Мнение. Почему гнев фанатов 8 сезона «Игры престолов» не оправдан
Осторожно, спойлеры!
Больше миллиона фанатов «Игры престолов» подписали петицию с просьбой «переснять сезон» и избавиться «от худших в мире сценаристов», в соцсетях сотни мемов и шуток о финале главного сериала HBO, а пользовательская оценка на агрегаторах с каждой новой серией все ниже и ниже. Как так получилось, что сериал, который восторженно смотрели миллионы, оказался причиной гнева даже самых хардкорных фанбоев?
Причина, как это часто бывает, максимально проста — все дело в завышенных ожиданиях. В свое время «Игра престолов» произвела революцию на телевидении. Сериалы такого масштаба и качества проработки выходят нечасто, а HBO, заметив успех адаптации Мартина, с каждым сезоном вливали в проект лишь большие суммы. Благодаря этому крупные батальные сцены стали происходить чаще, в новых сезонах было больше CGI-драконов и магии, а также мелких деталей и качественного грима.
У «Игры престолов» все было хорошо до 5 сезона. Когда книги закончились, сценаристам Дэвиду Бениоффу и Дэниелу Уайссу пришлось придумывать самим, как дальше вести многочисленные линии героев, которых так ловко связывал друг с другом Мартин.
Но сценаристы сериала не писатели, они мыслят иными категориями, нежели создатель «Песни Льда и Пламени». Если он способен уделить полгода одной главе, выверяя каждое написанное слово и сверяя его с написанным в других частях саги, то у Бениоффа и Уайсса такой роскоши нет — они вынуждены работать по регламентам HBO.
Мартину нет смысла спешить, потому что даже если он не закончит книги, они войдут в историю как образец невероятно продуманного фэнтези с талантливой проработкой бэкграунда у практически каждого персонажа. Таковыми были и ранние сезоны сериала — потому что сценаристы опирались на книги Мартина, забирая оттуда все, что хорошо может работать на экране, и отсеивая лишнее. Но когда книги кончились, они стали писать все это «лишнее» сами, уделяя тому, что действительно работает, крайне мало времени.
Из-за этого к последним сезонам «Игры престолов» так много претензий у фанатов. 7 сезон при десяти эпизодах местами казался растянутым, в то время, как в 8 сезоне в шести сериях происходит слишком много событий. Более того, первые два эпизода финального сезона служат подготовкой к крайне насыщенным остальным, из-за чего многие важные для понимания вещи сценаристам пришлось подавать через мелкие детали.
И многие из них были упущены фанатами. Что удивительно — ведь ни стаканчик кофе, ни бутылку воды, случайно оставленные на съемках сцен, внимательные зрители не проглядели.
8 сезон готовили два года. Он потребовал огромных усилий, пожалуй, крупнейших в истории HBO — совершенно невероятное количество людей работало над тем, чтобы завершить столь масштабный проект. И в тех условиях, в каких он снимался, иного финала быть попросту не могло.
Если вы читали книги и, остановившись на последней, решились взяться за сериал, то могли с легкостью предугадать дальнейшее развитие — все дело в иных приоритетах. Если Мартин расценивает персонажей как шахматные фигуры в своей партии и искренне готов ими жертвовать, то Бениофф и Уайсс в финальных сезонах уже не могли убивать главных героев, как это было прежде. Им нужно было думать не только о связности истории, но и о рейтингах, бюджетах, одобрении канала и многом другом.
В условиях столь сильного давления они неплохо справились с задачей. Мрачное фэнтези закончилось не так грандиозно, как предполагали фанаты, но опять же — многие из линий читались еще с 5 сезона. Неожиданные твисты в «Игре престолов» давно перестали удивлять, поэтому в последних сезонах так много несостыковок вроде «телепортации» персонажей или откровенных роялей в кустах.
