«Майор Гром» и «Серебряные коньки» попали в международный топ-10 Netflix. Как он формируется?
Что такое топ-10 на Netflix и когда его ввели?
Вкладка «Топ-10 сегодня» появилась на главной странице на Netflix в 2020 году. Рейтинг протестировали в США и Мексике, а после функция стала доступна и в остальных странах. В официальном блоге Netflix методология объясняется так: топ обновляется ежедневно, в него попадают те фильмы и сериалы, которые больше всего смотрят в выбранной стране. Абсолютное количество просмотров Netflix при этом не раскрывает. Дальше механики платформы анализируют самые популярные тайтлы, по собственному алгоритму определяет, какие будут интереснее всего для конкретного зрителя. Согласно записи в блоге, тайтлы в топ-10 «будут меняться в зависимости от того, насколько [зрителю] подходят те или иные фильмы и сериалы».
Таким образом, топ-10 Netflix зависит и от внутреннего алгоритма платформы, и личных предпочтений зрителя. Сервис анализирует интересы, рекомендует пользователям определённые шоу и фильмы — и только те, что подходят наибольшему количеству зрителей, попадают в десятку самых популярных. Например, 20 июля в топ-10 Netflix по России попали сериалы «Секс/Жизнь», «Рик и Морти», «Как стать тираном», «Я никогда не…» и фильм «Улица страха. 3 часть: 1666».
В интервью Vulture Мариам Брайма, ведущий дизайнер приложения Netflix для ТВ, объясняет этот процесс так. Сначала алгоритм анализирует, какие фильмы и сериалы конкретный зритель смотрел раньше. На основе просмотренного алгоритм решает, что ещё может понравиться зрителю, причём часто это бывают совсем не те фильмы или сериалы, которые пользователь подобрал бы для себя сам. Чтобы составить топ-10, эти данные совмещаются с количеством просмотров в конкретной стране.
Где посмотреть топ-10 Netflix в мире?
Сам Netflix не формирует официальный топ-10 фильмов и сериалов по всему миру. Эти данные можно узнать на нескольких сайтах-агрегаторах. Например, сбором такой информации занимается сайт Flixpatrol. Алгоритм Flixpatrol анализирует топ-10 Netflix в каждой стране, где представлен этот стриминг, и выводит из него один общий рейтинг. Кстати, сайт анализирует популярность не только контента на Netflix, но и на других стриминговых сервисах – Amazon, HBO Max, Disney+ и т.д., а также приводит статистику, какие жанры больше любят в тех или других странах.
Как российские фильмы попали в международный топ-10 Netflix?
В марте 2021 года стало известно, что Netflix купил «Серебряные коньки» режиссёра Михаила Локшина – приключенческую драму о любви молодых людей из разных сословий в Петербурге XIX века. «Серебряные коньки» стали первым российским фильмом из линейки Netflix Originals – до этого под брендом Originals выходили сериалы «Лучше, чем люди» и «Эпидемия». Позже стриминг купил супергеройский блокбастер Олега Трофима «Майор Гром: Чумной Доктор» на основе комиксов Bubble. В мае оба фильма стали доступны в российском сегменте Netflix, а потом их открыли и для зрителей из других стран: «Серебряные коньки» выпустили более чем в 60 версиях сервиса 16 июня, «Майора Грома» – 7 июля.
Согласно данным FlixPatrol, оба фильма попали в топ-10 Neftlix по миру. Спустя сутки после международного релиза «Серебряные коньки» заняли восьмое место и за несколько дней появились в топ-10 по 61 одной стране мира. «Майор Гром» вообще имел оглушительный успех: в течение десяти дней он возглавлял мировой топ-10, в конце концов уступив «Улице страха. 3 часть: 1666».
Почему к топ-10 от Netflix относятся с недоверием?
Netflix редко раскрывает свою статистику просмотров: впервые сервис сообщил о количестве зрителей в 2019 году, когда фильм «Птичий короб» за неделю после релиза посмотрели с 45 миллионов аккаунтов. Сейчас представители стриминга тоже рассказывают только об успехе отдельных проектов (например, о рекордных показателях «Бриджертонов»). Высокие показатели вызывали у журналистов и некоторых работников индустрии — например, портала ScreenCrush — сомнение. Питер Лабуза, в то время аспирант Университета Южной Калифорнии, подсчитал: если верить цифрам от Netflix, комедия «Убийство на яхте» с Адамом Сендлером и Дженнифер Энистон собрала у экранов 30 миллионов зрителей и оказалась популярнее финала «Игры престолов».
