Максим Самойленко о free-to-play
Все как один ругают free to play: рассказывают о том, как игры высасывают большие деньги за каждый чих; регулярно вспоминают известные истории с детьми, без присмотра родителей наигравшими на большое бабло; ругают разработчиков за то, что те злоумышленно разводят на деньги слабых психикой геймеров, которые не в силах отказаться от аддиктивных развлечений; сравнивают игры с казино; и - что, наверное, наиболее важно в геймдизайнерском контексте - сетуют на то, что раньше монетизация приделывалась к играм, а теперь игры приделываются к схемам монетизации и фундаментально разрабатываются как сервисы по генерированию постоянного потока денег, а не как, извините, произведения (и именно в этом моя личная претензия к ftp). Конечно же, каждый второй с матюгами вспоминает Real Racing 3, и так далее.
Столь пристальный интерес к ftp и играм в целом, резко возникший у неигровой общественности (а раз неигровой - пускай и IT-шной - то ее можно считать непрофильной, а значит, и мнением более-менее широкой общественности; особенно в свете мобильных игр, которые сейчас у всех на виду и являются наиболее казуальным сегментом формата), наводит на нехитрую мысль. Играм как медиа за последние несколько десятков лет пришлось пройти очень долгий и трудный путь по реформированию своего имиджа в глазах обывателя - от глупых, бессмысленных и даже вредных забав для детей до вида искусства с претензией на серьезность, взрослость, художественную ценность и место в одном ряду с книгами и кино. (Не сказать, чтобы путь пройден до конца, но важные шаги сделаны - см. Metal Gear, Fallout, BioShock, Deus Ex, ICO/Shadow of Colossus, Heavy Rain, Journey, EVE Online, WoW и прочее.) Сейчас на наших глазах происходит процесс резкого сползания вниз по склону этой горы, к вершине которой игры вроде бы начали подбираться - общественность снова вернулась к риторике “вредно”, “дети тратят кучу времени (в родители - денег) на баловство”, “аддикция”, “gambling” и прочее. Несложно догадаться, как это в целом влияет на имидж формата - сначала среднестатистический американский папаша за тридцать пять хватается за голову, оплачивая счет на несколько десятков долларов, потраченных своим чадом в том же в играх про шарики, а потом на страницах Washington Post читает про мудрого Кена Левина и такую умную и замечательную игру BioShock Infinite - и, наверное, думает “Игры? Для взрослых и умных? Yeah, right”.
А может, я все выдумываю, и граница в сознании широких масс между “одними” играми и “другими” играми четко проведена?
В любом случае, разработчик-издатель мобильных ftp-игр об имидже формата и переживаниях о высоком вряд ли заботится, вместо этого пристально следя за показателями прибыльности - и правильно, наверное, делает. Однако в таком случае нужно отдавать себе отчет в том, что претензии в gambling и прочем, на самом деле, абсолютно обоснованы, и разработчик-издатель с ними молчаливо соглашается. Это как раз тот самый вопрос самоопределения и самопозиционирования индустрии, о котором я тут иногда пишу простыни подобного рода.
Этот текст изначально был размещен на facebook-странице Максима Самойленко и публикуется с его разрешения.
Об авторе: Максим Самойленко - в прошлом автор PC Gamer RE, главный редактор gameslife.ru, редактор Канобу, ныне PR-Менеджер 1C-Softclub.