Мистический детектив, где юмор и самоирония затмили все. Как «Девятая» не реализует потенциал
Санкт-Петербург, конец 19 века. В городе стали часто происходить необычные убийства. Жертвами становятся исключительно женщины, да и убивают их нетипичным способом. У каждой что-то вырезано, словно это часть какого-то ритуала.
Разбираться с этим приехал опытный полицейский полковник Ростов (Евгений Цыганов), а помогать ему стал местный служитель правопорядка Ганин (Дмитрий Лысенков). Ганин — главный рассказчик истории. Он ломает четвертую стену, повествуя зрителю о событиях фильма, периодически экономя его бюджет и вставляя комиксы собственного производства для освещения определенных моментов истории.
Можно было бы назвать это классическим бадди-муви, но вот беда — химии между Ростовым и Ганиным почти нет. Они максимально противоположны. И словно существуют каждый в своем измерении. Ростов уперт и сдержан, и даже к концу картины не меняется. Обычно герои с противоположными взглядами как-то должны притереться к друг другу, но не тут. А так как они главные герои, то это большая проблема.
Чуть позже к ним присоединяется Оливия Рид (британская актриса Дэйзи Хэд), обладающая способностью видеть образы и воспоминания мертвых людей. В ходе гастрольного тура она оказывается в Санкт-Петербурге и привлекает внимание героев. К актерской игре Дэйзи непросто привыкнуть. Как она появляется на экране с испуганным лицом и выпученными глазами, так и пребывает большую часть фильма. А ее сюжетная роль предсказуема.
Так мы переходим к основной проблеме картины. Как детектив он очень слабо работает. На убийцу нам намекают так толсто, что трудно не заметить. Лишившись интриги, фильму остается радовать зрителя только юмором, который в основном генерирует Ганин, причем часто вполне удачно (с тремя билбордами было очень смешно), хотя иногда и прямолинейно, да общей атмосферой. Она близка по духу к сериалам «Улица Потрошителя», «Алиенист» и немного к «Грошевым ужасам».
Но все портит вставка экшен-сцен. Они сняты на очень низком уровне. Дерганные, на ускорении, часто с лишними крупными планами. Погоня еще более-менее, но остальное просто слабо.
У фильма действительно был потенциал. Идея-то хорошая. Детектив, мистика, общая атмосфера мрачного Петербурга с таинственными убийствами и парой детективов с противоположными взглядами на ведение службы. Достаточно было не делать сценарий столь банальным, а персонажей наградить харизмой.
Кроме Ганина, который демонстрирует здравый цинизм, иронию и в одной из сцен даже впечатляющую смелость, и выделить никого нельзя. Даже персонаж Юрия Колокольникова — менеджер Оливии и коллекционер древностей — ничем не запоминается. А уж главный герой сер до невозможности. Словно Цыганов не мог расслабиться. Следовало немного больше о нем рассказать, чуть больше дать зрителю провести с ним время вне работы. А то о Ганине зритель узнает много, даже о его до полицейской жизни, а Ростов — человек-работа. Хорошо, что к декорациям и костюмам нет вопросов.
В итоге получается смешение жанров, которое не совсем понимает, что оно должно дать зрителю. Для комедии тут чрезмерно серьезный сюжет, для мистики — ее просто мало, а уж для хорошего детектива тут слишком простой сценарий, да еще и откровенно дырявый и натянутый в некоторых местах. От финала со всеми этими ритуальными убийствами, страшной книгой и прочим ждешь чего-то эффектнее обычного пшика.
«Девятая» — проходной мистический детектив, где слабая интрига и неинтересные персонажи оказались в одной лодке с неплохим юмором и хорошей игрой Дмитрия Лысенкова. Ничего нового фильм не дает, а хорошо использовать классические наработки ему не особо-то и удается.
- Денис Юрьев рассказывает о новом фильме Юрия Быкова «Сторож»