Мнение о «Мстителях: Финал». Нужно было закончить на «Войне Бесконечности» (спойлеры)!
Осторожно, в тексте содержатся серьезные спойлеры!
Не хочется в очередной раз говорить, насколько «Мстители: Война Бесконечности» получился великим фильмом и какие впечатление он произвел на меня и миллионы других зрителей, но придется — для полноты картины. Тогда Marvel доказала, что кинокомиксы — это не просто зрелищные драки с дорогими спецэффектами, которые периодически разбавляются неплохими шутками, а нечто большее.
Здесь нужно сделать небольшую оговорку: далеко не все кинокомиксы попадают под такое определение, и не каждому оно к лицу. Взять хотя бы «Стражей Галактики», которые при малейшем намеке на серьезные темы вмиг теряют очарование, что заметно по второй части. И это не плохо — у фильма другая роль, с которой он отлично справляется без пресловутых семейных драм. И так почти со всеми подобными лентами.
Но с «Войной Бесконечности» вышла другая история, потому что Marvel решила собрать весь накопленный за десять лет опыт (вместе с героями!) и направить его в совершенно иное русло. И на выходе получился потрясающий фильм, который язык не повернется назвать очередным попкорновым блокбастером. Напротив, это довольно глубокое кино, переворачивающее представление о жанре с первых же минут, чего тогда фанаты точно не ожидали.
Половину картины я смотрел с открытым ртом, а остальную часть судорожно старался осознать, что вообще происходит. Это точно снимал не Тарантино? При этом с каждой минутой авторы все глубже втаптывали надежду на хэппи-энд в землю, а под конец и вовсе разбили мне сердце — так что из кинотеатра я вышел опустошенный. И уже на следующий день мне захотелось пересмотреть ленту, чтобы убедиться, что все это взаправду, а потом еще раз и еще! Поэтому я возлагал большие надежды на продолжение.
Наверное, в этом была моя ошибка. Целый год я с нетерпение ждал «Мстителей: Финал», а потом еще несколько дней старательно избегал серьезных спойлеров и по возможности не заглядывал в новостные ленты в соцсетях, чтобы ненароком на них не напороться в комментариях под случайным постом. А в последние часы перед ночным сеансом (дневные были подчистую забиты) я то и дело поглядывал на время в надежде, что уже пора выдвигаться.
Вдобавок мой интерес к фильму подогрели коллеги в лице Александров, Трофимова и Башкирова, которые внезапно расхвалили его в редакторском чате. А раз уж этим ребятам он понравился, то чего говорить о таком фанбое киновселенной Marvel, как я? До сих пор не понимаю, чем вам так не угодила «Черная пантера»!
Тогда в глубине души я впервые за все время почему-то начал сомневаться, что «Финал» мне понравится. Больно хорошо все складывалось. Однако я быстро отмел эту мысль, дескать, что за бред я несу! Зря — все мои ожидания оказались напрасными, а сам фильм в конечном итоге не оставил ничего, кроме глубокого разочарования, потому что он вышел откровенно слабым. И не я один придерживаюсь такого мнения, судя по нулевой реакции зала. Никто не кричал, не скандировал имена супергероев и тем более не плакал. Даже на «Капитане Марвел» активности было больше.
По иронии картина вызывает отторжение с первых минут — кажется, будто здесь все совсем неправильно. В первую очередь из-за сбитого повествования, совсем непохожего на то, что мы видели в «Войне Бесконечности». На протяжении всего фильма меня преследовало стойкое ощущение, что его снимали вовсе не братья Руссо, а другие режиссеры, потому что это какая-то неудачно склеенная лента.
«Мстители: Финал» длятся целых три часа, и у авторов за счет хронометража была реальная возможность развернуться как следует, чтобы до конца раскрыть каждого из оставшихся персонажей. Однако на деле вышло только хуже. Весь фильм я смотрел с единственной мыслью, что вот-вот зрителей встряхнут как следует и все встанет на круги своя, но этого не происходит вплоть до титров.
На переднем плане вдруг оказываются герои, которым там попросту не место по одной причине — для этого недостаточно предпосылок. Например, Черная вдова через 5 лет после щелчка Таноса становится во главе развалившихся Мстителей. Причем авторы демонстративно акцентируют внимание на том, что она, в отличие от своих боевых товарищей, не смирилась с утратой, хотя прежде никто особо не показывал ее привязанность к команде.