До 2020 года Netflix засчитывал просмотр, если пользователь посмотрел 70% процентов фильма или одного эпизода сериала. Теперь же для этого нужно всего две минуты; по мнению компании, этого времени достаточно, чтобы считать просмотр намеренным, а не случайным кликом по странице Netflix. Другими словами, если пользователь выключил 60-минутный эпизод «Ведьмака» спустя пять минут, его просмотр всё равно засчитывается в общую статистику.
И у зрителей, и у работников киноиндустрии есть вопросы по поводу того, для чего нужен топ-10, отмечает Vulture. Зачастую в рейтинг попадают высокобюджетные проекты самой платформы – журналисты предположили, что Netflix использует топ-10 как дополнительную рекламу, чтобы окупить вложенные усилия. The Wall Street Journal привел анонимные комментарии продюсеров, которые уверены, что их сериалы проваливаются из-за работы алгоритма Netflix – проекты не попадают ни во вкладку «тренды», ни в топ, и зрители просто не замечают их в огромном каталоге.
Также в топ-10 случайно попадают старые фильмы и сериалы. Например, в 2020 году в Австралии пользователи заметили в топе детский фильм «Кот в шляпе» 2003 года. На момент написания этого материала в мировом топ-10 держится фильм 2016 года «Великолепная семёрка».
Почему зрители доверяют топ-10 Netflix?
«Алгоритм, по которому составляется топ-10 [по странам], объективен на сто процентов», – заявила Кэмерон Джонсон из разработки продукта для интерфейса Netflix TV. По её словам, продвижение тех или иных тайтлов собственного производства в топ-10 бессмысленно – оно не принесёт компании никакой выгоды. Эту функцию ввели только для удобства пользователей: подписчики быстро могут понять, чем интересуется большинство зрителей, и всегда быть в курсе самых популярных шоу и фильмов.
Колумнистка газеты The Guardian Венди Сайфрет считает, что всё дело в сложном алгоритме рекомендаций Netflix. Часто сервис рекомендует пользователям тайтлы, на которые они никогда не кликнули бы сами. Алгоритм не предлагает зрителям шоу их любимых жанров, а глубоко анализирует паттерны и предпочтения, в которых мы сами себе не отдаём отчёта. Большое количество зрителей кликает на неожиданные рекомендации — и в результате в топ-10 попадают даже очень нишевые или старые, давно забытые фильмы и сериалы.
Netflx заинтересован и в том, чтобы зрители оставляли сервис включенным на экране как можно дольше — хотя бы фоном. Сайфрет объясняет это на примере сериала «Эмили в Париже», который «Канобу» включил в топ-10 худших шоу 2020 года. По мнению журналистки, скучный сюжет, глупые диалоги и очень монотонное повествование идеально подходит для того, чтобы смотреть шоу фоном, параллельно листая социальные сети в смартфоне. Это аналог мыльных опер по телевидению, с которым зрители могут расслабиться в конце рабочего дня, и Netflix приобретает и снимает их именно с таким расчётом, считает Сайфрет. Алгоритм может порекомендовать простые и незамысловатые шоу большому количеству людей — а значит, им обеспечено место в рейтинге самых популярных.
Коротко: что такое мировой топ-10 Netflix
- Netflix ежедневно обновляет топ-10 фильмов и сериалов по каждой стране, где представлен стриминг. Топ показывает, какие проекты зрители конкретной страны предпочитали за минувшие сутки.
- Абсолютных цифр, на основе которых Netflix составляет топ-10 по странам, нет в открытом доступе. Лишь иногда платформа рассказывает об успехах своих проектов, собирающих десятки миллионов зрителей — некоторые проекты Netflix обгоняют даже «Игру престолов». Из-за отсутствия открытых данных рейтинги часто ставятся под сомнение. Тем более, что в топ-10 попадают то очень старые фильмы и сериалы, то высокобюджетные проекты, которые Netflix было бы выгодно продвигать.
- Недоверие вызывает и то, как считаются просмотры: чтобы просмотр попал в статистику, зрителям достаточно включить сериал или фильм на две минуты.
- Netflix уверяет, что топ-10 самых просматриваемых шоу и кино на 100% объективен и отражает реальные интересы аудитории. По заявлению компании, они не используют топ-10 как рекламу.
- В реальности на формирование топов и рейтингов сильно влияет алгоритм сервиса. То, что Netflix чаще всего рекомендует людям, с высокой вероятностью попадёт и в мировой топ.
- Доверять топ-10 можно — с оглядкой на то, что туда попадают самые массовые и ориентированные на широкую аудиторию, а не лучшие по качеству проекты.
Обложка материала: сайт «Централ Партнершип»
Фото в материале: пресс-центр Netflix, скриншоты «Канобу»