Имея в руках тот материал, который был перед Бениоффом и Уайссом, они постарались сделать все возможное, чтобы «Игра престолов» получила логичный финал. HBO не стал бы ждать, пока Мартин допишет книги, а фанаты могли бы и позабыть о сериале за десяток лет, поэтому решение продолжать его по телевизионным тропам было вполне очевидным — у сценаристов не было иного выхода и они сделали все, чтобы каждый герой получил в финале свой момент.
Если смотреть финальный сезон именно с этой мыслью, то он впечатляет. Каждый персонаж, доживший до конца «Игры престолов» (а их немало!), получил минуту славы — будь то смерть, мощный монолог или эффектная схватка.
Можно долго спорить о логике сюжета в 8 сезоне, но нельзя не согласиться с тем, что он крайне красив. Особенно меня впечатлил пятый эпизод, где были совершенно кинематографичные сцены с Арьей Старк и Дейенерис Таргариен. Столь высокого уровня при постановке спецэффектов не увидеть не то что в других сериалах HBO — вообще на современном телевидении. Создатели «Игры престолов» понимали, что фанаты будут недовольны решениями сценаристов (какими бы они ни были), поэтому не потратили время впустую — выглядит большинство эпизодов потрясающе.
Конечно, хардкорные фанаты сериала на Reddit и других форумах продолжают разбирать эпизоды, пытаясь найти там скрытые связи и намеки на события, произошедшие прежде. Что-то вроде видений Дейенерис в Миерине, которые оказались правдивыми. Или пророчества, которое услышала Серсея Ланнистер, когда была еще подростком.
Закончился сериал не жестоким и непредсказуемым финалом, как того ждали фанаты, а вполне классическим для фэнтези умеренным хэппи-эндом. В сцене с выборами короля в финале сценаристы устами Тириона Ланнистера говорят, что все герои (читай: создатели сериала) совершили много ошибок, но именно они привели их туда, где они находятся в конце. И, не желая начинать новую войну (в основном из-за того, что у них кончилось экранное время), они заканчивают все спорным, но отчасти логичным, чисто мартиновским способом. Будто кто-то в 1 сезоне «Игры престолов» мог представить на троне именно этого персонажа? Это как раз в духе писателя, который умеет удивлять, неспешно подготавливая почву к тому, что выстреливает буквально в последних секундах.
Так ли оправдан гнев фанатов по отношению к финалу сериала? Он не идеален, но он именно такой, каким он мог быть с учетом всего, о чем сказано выше. Фанаты всегда будут придумывать лучшие, на их взгляд, варианты и жаловаться, что все получилось очень просто. И все из-за их неспособности понять, как много труда стоит за тем, что в итоге получилось. Двух лет попросту недостаточно, чтобы выдать историю уровня Мартина — даже столь талантливым сценаристам, как Бениофф и Уайсс.
Ожидания фанатов были слишком велики, поэтому, опять же, как говорил Тирион в последней серии, компромисс в том, что несчастны должны быть все. Иначе никак.
Хорошо сказано.
Да мне пофиг. Конечно малость скомкано, но тем не менее все закономерно и логично. Не то чтобы я строил прогнозы, но сериал закончился именно так как я того и хотел. Любительница напалма выпилена, на троне местный Муад'диб, Джон живой, Санса тоже свое урвала.
Сказано хорошо , но вот ни слова по сути - то сценаристы талантливые , то "создатели «Игры престолов» понимали, что фанаты будут недовольны решениями сценаристов (какими бы они ни были), поэтому не потратили время впустую — выглядит большинство эпизодов потрясающе". Если создатели понимают , что сценарий лажовый, то надо не бой на 1.5 часа пилить, а сюжетные косяки сглаживать. И вот про этот "масштаб" , "завышенные ожидания" и "вы бы и так не получили то что хотели" - уже был сериал , который всё это потянул и стал легендой. Финал "Во все тяжкие" - лучшее , что было на ТВ. Так что не нужно говорить , что это невозможно было хорошо закончить - возможно, но они не справились