24 мая 2022Сериалы
Обновлено 24.05.2022

«Люди живут в кошмаре 35 лет»: сценарист «Нулевого пациента» о темах шоу и сравнении с «Чернобылем»

Обложка: фото со съёмок сериала «Нулевой пациент» // пресс-служба «Кинопоиска»
Обложка: фото со съёмок сериала «Нулевой пациент» // пресс-служба «Кинопоиска»

Драма «Нулевой пациент» о начале эпидемии ВИЧ в СССР показала лучший старт на «Кинопоиске». Сюжет сериала основан на реальной и болезненной истории о детях из калмыкской Элисты, которые заразились вирусом по неосторожности врачей. Редактор «Канобу» Мари Григорян поговорила о сериале с его сценаристом Олегом Маловичко о том, как подходить к экранизации трагедии, не скатываться в манипуляцию зрителем и не терять оптимизм в условиях масштабной эпидемии.

Об идее «Нулевого пациента»

Маловичко: Сначала я отнесся к [проекту] с некоторой прохладой, потому что не увидел первоначальной истории, по крайней мере, в устном изложении. Не увидел жанровый движок, который сразу бы все осветил, сделал бы понятным, этой «искры зажигания». Но, тем не менее, я углубился в материал, почитал об этой проблеме.

Здесь, на самом деле, приходилось плясать вокруг запрещенных приёмов. Боль и смерть детей могут быть прямыми попытками манипуляций зрителем. Но в какой-то момент я себя спросил: если я попытаюсь высказаться на эту тему — это будет лучше для пострадавших, для меня самого? Сможет это хоть на пылинку что-то изменить? И ответил себе: да.

О детективах как о зеркале проблем страны

Кадр из сериала «Хрустальный» (2021) — ещё одного детектива от компании «Среда»

Кадр из сериала «Хрустальный» (2021) — ещё одного детектива от компании «Среда»

Маловичко: Изобретать детективный движок в «Нулевом пациенте» не надо было, эта история совершенно реальна. Ведь детектив — это не всегда милиция и бандиты, он может быть и медицинский, и научный, и какой угодно. Весь «замес» здесь в том, что из Москвы была отправлена врачебная комиссия Минздрава для выявления причин вспышки. Поэтому мы не изобретали и не придумывали детективную составляющую, она была как бы явлена нам самой жизнью.

Последние 15-20 лет детективная составляющая — это повод поговорить о людях. А в случае с «Нулевым пациентом», ещё и повод дискутировать о стране. Потому что это история не только о ВИЧ и СПИДе. Она о вызове, к которому страна оказывается не готова. Она о нашей способности как нации справиться с бедой, с горем. Она о том, как власти готовы были платить за идеи жизнями людей и будущем своих детей.

Мне кажется, где-то в конце 1990-х — начале 2000-х произошло некоторое перенасыщение рынка и зрителя простыми детективными историями, в которых «белое» добро сражается с «чёрным» злом, и главной задачей становится поимка преступника. Как «Мэйр из Исттауна» [сериал HBO, лауреат премии «Золотой глобус» 2021 года — прим.ред.], так и любой значимый детектив — всегда разговор о людях, о тайнах, но не об уликах и свидетелях и прочих процедуральных моментах.

О ВИЧ в кино и реальности

Фото со съёмок сериала «Нулевой пациент» // пресс-служба «Кинопоиска»

Фото со съёмок сериала «Нулевой пациент» // пресс-служба «Кинопоиска»

Маловичко: Мы говорили с людьми, которые видели, как медленно умирают их дети. Они получили ничтожно мало: отцов [заболевших] детей до сих пор не признали потерпевшими. Всё это проходило в условиях чудовищной материальной скудости и страшного эмпатического голода со стороны общества. Люди лечили своих детей годами, один из родителей должен был уходить с работы и быть с ребёнком. Или с работы их выгоняли: «У тебя ребёнок больной, ты не можешь работать».

Каждый раз люди упираются в какую-то дикую холодную стену. Например, потому что есть некий принцип, некий закон, по которому пострадавшим может быть только один из родителей.

Мы [съёмочная группа — прим. ред.] возвращаемся в Москву к тыквенному латте и дорожкам для велосипедов, а люди живут в этом кошмаре последние тридцать пять лет.