Я понимаю, что Marvel срочно нужно было подчеркнуть значимость Наташи Романофф, поскольку студия решила вывести ее из игры (ура!). Но это совершенно не тот персонаж, чтобы направлять на него все имеющиеся прожекторы, пусть и не надолго. Винить в этом можно разве что саму Скарлетт Йоханссон, которая ничего не вкладывала в роль, да сценаристов, откровенно наплевавших на героиню во всех предыдущих фильмах.
Долгие годы Черная вдова была не нужна в киновселенной даже в качестве секс-символа, а теперь создатели решили сделать вид, будто это не так, попытавшись придать ей значение. Получилось, разумеется, так себе. И повторение одной и той же мантры, дескать, нужно спасти своих друзей во что бы то ни стало, не вызывает симпатии к персонажу и уж никак не помогает ему сопереживать
Поэтому последующее самопожертвование смотрится притянутым за уши. Но что еще хуже — оно вообще не пробивает на эмоции. Оʼкей, Черная вдова выбросилась с обрыва и погибла. Ради чего? Ради Мстителей. Звучит не очень убедительно. Однако был шанс преподнести этот момент по-другому, заменив Романофф на Клинта Бартона, который отдал бы жизнь за свою семью. Вот тогда бы эта сцена стала действительно душераздирающей, учитывая какой акцент был сделан на его родных в самом начале. И к этому все шло на самом деле, просто Marvel в последний миг дала заднюю.
В «Мстителях: Финал» настолько много спорных моментов, недоговоренностей и откровенных штампов, что я даже не знаю, за что хвататься. Как вы уже догадались, главная моя претензия сводится к тому, как безбожно Marvel слила большую часть персонажей, сделав из них посмешище или банально забыв про их существование. Взять хотя бы Звездного лорда, потерявшего любимую. В новом фильме он почти никак не рефлексирует на утрату, несмотря на то, что супергероям не удается вернуть Гамору из Камня Души.
Капитан Марвел в супергеройском блокбастере оказалась — вот это сюрприз! — совершенно бесполезной. Она появляется буквально в нескольких сценах — в начале и конце фильма, не привнося никакого вклада в общее дело. Все остальное время она отсутствует. Не то чтобы меня это сильно печалило, даже наоборот, просто к чему было намекать зрителям в «Войне Бесконечности» на то, что спасение вселенной будет зависеть от нее, если она толком не фигурирует в кинокомиксе? Ну кто-то же должен был спасти Старка с Небулой, бороздящих бескрайний космос! Не уверен, что сами Руссо могут точно ответить, зачем она нужна в MCU.
В «Войне Бесконечности» авторам удалось изобразить Таноса настолько убедительным, что, несмотря на приставку «Мстители» в названии, фильм можно считать его сольником. В «Финале» безумного титана не меньше, только Marvel не стала его развивать, а вместо этого сделала гигантский шаг назад — во всех смыслах. Причем сценаристы сами вставили себе палки в колеса, убив оригинального Таноса и заменив его на версию из прошлого, которая еще не знает, что такое боль утраты. И если раньше ты в целом понимал и местами разделял взгляды антагониста, то теперь он превратился в типичного плоского злодея из мультсериалов, которому неймется уничтожить все вокруг, просто потому, что он такой плохой.
С мотивацией персонажей серьезные проблемы. Гамора из прошлого, к примеру, решает вытащить из заточения свою сестру из будущего, просто потому что… Нет, подождите. Я так и не понял, с какой стати. Аналогичная ситуация и с причинно-следственными связями. Локи образца 2012 года убегает с Тессерактом и… никаких последствий. Память Небулы внезапно синхронизируется с версией из прошлого, в результате чего Танос разгадывает план Мстителей и отправляется в будущее. Но никто ничего не объясняет, и так во всем.
Другая проблема «Мстителей: Финал» заключается в чрезмерной вальяжности повествования. Событий много, а времени на них мало, потому что авторы растратили его на то, чтобы описать и без того очевидные масштабы трагедии. Пары небольших диалогов и зрелищных кадров полуразрушенного Нью-Йорка хватило бы с лихвой. А оставшееся время можно было распределить по экшен-сценам, чтобы они не казались такими обрезанными, или уделить внимание другим персонажам.
