Metro: Last Light. Луч надежды.
История российской игровой индустрии очень похожа на историю советской космонавтики. Мы придумали тетрис и первыми отправили человека в космос. На этом наши достижения в данных областях заканчиваются. Не мы поставили свой флаг на Луне и не мы стали главной страной по разработке интерактивных развлечений. Сегодня история нашей игровой индустрии представляет собой трагикомедию из красивых обещаний, сильных надежд и жестоких разочарований. К сожалению, достойные релизы, выходившие от студий, расположенных на территории бывшего советского союза, можно пересчитать по пальцам. Ремейк King’s Bounty, Ил-2 Штурмовик, Heroes of Might and Magic V, S.T.A.L.K.E.R – это едва ли не полный список качественных проектов. Вехой же постсоветского геймдизайна стала Metro 2033.
Как и у S.T.A.L.K.E.R главным достоинством Metro 2033 стали будоражащая атмосфера и оригинальный сеттинг. Конечно, второе заслуга книги Дмитрия Глуховского, а не самих 4A Games, но украинским разработчикам удалось создать в нём захватывающее, разнообразное, предельно мрачное и местами мистическое приключение. Мир метро цеплял с первых минут. Проходя по узким коридорам “родной” станции мы наблюдали, как ребёнок спрашивает у отца, когда вернётся мама, а по интонации его успокаивающего ответа понимали, что мамы давно нет. Мы видели солдата, просыпающегося от кошмара, в котором ему приснилась поверхность. Мы видели двух мужчин, обсуждающих недавно купленный музыкальный проигрыватель. Чуть позже авторы начинали развлекать нас разнообразными ситуациями. В одной сцене мы отстреливаем монстров в глубинах метро, а в другой убегаем от их гигантских собратьев по Ленинской библиотеке. В одной сцене мы кое-как отбиваемся от чудовищ с ребёнком на плечах, а в другой с вооружённым до зубов отрядом из шести человек штурмуем станцию. И в центре всего этого была погоня на дрезине, в ходе которой мы успевали проехать мимо так называемого “кладбища метро”, а после скинуть вражеский танк в радиационные воды. Но при всём уважении помимо выше названного у игры не было никаких достоинств. В Metro 2033 не было ни одного неожиданного поворота сюжета, ни одного запоминающегося персонажа и ни одного хорошего диалога. Все напарники главного героя являлись безликими пустышками, резко сменяющими друг друга. Исключая “Полис” все остальные станции были однообразными в связи, с чем не запоминались. Плюс к этому в игре была отвратительная анимация, чрезвычайно тупые враги и халтурно сделанное оружие. К счастью, в Metro: Last Light абсолютно всё это исправили.
Главный скачок был сделан в режиссуре. С самого начала игра демонстрирует совершенно новый уровень повествования, показывая продолжительную заставку с красивыми видами Москвы и грамотно подобранной музыкой. Вскоре после начала приключения гигантская разница между первой частью и сиквелом становится ещё нагляднее. Каждая станция, на которой предстоит побывать Артёму, врезается в память благодаря своей уникальности. Когда мы идём внутри колонны фашистов, хочется врасти в стул и задержать дыхание. Когда около Артёма извивается стриптизёрша, невольно ухмыляешься, потому что не ждёшь ничего подобного от такой игры. Когда же смотришь театральную постановку, испытываешь восторг, поражаясь проделанной 4A Games работе. А ведь это только эпизоды на станциях. Всё, что между ними не менее разнообразно. Мы бежим из логова пауков, толкаем своей машиной вагон, преградивший путь, попутно отстреливаясь от уродцев, проплываем по территории водных тварей, в кульминации чего кидаем в них ящик гранат, спускаемся на подъёмнике в шахту, подвергаясь атакам тамошних монстров и многое другое. В первой игре также был достойный креатив, но здесь его просто тонна. И не везде вся постановка сводится к заранее уготовленному коридору. Так в какой-то момент нас забрасывают на определённую территорию, заставляя искать на ней бензин. В разгар поиска у автора текста произошла следующая картина: Артём не успевает перебить водных чудовищ, забравшихся на берег, как его поднимает в небо огромная летающая тварь и кидает чёрт знает где. Пытаясь скрыться от неё, он прячется под каким-то навесом, но сразу же чувствует удар в спину. Обернувшись, он понимает, что оказался в логове змей, которые свисают на него с потолка. Сюжет для "Сам себе режиссёр ", не иначе.