Фото со съёмок сериала «Нулевой пациент» // пресс-служба «Кинопоиска»

Фото со съёмок сериала «Нулевой пациент» // пресс-служба «Кинопоиска»

Маловичко: Дети не бывают осуждаемой группой населения — они считаются привилегированной группой. И мы освещаем как раз переход из привилегированной группы в группу стигматизированную. Потому что СПИД, ВИЧ — это, безусловно, стигма.

Как мне кажется, в России в последние лет семь-десять проходит сильный, серьезный структурный слом общественного сознания в отношении таких групп — секс-работников, геев, ВИЧ-инфицированных. Мы понимаем, что работать может только сотрудничество, только диалог. Нельзя переставать общаться с людьми и вычеркивать их из нашего круга, заметать их под ковер как какую-то неудобную правду.

Я даже не хочу сказать: «они такие же люди, как и мы». Это и есть мы. Каждый из нас может оказаться в тех жизненных ситуациях, в тех обстоятельствах, когда он станет инфицированным.

Каждый ребёнок или подросток может подвергнуться слому психики, который заставит, вынудит его стать секс-работником. Или толкнет его в наркотики. Это не всегда выбор, часто это обстоятельства, просто история человека. И пора перестать стигматизировать людей по какому-либо признаку, будь то наличие ВИЧ в крови или выбор сексуальной ориентации.

О сравнении с «Чернобылем» HBO

Маловичко: Грех открещиваться от «Чернобыля» — это первое, что приходит в голову, когда говоришь «конец 80-х, перестройка, катастрофа в СССР». Безусловно, мы [съёмочная команда] все являемся поклонниками замечательного сериала НВО. Но мы никогда не использовали его как референс; мы решили, скорее, отстраняться от него в плане повествования, в плане цвета, в плане подачи. Некоторые решения «Чернобыля» показались не совсем соответствующими духу нашей истории.

Я общался с людьми, которые [в 2017-2019 году] работали с командой «Чернобыля». Во время съемок в России студия просила прислать фотографии локаций Москвы, которые могли бы подойти для съёмок истории. И всякий раз они их отвергали, потому что говорили: «Понимаете, для нашей истории это недостаточно мрачно, недостаточно серо, недостаточно соответствует тому образу, который мы хотим показать». В итоге они снимали в Прибалтике.

А у нас не было задачи показать серый, мрачный Совок, где люди с хмурыми лицами стоя в 10-километровой очереди за туалетной бумагой, втихаря рассказывают друг другу политические анекдоты, а кругом шныряют КГБ-шники в пальто.

Кадр из сериала «Чернобыль». Источник: скриншот «Канобу»

Кадр из сериала «Чернобыль». Источник: скриншот «Канобу»

Мы пытались показать 80-е годы временем, когда вдруг задул исторический сквозняк, когда мы получили какой-то исторический шанс. Когда советские люди вдруг стали понимать, что как раньше уже не будет — грядет что-то новое, и непонятно, что это новое в итоге несет. Хотелось передать это ощущение свежести, а не клаустрофобную хронику тоталитарного государства, которое разрушается с хрустом и скрежетом. Поэтому рассматриваю нас как некоторую оппозицию «Чернобылю», при безусловном восхищении сериалом.

Об эпидемии ВИЧ в современной России

Скриншот из видео Юрия Дудя «ВИЧ в России»

Скриншот из видео Юрия Дудя «ВИЧ в России»

Маловичко: Я вырос не во время работы над сериалом, а во время разговора с этими людьми — специалистами по ВИЧ и энтузиастами. Я каждый раз после разговора испытывал такой сильнейший прилив оптимизма. Понимал, что есть такие люди: они не ради денег, не ради статуса, а только из-за внутреннего зова занимаются этой проблемой. Понял, что ВИЧ — не приговор, с ним можно вести абсолютно полноценную жизнь. Но для того, чтобы люди это понимали, нужно об этом говорить, нужно тащить это на свет, нужно это обсуждать.

Искусством человека не изменить и наверняка найдется много людей, которые будут писать о спекуляции на «жареных фактах». Но если в ком-то вдруг зародится желание позвонить своему вычеркнутому из общения ВИЧ-инфицированному родственнику или перечислить 500 рублей жертвам [вспышки в Элисте], найти фонд, в котором помогают этим людям — тогда я буду считать, что не зря мы все это делали, наверное.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь