию, которая устала от блокбастеров, но все еще любит супергероев, и хотела бы увидеть нечто новое.
Нужно начать снимать фильмы оторванные от киновселенной из цикла What if.
Хоррор про супермена, рофл
Ждем хоррор про человека-паука, в котором паук будет красть людей, заматывать их в паутину и высасывать внутренности. А потом ему откусит голову Гвен-паук.