01 июня 2025Игры
Обновлено 02.06.2025

Миссия выполнима: Игры про секретных агентов и шпионов на любой вкус

Фото: Ubisoft
Фото: Ubisoft

С выходом фильма «Миссия невыполнима: Финальная расплата» в 2025 году мир вновь охвачен шпионской лихорадкой. В честь этого события мы собрали подборку лучших игр про шпионов и тайных агентов, которые идеально передают дух приключений Итана Ханта. От легендарных стелс-проектов до динамичных современных хитов, от ретро-классики до смелых экспериментов — эта коллекция объединяет разнообразие жанров и эпох, чтобы каждый геймер смог почувствовать себя мастером скрытности и интриг.

Фото: Ubisoft

Фото: Ubisoft

Культовые стелс-экшены, сотканные по лекалам прозы Тома Клэнси. А центральное лицо (точнее, три зелёных «глаза») франшизы Сэм Фишер — чуть ли не самый узнаваемый секретный агент игровой индустрии. Современный ниндзя, что пробирается на охраняемые объекты по всему земному шару, устраивает диверсии, используя широкий ассортимент шпионских девайсов, и исчезает без следа, оставляя после себя валяющиеся по углам бессознательные тела.

За свою долгую карьеру Фишер успел и поработать на правительство, и побывать в шкуре двойного агента под прикрытием, и стать беглецом а-ля Джейсон Борн, и возглавить собственное спецподразделение. На заре нулевых первые главы серии Splinter Cell нехило встряхнули игры про стелс и скрытность, подарив нам захватывающие кошки-мышки в реалистичных динамических тенях и большие комплексные миссии, напичканные умными противниками и интересными задачами. Даже менее хардкорные поздние части франшизы всё равно остаются крепкими шпионскими проектами, которые радуют густой атмосферой технотриллера и разнообразным геймплеем.

Жаль, что Ubisoft не шибко торопится возвращать старину Сэма на наши мониторы, предпочитая доить ассасинов, но надежда, как водится, всегда умирает последней.

Ищете серьёзного стелса?

  • Cерия Syphon Filter — старые добрые игры про агента Габриэля Логана
  • Cold War — американский репортёр ведёт журналистское расследование в «клюквенной» версии СССР
  • Cерия Project I.G.I. — хардкорный проект с огромными локациями и дотошным процессом проникновения на вражескую территорию без права на ошибку

В Covert Action есть всё то, за что мы любим игры про секретных агентов, спасающих мир в стиле бондианы: кругосветные путешествия, погони, жучки, допросы, кража данных, зачистка баз плохих парней и возня с шифрами. Ещё в Covert Action есть то, чего геймеры всегда ожидают от Сида Мейера — смелое для своих лет визионерское решение, а именно попытка создать шпионский детектив с процедурной генерацией, который по-новой тасует свои переменные каждый раз, когда вы прожимаете ярлык игры на рабочем столе.

Пускай в год выхода аудитория встретила Covert Action достаточно прохладно, именно этот проект повлиял на дальнейший профессиональный путь тогда ещё начинающего геймдизайнера Сида Мейера. В начале 90-х будущий автор стратегической Civilization, только-только выпустивший знаменитый симулятор жизни флибустьера Pirates! , постарался углубить «пиратскую» игромеханическую основу в рамках шпионского сеттинга. Его команда увязала под одной крышей набор разнообразных мини-игр и меняющийся из сессии в сессию сюжет об охоте спецслужб на международных преступников. Не без проблем: управляется Covert Action топорно и совсем уж феноменальной реиграбельностью отличиться не может.

Тем не менее она до сих пор способна удивить и порадовать «олдов», которым в кайф копаться в мануалах и делать заметки в блокноте об услышанных именах. паролях и явках. Благо именитые «реаниматоры» из Nightdive Studios адаптировали классику под современные системы в 2014-м.

