Мнение. Почему критика темнокожей Русалочки не равна расизму и как ее можно было избежать
Важно подчеркнуть, что практически все реакции упираются именно в цвет кожи Бэйли. Она практически неизвестна как актриса, и «Русалочка» будет ее первым фильмом. Так что критика ее назначения на эту роль упирается во внешность певицы, и талант ее никак не затрагивает.
Мне кажется, в современном цивилизованном мире убежденных расистов далеко не так много. Критика посыпалась бы и в адрес ЛЮБОЙ актрисы, которая сильно отличалась от того образа, что мы видели в мультфильме 1989 года и последующем сериале.
Люди в принципе склонны привязываться к визуальному образу, сформированному первой популярной экранизацией чего бы то ни было, и последующие исполнители этой роли, как правило, выбираются похожими на то, что было в оригинале.
А если это не так, то возмущение фанатов практически гарантировано: достаточно вспомнить, какова была реакция на кастинг Хита Леджера на роль Джокера.
Любопытно, что если первоисточник — книга, то негодования, как правило, куда меньше. Дылду Джека Ричера сыграл коротышка Том Круз, облик неряшливой Гермионы успешно узурпировала красотка Эмма Уотсон, а Геральт из третьего «Ведьмака» теперь будет постоянно заглядывать через плечо Генри Кавиллу, вопрошая, где же его второй меч. Но Кавилл хотя бы выглядит относительно похоже, как и актеры, игравшие Бэтмена за последние тридцать лет.
А представляете, что было бы, если бы Брюса Уэйна или того же Геральта сыграл Стив Бушеми?
Это был бы фарс. И кастинг темнокожей актрисы на роль, которая прочно у всех ассоциируется с Эммой Уотсон, выглядит как такой же фарс. Только подается она на полном серьезе, как канон. И это вызывает еще большее отторжение.
Фанаты, запомнившие и полюбившие героиню, чувствуют себя обманутыми, преданными. А им в ответ кричат, что они расисты.
Тут мы подходим к вопросу расовой принадлежности актеров и их персонажей. В давние времена Голливуд действительно повсеместно практиковал «вайтвошинг», когда роли этнических персонажей крайне неубедительно играли белые люди (классический пример — Чарлтон Хестон в роли мексиканца в «Печати зла»). Объяснялось это частично расизмом, точнее сегрегацией США в годы формирования индустрии, частично — сугубо коммерческими соображениями (на фильм с белым в главной роли пойдет больше белых).
В наше время тоже можно назвать десяток белых звезд, «ворующих» роли небелых персонажей благодаря своему статусу и все тех же коммерческих соображений. Но кто был самым высокооплачиваемым (читай: кассовым) актером мира в 2017 году? А кто занял 2 и 3 места в 2018-м? Дуэйн «Скала» Джонсон и Вин Дизель уже давно на равных состязаются с Томом Крузом и Дэниэлом Крэйгом, а то и обходят их по гонорарам. При этом многие роли традиционно белых персонажей также достаются представителям иных рас.
И проблема тут в двойных стандартах. Первое многие западные СМИ и активисты продолжают называть «вайтвошингом» и осуждать даже в тех случаях, когда персонаж едва ли не создается с нуля, как, например, в недавних западных адаптациях «Тетради смерти» и «Призрака в доспехах».
Второе они называют «нетрадиционным кастингом» и активно поощряют. В условиях такой конъюнктуры несложно предположить, что и новая Ариэль сменила расу не потому что Бэйли — настолько блистательная актриса, а потому что тренды этому благоволят. Потому что любой темнокожей актрисе будут рукоплескать. Посмотрите только на положительные реакции в американском сегменте интернета: все радуются именно «черной Ариэль». Само собой, многим такая конъюнктура кажется нездоровой: для осуждения подобных решений расистом быть вовсе не обязательно.
Что же сделать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Наиболее здравый ответ звучит так — не надо трогать персонажей, которых все уже знают и любят такими, какие они есть, сделайте новых.
Майлз Моралес не отменил Питера Паркера, Сэм Уилсон не стер из истории Стива Роджерса. Так и Disney могла бы дать Бэйли роль другой русалочки, а не Ариэль, рассказать немного другую историю.
Хотя Disney ведь уже сделала оригинальную темнокожую принцессу в «Принцессе и лягушке» 2009 года. И она, кажется, оказалась совершенно никому не нужной. Неужели компании остается лишь паразитирование на своих былых успехах?
На самом деле, конечно, Голливуд дискриминирует против рыжих