Мнение. Почему играть на ПК в 2019 году — это страх, боль и унижение
Для начала несколько вводных. В разное время у меня были Dendy, Sega Genesis и первые две PlayStation, так что именно к консолям всегда лежала душа. Однако все седьмое поколение я пропустил, а к восьмому приобщился лишь в начале 2018 года. Столь существенный промежуток времени я провел в Steam (и прочих, тогда еще новых лаунчерах), так что большую часть сознательной жизни я все-таки был ПК-игроком.
Но к хорошему быстро привыкаешь, а большое видится на расстоянии. Мое возвращение к компьютеру оказалось трудным. Выяснилось, что на пути обычного игрока к получению удовольствия стоит ряд преград. И если одни зависят от субъективного восприятия, а другие можно хоть как-то исправить, то некоторые давно стали признаком ПК как платформы.
Начнем с наболевшего — с лаунчеров. Сейчас все внимание приковано к противостоянию Steam и EGS, но даже до появления платформы Epic Games все было не очень гладко. Этим летом мы с другом захотели поиграть в кооператив Dead Space 3, ведь совместное прохождение, как известно, даже самые посредственные игры делает как минимум терпимыми, а при включенном креативе и чувстве юмора — по-своему фееричными. В Steam третьей части нет, хотя, казалось бы, первая и вторая отлично уживаются внутри магазина Valve.
Тогда я скачал Origin и мгновенно вспомнил, почему лаунчер EA еще на старте снискал дурную славу. Мало того, что он четыре раза логинил меня в пустой аккаунт, так еще и купленные игры сначала показывать отказывался. Да и общая производительность оставляет желать лучшего. Знаете, как EA заставляет свои студии все делать на Frostbite, пускай движок заточен исключительно под шутеры? Создается впечатление, что на нем и сам Origin сделали.
И так абсолютно со всеми лаунчерами. Uplay пытается завлекать своей системой бонусных очков, за которые можно покупать всевозможный контент, но с радостью сотрет все твои сохранения, чтобы ты еще раз с самого начала перепрошел какую-нибудь часть Assassin’s Creed. Battle.net вне территории World of Warcraft работает довольно неуклюже, а дизайн и интерфейс Bethesda Launcher угнетают. Windows Store — это какая-то бутлег-версия магазина Xbox. А про EGS и так много всего плохого сказано, так что вы и сами все знаете.
А в центре этого безобразия — гордый и величественный Steam. Я не буду спорить, это и правда лучший лаунчер. Только в подобном хаосе не очень трудно стать первым, а сама программа отлично отображает PC как платформу.
Она многофункциональна настолько, что о половине возможностей вы никогда не узнаете, однако во многом безобразна и лишена концептуальной целостности. Чего только один обновленный чат стоит, который будто пришел из совершенно другого ПО.
Steam любит плодить процессы ошибок в диспетчере задач, при закрытии которых они иногда дублируются, чтобы вы никогда от них не избавились. Перед запуском игр он обязательно потратит время на проверку DirectX и установку прочих утилит (иногда их количество переваливает за десять, так что скачанная игра не всегда гарантирует, что ты сразу же сможешь начать ее проходить). Лаунчер любит блокировать сторонние геймпады, а якобы простой и доступный режим Big Pictures — сплошная головная боль.
Да, Steam может стать твоим лучшим другом, но для начала нужно узнать все его повадки, странные ритуалы и запретные действия. Случайный человек явно несколько раз обожжется, удалив, к примеру, все папки с играми по глупой случайности.
Самое смешное начинается, когда вместо игр Steam качает другие лаунчеры. И я еще более или менее могу понять ситуацию с MMORPG, хотя что мешает скачать хотя бы базовую версию той же Final Fantasy XIV, а уже через лаунчер ее обновлять, — загадка. Но вот почему у доброй части игр Ubisoft при нажатии на кнопку «Играть» открывается Uplay, в котором снова нужно нажать «Играть», а Steam тем временем может даже не отобразить, что ты в игре, — вопрос, видимо, эзотерический.
На всех консолях есть единое пространство для всех ваших игр, которому плевать, от какой они студии. Все загрузки остаются в одном месте, от запуска вас отделяет нажатие одной кнопки, никаких проблем. Да, можно долго ругать дашборд Xbox One или жаловаться на отсутствие важных функций в PS4, но факт остается фактом — на консолях есть то самое единообразие, к которому сейчас стремятся все производители современного ПО. PC такой целостности лишен.
Но вот ты разобрался с лаунчерами и готов запускать игру. Видишь логотип разработчиков, возможно, пафосную заставку с крутой песней, которую начнешь моментально пропускать уже ко второму запуску, а внутри уже все закипает от приближения долгожданного геймплея. И тут игра вылетает. Без ошибки, без тормозов — просто ты снова лицезреешь рабочий стол. Добро пожаловать в удивительный мир PC-гейминга!