Сводит олдскулы? Тогда зацените:

  • Central Intelligence — стратегия о резиденте ЦРУ, что планирует революцию в вымышленной стране «третьего мира»
  • The Сardinal of Kremlin — игроизация романа Тома Клэнси про противостояние спецслужб на фоне войны в Афганистане
  • Spycraft: The Great Game — FMV-квест про рутину сотрудника службы внешней разведки

Великое и ужасное детище мастодонтов ролевого жанра из Obsidian Entertainment. Великое, потому что в этой RPG объединились разветвлённый сюжет и отыгрыш заправского суперагента, что одной рукой соблазняет роковых дам, а другой сворачивает шеи террористам. Ужасное, потому что ни проработанный сценарий с тонной развилок, ни свобода в выборе стиля прохождения не спасли проект от разгромной критики.

Alpha Protocol ругали за кривые стелс-механики и неуклюжую стрельбу, которые практически сводили на нет вдумчивую прокачку персонажа. Особого смысла в запарах с билдостроением не было — общее неудобство игры вынуждало вкладываться лишь в некоторые навыки и умения, игнорируя добрую половину возможностей, которые предоставлял ролевой элемент Alpha Protocol.

Впрочем, если абстрагироваться от этих проблем, то проект Obsidian всё ещё выигрывает на нарративном поле: следить за тамошней историей увлекательно, выборы в диалогах действительно переворачивают происходящее на экране с ног на голову, и действо на выходе получается запоминающееся и во все поля аутентичное.

Интересует отыгрыш? Посмотрите на эти варианты:

  • Papers. Please! — симулятор пограничника, что норовит встрять в рискованные политические игры

  • серия Beholder — возможность примерить на себя униформы разного рода служащих в тоталитарном государстве, где каждый встречный может оказаться шпионом или стукачом

  • Sigma Theory: Global Cold War — курируйте многоэтапные дипломатические операции и налаживайте обширную агентурную сеть

Серия Metal Gear

Фото: Konami

Фото: Konami

Без этой серии никогда бы не родилось меметичное, однако более чем оправданное изречение «Кодзима гений». Metal Gear — масштабная сага с грандиозным лором, что зачинается в годы Холодной войны и обретает гранд-финал в мире мрачного будущего с киборгами-самураями, всемогущими ЧВК и наномашинами. Здесь смешались японская шиза и постановка из тестостероновых голливудских блокбастеров, душещипательная военная драма и неглупая научная фантастика, пророческие высказывания о дне грядущем и скрупулёзно проработанный альтернативно-исторический сеттинг. Metal Gear — это когда философский диалог на полчаса реального времени, битву с суперсолдатом-вампиром и ползание по пыльной вентиляции разделяют считанные минуты.

Более того, Metal Gear является одним из пионеров стелс-игр. Ещё в конце 80-х Хидэо Кодзима задумал инновационное для своей эпохи интерактивное развлечение, в котором геймеру нужно не истреблять полчища врагов в открытом бою, а тихонько обходить патрули и стараться не выдавать своё местоположение. С годами эта формула эволюционировала, обрастая сложнейшим повествованием с десятками персонажей, что рассуждают о сущности вооружённых конфликтов, цене прогресса, ядерном сдерживании, биоинженерии и огромных человекоподобных роботах.

Цените хорошие сценарии? Их есть у меня:

  • The Last Express — революционная адвенчура, действие которой разворачивается на борту под завязку набитого мутными личностями поезда
  • «Архивы НКВД: Охота на фюрера» — российский квест об одном из самых смелых покушений в истории
  • серия Perfect Dark — сай-фай, заговоры и дивный мир, в котором хочется задержаться на подольше
Фото: Haggard Games

Фото: Haggard Games

Наш, отечественный ответ Hitman. И очень даже достойный, надо сказать. Вот только капитан Семён Строгов, в отличие от Агента 47, убивает людей не из-за грязных денег, а ради отечества. Ибо служит он в СМЕРШе — советской контрразведке, что наводила шороху в тылу врага во время Второй Мировой. Собственно, в «Смерти шпионам» (и в её дополнении с именем «Момент истины») геймерам предстоит вставлять палки в колёса нацистской машины порабощения, прибегая к социальному стелсу, которым мы все прекрасно овладели, пока гоняли по миру лысого киллера со штрихкодом на затылке.

