Мнение: чем хороша первая часть Mafia

У них обеих были сильные предшественницы: в случае с Grand Theft Auto 3 это были первые, двумерные части цикла, а Mafia: The City of Lost Heaven изначально опиралась на идеи Driver - You Are The Wheelman, показавшей в 1999 году восхитительные аутентичные города в рамках гоночной игры. Однако возможность свободно погулять по огромному трехмерному городу многого стоит (что успела доказать Shenmue), и Mafia могла стать первой игрой, которая подарила бы геймерам это ощущение свободы.
Но ее разработка затянулась: сперва релиз Mafia был заявлен на 2000 год, затем из-за проблем с движком отложен до середины 2001-го, а состоялся лишь летом 2002-го.
Четыре года – срок немалый даже для современных игр, а по меркам тех времен так вообще огромный. И тем замечательнее, что Mafia не повторила судьбы других известных долгостроев конца 90-х (например, Duke Nukem Forever, Prey или Daikatana), а вышла в итоге ровно такой, какой она задумывалась изначально.

Ключевое слово в описании Mafia, как и случае с ее вдохновителем Driver, – аутентичность. Игра представляет невероятно правдоподобный американский мегаполис 30-х годов, в котором все – от архитектуры и автомобилей до одежды и оружия героев – соответствует духу эпохи. Этим она способна зацепить и сейчас, а уж тогда, в 2002-м, и вовсе производила сногсшибательное впечатление. Возможность оказаться в настоящем живом городе 30-х поражала воображение – а ведь город этот был выполнен по стандартам, которые до нынешних дней не так сильно изменились.


Любопытно, насколько разное отношение к сеттингу было у создателей GTA 3 и Mafia. У Rockstar «Либерти-сити был назван худшим местом в Америке… снова», и выглядел он как гротескная пародия на Нью-Йорк, словно преисполненная презрения к населению мегаполиса. У «Мафии» же даже подзаголовок называл город «Потерянным раем», и ощущался он гораздо более уютным.

GTA 3 была о свободе, она была веселой и отвязной, и для меня (возможно, и для многих других) еще и глубоко личной благодаря возможности запускать собственную музыку в машине. Такому впечатлению способствовал и немой протагонист: у Клода не было своего характера, и он молчаливо соглашался со всеми заданиями, которые на него вешала игра через разносортную подборку персонажей.
«Мафия» же была совершенно иной: она не дарила игроку аватар, а предлагала отыграть роль готового персонажа, проследить за его карьерой и личной жизнью.


Да, Mafia впечатляла не только сеттингом, но и отличной постановкой сценок (в особенности работой камеры), и сценарием, которому, казалось, самое место в серьезном голливудском фильме (а в те времена кинематографичность ценилась очень высоко). И тем удивительнее было узнать, что игру делали не американцы и даже не англоговорящие разработчики, а чехи из Illusion Softworks.
Об источниках вдохновения рассказал режиссер и сценарист игры Даниэль Вавра:
Мы посмотрели почти все фильмы про гангстеров, снятые c 1930 по 2001 годы, а потом я сел и написал сценарий с похожей атмосферой.
И действительно, Mafia представляла собой попурри из всевозможных клише, связанных с мафиозной тематикой, она позволяет игроку поучаствовать в почти всех возможных занятиях, присущих стереотипичным мафиози.

И при этом «Мафия» ухитрялась быть игрой очень единой по настроению и тону.
Мы хотели, чтобы игроки почувствовали жестокость той жизни, что выбрал для себя Томми.
При всей своей блокбастерности она вышла очень меланхоличной – во многом благодаря выбранной манере повествования. Закадровые монологи протагониста помогали тонко прочувствовать весь его путь от невольного соучастника до одного из ближайших соратников дона, его взлет в мире криминала и падение. Томми – очень человечный герой для подобного рода игр, и это не могло не вызвать симпатии.

Впрочем, не то чтобы остальные персонажи «Мафии» были сильно антипатичны. Игра откровенно романтизировала гангстеров, но это шло ей на руку: когда и герой, и его окружение – приятные люди, несложно заставить себя стать «соучастником» происходящего. Пожалуй, именно этого не хватало Mafia 2.


Если первая часть была игрой джентльменской, вторая оказалась приземленной и едва ли не чернушной. Меня очень удивило, когда я узнал, что ее также написал Даниэль Вавра – и стилистически, и тематически эти игры совсем разные. Вавра, будто решив компенсировать чрезмерную рафинированность первой части, сделал героев второй какими-то противными гопниками, которые разговаривали так, что заслужили игре место в Книге рекордов Гиннеса за наибольшее количество матерщины.
И это для меня полностью испортило сиквел. Mafia 2 не пошла по пути развития «песочницы» (в этом плане и GTA осталась позади, а эстафету перехватила серия Saints Row), а продолжила делать упор на сюжет. Но следить за злоключениями пустого и скучного Вито и его неприятного дружка Джо было не так интересно: в игре некому было симпатизировать. Идеализированность уступила место суровой будничной реалистичности, из-за чего Mafia 2 растеряла шарм первой части. Третий же выпуск, очевидно, даже не пытается вернуться к корням, и поэтому Mafia: The City of Lost Heaven так и останется единственной и неповторимой – увлекательной, приятной и до сих пор не стареющей историей жизни одного таксиста.