Для сравнения, в «Войне Бесконечности» из каждой секунды экранного времени выжимали все что можно. А тут суммарно получилось примерно 30 минут сцен, избавившись от которых, ничего бы не изменилось.
Смена тональности картины не пошла на пользу. Да, шутки выдались и правда неплохими — с некоторых я искренне смеялся в голос, иногда даже единственный в зале. Но их стало слишком много, да и раскиданы они невпопад. Вот и получается, что главные герои без умолку твердят про вселенский геноцид, а на практике с завидной периодичностью угарают. И как тут проникнуться атмосферой, спрашивается, когда где-то в сторонке рыдает растолстевший Тор?!
Впрочем, «Финал» — не абсолютный провал хотя бы потому, что авторам все-таки удалось достойно завершить историю Тони Старка, который буквально тянет на себе весь фильм. В действительности, это единственный персонаж, который не застревает на определенном этапе, а продолжает развиваться до самого конца.
Нам и раньше демонстрировали, как этот эгоистичный плейбой привязан к Человеку-пауку, но на этот раз их взаимоотношения сыграли ключевую роль. Без него он бы не рискнул новой жизнью ради товарищей, обратившихся в прах. И уж тем более не взял бы на себя ответственность в решающий момент сделать финальный щелчок со словами «А я Железный человек», чтобы всех спасти, принеся себя в жертву и оставив семью. А сцена его смерти, которая до сих пор стоит у меня перед глазами, не получилась бы столь эмоциональной.
Жаль, что я не могу того же сказать про Стива Роджерса, чью историю почему-то не стали нормально раскручивать. То ли времени не хватило, то ли идей, то ли бюджета, хотя в последнем я сильно сомневаюсь. Герой просто остается в прошлом, чтобы провести остаток жизни с Пегги Картер, с который он был вынужден разлучиться давным-давно. И вроде бы все логично, но смотрится это больно притянуто, поскольку он практически ни разу не вспоминал о первой любви на протяжении прошлых фильмов. И то, что он назначает Сокола новым Капитаном Америка, вызывает вопросы. Почему тогда не Баки Барнса? Потому что он не афроамериканец?
Вдобавок Marvel совсем не дожала сцену, где Капитан Америка поднимает Мьельнир. Оглядываясь на «Эру Альтрона», мы видим, как ему, пусть и немного, но удается сдвинуть молот Тора. На месте Marvel я бы сделал в «Финале» акцент на том, как Стив, превозмогая самого себя, с трудом поднимает артефакт, а не просто подхватывает, как рабочий инструмент. К тому же не мешало бы показать, каким образом супергерой стал достойным Мьелнира.
Тем не менее заключительный махач Мстителей против Таноса получился что надо. Конечно, можно было уделить больше внимания некоторым моментам и избавиться от совсем уж кринжевых, вроде пафосной сцены женской солидарности, где супергероини объединились в отдельную феминистическую команду. Но в целом битва полностью соответствует названию картины.
«Мстители: Финал» — фильм, который с самого начала много всего обещает, а в конечном итоге дает лишь самую малость. Он совсем не похож на «Войну Бесконечности» — ни атмосферой, ни подачей, не качеством проработки. Я все еще не могу поверить, что его на самом деле сняли братья Руссо. А потом картина по своей сути напоминает «Лигу справедливости», на которую фанаты DC возлагали гигантские надежды. Помните, как она контрастировала на фоне темного «Бэтмена против Супермена»? Здесь то же самое.
Создатели вдруг отказались от новоизобретенной формулы с яркими злодеями, в которых хочется верить, и сделать все по старому. Это не плохой фильм. И тем более не хуже «Капитана Марвел». Но, учитывая ожидания, поначалу кажется совершенно наоборот. Он ничем не отличается от большинства предыдущих кинолент. Это очередной блокбастер Marvel — ни больше, ни меньше. Добро в очередной раз победило зло, пусть и с некоторыми потерями. А жизнь продолжила идти дальше своим чередом, как будто ничего не случилось.
Лучше бы все закончилось на «Войне Бесконечности»!
Меня не оставляет чувство, что монтаж мог быть лучше. В итоге - согласен с автором.
Согласен, после фильма чувство что вот не то, я от него особо ничего и не ждал, но как то не зашел он мне
Согласна. Осталась немного разочарованной. Все очень предсказуемо и банально вышло...