Выросла игра и в деталях. Это бросается в глаза уже с первых минут, когда мы начинаем бродить по станции, на которой просыпается Артём. В одном из кабинетов находятся врачи, рассматривающие что-то в микроскопы, выбирающие шприцы и делающие записи. В другом проходит занятие у отряда военных – кто-то подтягивается, кто-то отжимается, кто-то стоит в спарринге. А посреди этой армейской идиллии из стороны в сторону расхаживает тренер, подбадривая парней фразами в духе «Живее, дамы». Чуть дальше находится столовая, в которой повар наливает человеку еды и параллельно ведёт с ним диалог. Особенно приятно, что подобные миниатюрные зарисовки разбросаны по всей игре, а не только в начале, как это было, например, в Mafia 2. На так называемой «театральной» станции бывший актёр безуспешно пытается заставить детей угадать какое-нибудь животное, показывая руками их тени. На станции, переполненной ворами и убийцами, двое негодяев в местном кафе прогоняют из-за стола парня с девушкой. На станции, находящейся под карантином, отец обещает дочери, что скоро они вернутся домой, хотя сам кашляет всё сильнее. Однако, впечатление от этих крохотных сцен слегка портится слабым сценарием. Сюжет по-прежнему переполнен однобокими персонажами, которые только и делают, что мелькают в кадре. А тех, что кажутся хоть немного проработанными, банально мало. А вот чего в сюжете полно, так это дыр. Куда Артём идёт? Почему он туда идёт? Что вообще происходит? Перечень вопросов можно продолжить. Помимо этого авторы снова не удержались от введения мистической ахинеи перед развязкой. Вся вселенная Метро переворачивается с ног на голову и насилует мозг игрока. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что здесь она это делает гораздо лучше, чем в первой игре.
Неожиданно порадовали перестрелки. Видов оружия много и из каждого приятно стрелять. Причём у некоторых из них есть свои особенности. Так пистолет можно проапгрейдить глушителем, что облегчает прохождение стелсом. На автомат можно поставить прицел, позволяющий видеть в темноте и тем самым дающий преимущество над противниками. Накопив денег (точнее патронов), можно сделать дробовик четырёх ствольным, после чего он будет и стрелять мощно и выглядеть внушительно. К сожалению, нельзя сказать, что враги-люди стали гениальными тактиками, но всё же не прячутся в полу метре, как раньше. Что же касается врагов-зверей, то они по традиции скачут перед носом, но от них вряд ли стоит требовать что-то ещё. Гораздо важнее, что их разновидностей стало больше и выглядят они лучше. Хорош и стелс. Артём, разумеется, ни разу не Хитман и даже не Адам Дженсен, но выкручивает лампы и режет глотки не менее проворно. И в отличие от своих коллег по цеху ему нельзя пользоваться фонариком, а фильтры для противогаза необходимо менять до того, как датчик запеленгует о скорой смене. В противном случае враги замечают практически моментально. Это, безусловно, придаёт здешнему стелсу свой особый шарм. Но порой геймплей убивается странным дизайном уровней. В некоторых местах приходится упорно тереться носом обо все стены, чтобы понять, куда идти (и возможно даже воспользоваться гуглом). Из-за шикарной атмосферы хочется закрывать на это глаза, но подсознательно ощущение портится.
И всё же Metro: Last Light можно простить все огрехи, не покривив душой. Никудышный сюжет и раздражающий поиск прохода дальше не имеют никакого значения на фоне того, что 4A Games осуществили революцию в “нашей” игровой индустрии. Пока остальные разработчики с умным видом клепают одинаково убогие онлайновые игры, украинские парни создали восхитительный приключенческий шутер. С атмосферой, режиссурой, музыкой и креативом. Так уж вышло, что там, где мы когда-то были первопроходцами, с годами оказались аутсайдерами. Но касательно именно игровой индустрии Metro: Last Light - действительно луч надежды. Даст Бог, однажды поставим свой флаг на Марсе.
8\10.