Чтобы понять суть проблемы оптимизации, давайте возьмем нечто, что долгое время считалось эталоном стабильной работоспособности — iPhone. Его рекламировали как самую надежную систему, а четвертые и пятые версии и правда работали безукоризненно. Но чем больше в смартфонах от Apple становилось инновационных функций, тем чаще они начали тормозить, зависать, перезагружаться и вытворять прочие неприятные вещи.
И это нормально, пускай и несколько тяжело принять. Чем больше в любой системе появляется переменных, тем сильнее возрастает возможность появления неучтенной ошибки, это я вам как разработчик медицинского ПО разной степени сложности говорю. Все баги и вылеты — лишь неизбежное следствие того, что сегодня ваш смартфон способен выручить вас в любых жизненных ситуациях. Он просто стал настолько комплексным, что пространства для ошибок избежать уже не удается.
Но это iPhone, дорогая и брендовая вещь, которую регулирует огромная компания. Компьютеры достигли уровня «комплексной системы» уже лет как 30-40 назад, а их так никто и не регулирует. С помощью PC вычисляются вероятности взрывов звезд и зарождения галактик, запускаются спутники в космос, анализируются миллиарды потоков информации со всего мира. Не трудно догадаться, что хотя бы что-то может пойти не так. И вы правда думаете, что если ошибки случаются даже на огромных серверных фермах, словно пришедших из киберпанка, то купленная недавно игра, еще и сделанная на каком-нибудь бесплатном движке, будет работать идеально?
Конечно нет! Потому игры на PC тормозят, вылетают, часть функций в них резко отказывается работать, а другие реализованы так, что лучше бы их не было вообще.
У меня вот во время матча в Dota 2 вдруг резко пропал интернет. Вернее, мне так показалось, ведь меня выкинуло в главное меню с уведомлением об ошибке соединения. В Discord меня тоже перестало быть слышно, но загвоздка в том, что я слышал всех прекрасно! И сайты спокойно открывались. Было ли это временной блокировкой исходящего трафика или еще что-то — загадка.
Такова цена за то, что параллельно с игрой на вашем компьютере запущено еще с десяток процессов минимум. Если у вас достаточно мощная система, то вы сможете поиграть во что-то одновременно с обработкой, загрузкой или рендерингом чего-либо. Никаким консолям подобная многозадачность и не снилась, только вот обычному игроку, желающему отдохнуть после долгого дня в любой игре, на это плевать. Любая ошибка приведет лишь к раздражению, будь в ней виновны хоть разработчики, хоть технические характеристики PC, хоть совершенно случайные причины.
Я не буду лгать, говоря, что на консолях такого никогда не происходит. Возможно, это было правдой во времена Xbox и PS2, но на восьмом поколении от ошибок не убежать. Разница в том, что PS4, Xbox One и Switch — платформы, заточенные под игры. И со своей основной задачей они справляются первоклассно. PC о подобном уровне стабильности остается только мечтать.
И вам еще очень повезло, если ваш компьютер — настоящий монстр современных технологий, запускающий все в 8К и 120 fps без проблем. Но такие машины стоят не одну сотню тысяч рублей. Подобную сумму могут позволить себе далеко не все, и даже обновление PC по составляющим уже не столь щадящий кошелек вариант. Ведь по цене одной топовой видеокарты можно взять новую консоль, хороший телевизор, все крутые игры и еще на приятные мелочи останется.
Вопрос цены в наших реалиях во многом решающий, а отмазка «зато на PC больше бесплатного» уже не работает. В цифровых магазинах сейчас такие скидки на игры, что годноту можно купить буквально на мелочь, оставшуюся с обедов.
Довольно средний или устаревший по характеристикам PC отправит вас познавать все тонкости настроек графики и различных ухищрений для запуска игр. Готовьтесь копаться в огромном количестве параметров (спойлер — большинство ни на что ощутимо не влияет), прописывать команды в консоли и прибегать к другим экспериментальным решениям. И все ради того, чтобы игра начала выглядеть как ночной кошмар эпилептика, зато прибавила целых пять кадров в секунду.
Учитывая бесчисленное количество моделей процессоров, оперативной памяти, видеокарт и прочих компонентов, оптимизировать все под все невозможно. Восьмое поколение консолей отлично это продемонстрировало, когда и у Xbox One, и у PS4 появились улучшенные версии, которые все про то же самое, просто мощнее. И сразу же началось — то Red Dead Redemption 2 где-то проседает по частоте кадров, а где-то выдает чудеса графики, то вообще все игры работают чуточку быстрее на Xbox One X и PS4 Pro. А ведь это только две версии одной платформы. С PC их сотни и тысячи. Сами знаете, к чему это привело.