Арсенал у Строгова не такой внушительный, как у 47-го, да и ни к каким другим вариантам прохождения, кроме тотального стелса, игра не сподвигает. Взять и стильно перестрелять всех фашистов на локации у вас не выйдет, как ни старайся. А потому действовать нужно хладнокровно. Стрелять по часовым метко, а порой и устранять супостата голыми руками, дабы не испачкать его униформу кровью. Ну, а после можно переодеться в нацистский мундир и продолжать внедрение, осознавая, что чем солиднее у вас погоны, тем больше дверей для вас откроют и меньше подозрений вы вызовете у караульных. Они будут суматошно выполнять перед вами воинское приветствие, однако офицеры «постарше» легко разоблачат лазутчика. Особенно если тот забудет снять с себя и заныкать куда подальше свой советский рюкзак.

Таких вот приятных геймплейных мелочей, превращающих «Смерть шпионам» из второсортной кальки с Hitman в качественный продукт со своим лицом, здесь предостаточно. Лучшие шпионские игры от западных разработчиков могут многому научиться у Строгова. Оттого прискорбно, что продолжение с заголовком Alekhineʼs Gun в сеттинге Холодной войны проигрывает своему предшественнику по части игрового процесса с позором и «в сухую».

Интересуют проекты о Второй Мировой? Стоит попробовать:

  • серия Sniper Elite — работа снайперов, устраивающих диверсии на линии боевого соприкосновения
  • Velvet Assassin — стелс-экшен, основанный на мемуарах известной британской шпионки Виолетты Шабо
  • The Saboteur — GTA-клон о взрывных буднях членов французского Сопротивления в Париже

Серия Deus Ex

Фото: Square Enix

Фото: Square Enix

Корпоративный шпионаж, киберпанк и тревожный социальный комментарий. Что первородные Deus Ex от ветерана индустрии Уоррена Спектора, что относительно недавние проекты франшизы о похождениях Адама Дженсена — эти игры славятся широкой геймплейной вариативностью, а также уникальным сеттингом. Во вселенной Deus Ex многие люди уже мало чем отличаются от машин, корпорации ставят себя выше государственной власти, теории заговоров оживают прямо на глазах, а в повальном трансгуманизме общество видит не столько надежду на спасение человечества, сколько угрозу.

В играх серии Deus Ex мы берём на себя роли кибернетически усовершенствованных силовиков, умеющих не только размахивать кулаками и кормить прихвостней иллюминатов свинцом, но и знающих значение слова «дипломатия». Какие бы задачи игры серии Deus Ex не ставили перед игроком, он может быть уверен, что для него всегда заготовлено множество альтернативных способов достижения цели. В том числе и абсолютно бескровные.

Речь идёт не столько о банальном делении на шумное прохождение или стелс. Мы говорим об особой философии жанра immersive sim, подразумевающей, что игра — это совокупность взаимосвязанных систем, и геймер может жонглировать ими как душе угодно, не боясь наткнуться на невидимые стены и глупые условности. Ваш путь — это ваш путь, и у каждого решения есть последствия. Deus Ex ценит этот подход.

Киберпанка много не бывает? Вот что мы можем предложить:

  • серия Shadowrun — RPG о мире, где высокие технологии соседствуют с магией
  • Satellite Reign — тактика об агентах влиятельного синдиката, выполняющих задачи на территории конкурентов
  • StarCrawlers — dungeon crawler в антураже космической колонизации и корпоративного шпионажа

Считается, что действительно хороший кооператив — тот, что проверяет дружбу играющих на прочность. Operation: Tango — как раз такой случай, ведь увидеть финальные титры данного проекта смогут лишь те, кто умеет действовать сообща и готов прислушаться к своему напарнику даже после десятка минут нецензурной ругани. На самом деле Operation: Tango сложно отнести к числу хардкорных кооперативных развлечений, да и прохождение её много времени не займёт. Однако те пару вечеров, что вы проведёте в компании этой игры, запомнятся вам и вашему товарищу надолго.

