Метят в девятку: превью Pro Evolution Soccer 2013
Вместо прилежной кальки в PES 2013 нестерпимо хотелось увидеть качественные подвижки ровно по всем фронтам – от графики до лицензий, которых всегда не хватает. Потому что пан или пропал, или японцы бьют точно в девятку, или продолжают медленно и не очень по-самурайски гибнуть под катком монструозной FIFA. И когда виртуальная камера снова выхватила рубленые топором лица, между ног словно засветили плотно накачанным мячом. Казалось, что Konami, обещавшие новой игрой вернуть доверие отвернувшейся к EA публики, всех просто-напросто обманули.
К счастью, для того, чтобы с потрохами влюбиться в Pro Evolution Soccer 2013, достаточно просто зайти дальше повторяющихся из года в год предматчевых сцен. Исполнение гимнов, где слегка угловатые футболисты довольно смешно и невпопад открывают рты (полузащитник Месут Озил от этого еще больше похож на рыбу с немецким паспортом) – ровно та черта, после которой новый PES наконец начинает выглядеть так, как должен. Технологически тут, конечно, без откровений. Картинка старая, блеклая и чаще всего покрыта слоем неуместного блюра, отчего здешние матчи словно смотришь на пузатом телевизоре с дачи. Но когда дело касается чисто геймплейных моментов…
«Возможно, ЕА считают, что зашли достаточно далеко в плане геймплея и теперь работают в других направлениях», – говорит Джон Мерфи, глава европейской команды разработчиков, – «Мы же наоборот сфокусированы на игровом процессе». Его словам легко поверить – футбол, который Konami дают в рамках одной только демо-версии выглядит в разы ярче, быстрее и реалистичнее аналогичного в исполнении канадцев из EA Sports. Похоже, что все эти «обновленный AI», «система полного контроля над мячом» и прочие пункты из японского пресс-релиза, работы которых в спортивных симуляторах чаще всего никто не замечает, наконец крепко сложены вместе и работают как надо.
Матчи в Pro Evolution Soccer 2013 очень живые и разные – во многом благодаря весьма умным действиям кремниевых спортсменов и плавной, контекстно зависимой анимации, часть которой Konami снимали с настоящих футбольных звезд. Игроки лихо финтят, накручивают защитников, свободно принимают мяч коленом, грудью, головой, бьют по воротам, сталкиваются друг с другом, падают во время толкучки в штрафной, выпрашивают пенальти, забивают невероятно разные, порой совершенно чумовые голы – и все это выглядит почти так же, как если бы дело происходило не по ту сторону экрана, а в ядреном полуфинале какой-нибудь Лиги Чемпионов. Ощущения от футбола PES «двадцать-тринадцать» не идут ни в какое сравнение с тусклым, скучным и неоправданно дорогим UEFA Euro 2012. В этот симулятор действительно хочется играть, и то ли будет в полной версии.
Но праздник в нашем секторе омрачает вот что. В погоне за идеальным геймплеем японцы, похоже, начисто забыли, что для звания лучшего симулятора в мире мало просто дать людям интересный футбол – нужно дать им интересный футбол с максимумом настоящих игроков и команд. Дешевые отмазки в духе «ну это же Konami, а то EA с кучей золота в кармане» уже не катят – Pro Evolution Soccer давным-давно вырос из бюджетных штанишек, расходится приличными тиражами и ставит на обложку Месси с Криштиану Роналду. Компания, которая снимает мерки с Марио Балотелли не может купить права даже на родную J-лигу? Простите, но это по меньшей мере смешно.
Понятное дело, что вокруг PES за годы сформировалось трудовое коммьюнити такого размера, что им грех не воспользоваться, но нельзя же все время притворяться нищим с картонной табличкой и выпускать конструктор «Сделай сам». Судя по демо-версии, своим новым ударом Konami метят прямиком в девятку, но вот стоять на добивании, если что, придется армии простых модмейкеров.
Текст: Сергей Колокольников
Pro Evolution Soccer 2013 выходит на PC, Xbox 360 и PlayStation 3 осенью 2012 года.