Только есть один важный факт. PlayStation 4 вышла в 2013 году, но и сегодня спокойно потянет предстоящую Death Stranding. А даже самый мощный PC аналогичного года за шесть лет безнадежно устареет. Учитывайте и разницу в цене, потому что консоли с такой точки зрения становятся объективно выгодным вложением. А если плюсом для вас становится возможность загрузки всего с торрентов, то разве можете вы вообще хоть что-то требовать от разработчиков, если ничего не даете им взамен и по сути пользуетесь нелегальным контентом?
Поймите меня правильно, я не хочу тут кричать о том, что геймпад — самый удобный инструмент для шутеров, а графика на консолях все-таки лучше. Я бы ни за что не наиграл тысячи часов в шутеры и MOBA, будь они все с консольным управлением. На PC есть и моя самая любимая цифровая площадка, куда стекаются настоящие творцы, — itch.io.
Компьютеры давно стали бесспорно самым мощным инструментом в мире. Увы, лишь инструментом, никак не игровой платформой.
Проблема в самой экосистеме PC, которая состоит из множества разрозненных элементов, конфликтующих друг с другом. Возможно, вся эта груда лаунчеров и сторонних программ одинакового назначения и помогает развиваться рынку, только простому игроку жизнь никак не облегчает.
Когда я учился в школе, у меня еще было время возиться с настройками своего далеко не передового компьютера, что-то менять в параметрах и регистрах, а также заниматься прочими любопытными вещами. Сейчас же, когда половина дня уходит на магистратуру, вторая половина — на работу, а еще и ночью и утром нужно какие-то задания выполнять, всего полчаса игр помогает мозгу немного отдохнуть. На PS4 эти полчаса я получу за минуту, на PC до них нужно еще добраться.
Еще один пример из жизни. Захотели мы с другом пройти Cry of Fear, хороший и бесплатный кооперативный хоррор, доступный в Steam, только оказалось, что серверы от Valve он не поддерживает, потому пришлось качать Hamachi и настраивать виртуальную локальную сеть. Hamachi конфликтует с брандмауэром Windows, а еще для него нужно свои порты открывать, так что заработала программа не сразу.
Далее выяснилось, что в Cry of Fear клиент постоянно вылетает с сервера при загрузке очередной карты. Так что еще и в консоль несколько команд пришлось вписать (чтобы все равно вылетать, но реже). А довершает все тот факт, что в кооперативном режиме нет возможности сохранения, так что каждый уровень мы тоже загружали через консоль. Игра крутая, прошли с удовольствием, но стоила ли она всех этих мучений?
Провал всяких Steam Machines и прочих попыток сделать из PC нечто консолеподобное лишь доказывает, что компьютеры не предназначены для игр. На них просто можно поиграть, но и, скажем, шурупы можно откручивать ножом. Только зачем, когда есть отвертка? Консоли предоставляют идеальный игровой опыт, а вот гейминг на PC — тоже в какой-то степени отдельная игра, иногда довольно сложная и почти непроходимая.
Я не хочу каждый раз думать, из-за чего у меня вылетела очередная ошибка. Не хочу тратить время, читая форумы с описаниями аналогичных проблем, надеясь найти пути решения. Да, на PC при прямых руках и включенной голове можно решить любые вопросы, на нем вообще можно сделать все. Но тут уже свою роль играет вопрос времени и желания. Когда все, что у тебя есть, — это свободные полчаса в день, то хочется провести их только за играми, а не за попытками прорваться к ним.
И я прекрасно понимаю, что далеко не у всех был столь же негативный опыт, как у меня. Вы можете справедливо обвинить меня, что вот у вас все прекрасно работает и никаких проблем нет. Мне остается только позавидовать чужому везению, но разве подобная полярность мнений не доказывает, насколько PC как платформа зависит от вероятностей и личного взгляда на вещи?
Не любите консоли сколько хотите, но их хотя бы не любят приблизительно за одинаковые моменты. В случае с PC список претензий от разных людей практически бесконечен.
Потому я уже предвкушаю момент, когда вернусь к своей PS4. А к PC-играм буду прикасаться лишь для того, чтобы поиграть с кем-то из знакомых вместе. Ведь только удовольствие от общения с живыми людьми способно перекрыть муки, которые таит в себе PC-гейминг.
Ёбните сюда ещё мнение почему обсуждать платформу, на которой лучше играть это удел школьников, которым мама мало денег даёт и в целом идиотизм.
набрасывать нужно уметь,сходил бы автор что у Цирюлика поучился хотя бы,в прочем типичный канобовский уровень,все ниже и ниже