Фундамент проекта — асинхронный мультиплеер для двоих игроков. Один из них исполняет роль секретного агента, действующего «в поле». Второй же выполняет функции так называемого «оракула», который сидит за компьютерным столом и курирует действия первого по рации. Такое вот нехитрое распределение ролей позволяет под иным углом взглянуть на привычные ситуации, которые друзьям геймерам придётся, отодвинув в сторону разногласия, разрешать.

Ну, а художественное оформление Operation: Tango, сочетающее приятный мультяшный стиль и яркие футуристичные декорации, только добавляет призовых баллов данному произведению — задорному приключению про хрупкий союз, готовый вот-вот рухнуть под тяжестью высказанных в войс-чат «да куды ты прёшь?» и «чего ты от меня хочешь?».

Ищете, во что бы такого поиграть с друзьями? Обратите внимание:

  • Signal Ops — тактильный кооператив с головоломными тайными операциями и необычным визуальным стилем
  • Deceive Inc. — занятное подобие «геройского шутера» с участием харизматичных диверсантов
  • SpyParty — уникальный образчик игры про шпионов, что орудуют на многолюдной вечеринке
Фото: Monolith Productions

Фото: Monolith Productions

Концентрированная пародия на кино о Джеймсе Бонде в частности и сатира на весь шпионский жанр в целом. Причём пародия по-хорошему едкая и сатира в достаточной степени искромётная, однако не заплывающая за буйки адекватности. Скажем больше: юмористическая природа нарратива No One Lives Forever не мешает этим играм оставаться добротными экшенами, где есть место и хиханькам-хаханькам, и любопытному геймплею, который требует от игрока внимательности и какого-никакого планирования.

Британская разведчица Кейт Арчер прекрасно справляется с огнестрельным оружием, умело крутит баранку и уверенно «стелит» в диалогах, а также имеет в своём распоряжении внушительный набор шпионских гаджетов с припиской «для милых дам». Начальство назначает ей командировки в самые экзотические уголки планеты и наказывает выполнять разного рода миссии, некоторые из которых в своей многосложности не так уж далеко ушли от уровней-головоломок из игр на манер Thief. Прибавьте ко всему этому пёструю эстетику 60-х, изобретательный юмор на грани фола, беспардонность уровня «Остина Пауэрса», неплохой стелс и получите экспириенс, которому позавидуют многие куда более популярные игры про шпионов.

Ради такого стоит потратить время на две полноценные игры серии (можно даже пощупать скромный спин-офф Contract J.A.C.K.), сокрушаясь, что одиссея Арчер обрывается на столь неожиданной ноте и, судя по всему, другой такой игры про агентов с концентрацией безумия, как в No One Lives Forever, мы увидим ещё нескоро.

Куда же без юмора? Настоятельно рекомендуем:

  • серия Evil Genius — тайкуны, в которых мы в роли суперзлодеев пытаемся захватить мир
  • Jazzpunk — интерактивная комедия абсурда, пропитанная паранойей и отсылками на кислотное искусство второй половины прошлого века
  • CounterSpy — забавно выглядящий сайд-скроллер про предотвращение Третьей Мировой
Фото: Klei Entertainment

Фото: Klei Entertainment

Если стелс-стратегиями в реал-тайме нас уже не удивишь (одни только Commandos и Desperados чего стоят), то пошаговые стелс-стратегии с процедурной генерацией уровней и постоянно подгоняющим геймера таймером — это уже другой разговор. Соорудили подобное чудо-юдо не абы кто, а канадцы из Klei Entertainment — авторы выживача Don’t Starve и высоко оценённого платформера Mark of the Ninja, чьи проекты ассоциируются не столько с фирменным визуальным исполнением в формате ручной рисовки, сколько с их подходом к созданию действительно реиграбельных проектов, которые могут развлекать вас не один десяток часов.

В Invisible Inc. на плечи геймера ляжет непосильная, казалось бы, задача: за пару-тройку внутриигровых дней подготовить отряд шпионов-фрилансеров к самоубийственной миссии. Начинают свой поход против беспощадных киберпанковых корпоратов они почти голыми — без сильных аугментаций, с минимальной прокачкой и скверным оружием в карманах, зато с мощностями продвинутого хакерского ИИ на услужении. Значится, будем зарабатывать! Красть деньги из сейфов, вскрывать банковские ячейки, воровать платы из охранных ботов, выкупать мощные боевые приспособления и вживлять в тела наших оперативников импланты, повышающие их характеристики. Как правило, занимаясь всем этим добром под ливнем пуль и под вой сигнализации.

Чем дольше игрок возится на отдельно взятом уровне, тем более жирные и агрессивные противники будут прибывать на локацию и тем сложнее будет даваться процесс здешнего энергичного стелса. А без стелса в Invisible Inc. далеко не уедешь, как и без умения соображать на ходу, импровизировать, грамотно расставлять приоритеты и не бояться жертвовать людьми и ресурсами ради успешного выполнения глобальной миссии.

В жизни катастрофически не достаёт тактического элемента? Спешите видеть:

  • «Серп и молот» — отечественная пошаговая стратегия про Холодную войну от создателей именитой серии «Операция Silent Storm»
  • Gunpoint — тактический паззл про лазающего по стенам и ковыряющегося в розетках шпиона с хорошим чувством юмора
  • Phantom Doctrine — тёрки спецслужб, по геймплею схожие с новыми частями XCOM
Фото: [Treyarch](https://kanobu.ru/tags/treyarch/)

Фото: Treyarch

То, что разработчики из Treyarch делают с задолбавшей всех и каждого формулой «колды» — это огонь! Пока другие крупные проекты во франшизе стараются придерживаться рамок достаточно стерильного с точки зрения идей виртуального тира, подсерия Black Ops дерзит и бунтует на полную катушку. Сначала эти проекты завели геймеров в сеттинг Холодной войны и окунули в мир конспирологии. Потом начали заигрывать с научной фантастикой. Спроектировали первые поистине нелинейные (по меркам Call of Duty) истории. Представили публике первую во франшизе полноценную кооперативную кампанию. Положили начало угарному «зомби-режиму». И это далеко не полный список их «шалостей».

Black Ops выдаёт зрелищный интерактивный блокбастер с динамикой, как в фильмах серии «Миссия невыполнима». Да и задания из-за одних только своих формулировок в разрезе Call of Duty кажутся невероятными, будь то «ограбление казино», «иммерсивное проникновение в штаб КГБ» или «покатушки по раздираемому войной Вьетнаму в формате mini-open-world». Причём же тут секретные агенты? Да при всём! Пока прочие Call of Duty, как правило, повествуют о буднях плюс-минус обычных вояк, Black Ops предлагает геймеру примерить на себя камуфляж американских шпионов, что проворачивают безумные тайные операции, о многих из которых даже президента США информировать запрещено.

Скачки на лошадях с моджахедами, покушения на реальных исторических личностей, поиски вражеских оперативников на светских раутах, штурм советского космодрома, странствия по галлюцинациям и разрушительные вояжи по самым горячим точкам мира, погружённого в противостояние коммунистического и капиталистического блоков, — чем бы шпион, как говорится, не тешился.

Подавай голливудский размах? Всегда пожалуйста:

  • Shadow Ops: Red Mercury — кинематографичный экшен, предвосхитивший феномен первого Modern Warfare
  • Black — бодрый консольный шутер «старой школы», который неплохо играется даже сегодня
  • 007: Bloodstone — образцовая видеоигровая адаптация приключений легендарного суперагента Джеймса Бонда

А какие шпионские игры на ПК и на консолях нравятся вам? Рассказывайте о своих любимых тайтлах про рыцарей плаща и кинжала и делитесь мнением о нашей подборке в комментариях!

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
wwvvwwwwvwvvwvwwvwwwwwwww
wwvvwwwwvwvvwvwwvwwwwwwww
Комментарий был удален
Фёкл Зупанич
Фёкл Зупанич
Серия Watch Dogs
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Black — бодрый консольный шутер «старой школы», который неплохо играется даже сегодня* Это где же вы в него поиграете сегодня?