Люди Икс: Дни минувшего будущего
И я бы с радостью влился в эту счастливую компанию, если бы фильм не провалился под тяжестью возложенных на него задач. Если бы под грудой спецэффектов, фансервиса и неожиданных камео выжило бы хоть одно человечье слово и фильм не оказался бы таким безжизненным, искусственным, немым.
Важно: Отзывы на этот фильм по большей части положительные, и у меня нет никакого желания отговаривать вас идти в кино, потому что велик шанс того, что вы получите от него свою долю фана. Особенно, если будете лучше знать, что от него ждать, а чего точно ожидать не стоит.
Трейлеры формируют крайне расплывчатое и отчасти неверное представление о фильме, поэтому сразу предупрежу о паре вещей:
Несмотря на огромный набор персонажей, главными героями являются Мистик и Магнето, Ксавьер и Траск. Все остальные, включая Росомаху, мелькают на экране с разной периодичностью, но на сюжет не влияют никак. У старого актерского ансамбля довольно небольшая роль – пара битв в постапокалиптичном будущем, все как в Терминаторе. Основное действие разворачивается в 70-х, а большинство персонажей присутствуют на экране так мало, что практически всю их роль показали еще в трейлерах. Даже те персонажи, которые присутствуют в фильме дольше пары минут, не получают развития и выполняют лишь различные прикладные функции. И приготовьтесь к тому, что самая лучшая битва будет показана в начале, затем фильм станет скорее терять заданное напряжение, чем набирать обороты.
Но при этом фильм действительно зрелищный, так что скучно вам не будет. А потом, когда вы выйдете из зала со смутным ощущением пустоты и неудовлетворенности, возвращайтесь и дочитайте статью. Мы попытаемся вместе разобраться в том, как шарик оказался не в том наперстке.
А теперь подробнее: Забавно, но мнения американцев об этой ленте слипаются в единое целое прочнее, чем подтаявшие пельмени. Их реакция на этот фильм удивляет именно своим единоголосием. До премьеры все они восхищенно охали на трейлеры, потом хаяли внешний вид Ртути и Жабы. Посмотрев фильм, они немедленно провозгласили его шедевром, а Квиксильвера – самым крутым элементом фильма.
Так же они в свое время пели осанну первым двум частям и приквелу (First Class) – в унисон. Так же топтали Людей-икс 3 и Росомаху: Начало – в ногу.
Это странное единодушие производит сильное впечатление и даже склоняет влиться в эту дружную семью и принять их точку зрения. Вот только чем больше я думал над фильмом, тем меньше мне нравилось то, что я видел.
В чем смысл самого Квиксильвера? Это метафорический пакет с дерьмом, который Фокс оставил на пороге Джосса Уидона и поджег.
Проблемы фильма лежат довольно глубоко, и связаны они с общими болезнями Эпохи Франшиз. В смешные старые времена динозавров персонаж присутствовал в фильме потому, что того требовала история, у него была своя роль в раскрытии основной идеи. Но современные комикс-муви все больше меняют логику рекрутинга действующих лиц и даже написания сюжета вообще.
Теперь важно не только и не столько рассказать интересную историю, раскрыв основных персонажей и показав их изменение под влиянием происходящих событий. Теперь героя могут вставить в фильм просто потому что актер или актриса, прикрепленная к нему, внезапно обретает популярность. Или потому, что нужно сделать побольше игрушек из разных персонажей, которые лишь для этого и были засвечены в фильме. Или нужно порадовать фанатов хотя бы камео их любимого героя. Или нужно подготовить франшизу к следующему шагу, представив всех персонажей и кусок сюжетной линии следующих фильмов (Новый человек-паук 2, не отворачивайся, это все и к тебе относится). Или нужно попытаться разрубить гордиев узел того хронологического месива, в которое превратилась франшиза за 13 лет. Дни минувшего будущего – отличный пример фильма, собранного исключительно из вещей, появившихся в нем по _неправильной _причине.
Любая история обычно начинается с чего-то одного. Она может родиться и из пришедшей в голову строчки, которая задает атмосферу и дает первый толчок истории. Можно писать от главной идеи, от яркого персонажа, поселившегося в голове и зажившего своей жизнью, можно – от сеттинга, как сделали в сериях книг по Сталкеру, Вархаммеру или Звездным Войнам. Но отправная точка обычно одна.
А теперь представьте, что отправных точек у вас десять, двадцать или пятьдесят. И все они отвечают на вопрос «этот фильм делается, чтобы». Неудивительно, что фильм, для которого цель «рассказать интересную историю и раскрыть персонажей» - тридцатая по счету, не может рассказать интересную историю и раскрыть персонажей.
Это сильно сбивает с толку. Ты смотришь фильм и видишь, что сцены вроде работают по отдельности, актеры играют, экшен сделан довольно креативно, любимые персонажи присутствуют на экране ведрами – так в чем же дело? Почему чем дальше ты отходишь от кинотеатра, тем больше ощущение спертого кошелька?
Потому что фильм составлялся все той же больной логикой. Зачем сцена, которую показали еще после титров Паука 2, где Мистик освобождает несколько мутантов? Ни за чем. Вставить в фильм камео нескольких мутантов и отвалить еще кусок экранного времени для ДжейЛо. Значение сцены для общего сюжета? Ноль. Ее можно выкинуть безо всякого вреда для истории. Какой смысл сцены, показанной в трейлере, где в росомаху стреляют какие-то левые бандиты? Дать росомахе хоть одну сцену, где он кого-то порвет. Потому что весь остальной фильм он ходит и хохмит. Ему выделили отдельную утешительную сцену, чтобы он всем напомнил, какой он мачо. Но для истории Логан так и останется весь фильм не более чем почтальоном. Принес весть из будущего – молодец, возьми с полки Квиксильвера и постой в сторонке весь остальной фильм.
В чем смысл самого Квиксильвера? Это метафорический пакет с дерьмом, который Фокс оставил на пороге Джосса Уидона и поджег. Хотите вставить Ртуть во Мстителей 2? Тогда мы тоже сделаем Ртуть и сделаем его так, что все фанаты напишут «Уидону будет сложно сделать Ртуть так же круто». Значение для истории? Никакого. Да, он помогает героям, но эту сцену можно было бы написать и без него. Так как после нее сюжет теряет всякий интерес к Ртути и выкидывает того из повествования, напрашивается вывод, что Ртуть – еще один искусственно привнесенный элемент, несущественный для сюжета.
Мистик, Магнето, Ксавьер, Траск – вот четыре действующие силы, чьи идеологии схлестываются в борьбе за будущее. Все остальные персонажи – статисты. Они там исключительно для того, чтобы поставить галочку – персонаж экранизирован – и добавить фильму спецэффектов разнообразием супер-способностей.
А «все персонажи» в данном случае это ни много ни мало: росомаха, зверь, ртуть, хавок, жаба, роуг + все персонажи в будущем: старые ксавьер и магнето, шторм, китти, бишоп, колосс, айсман, блинк, санспот, warpath… Персонажи, которые не имеют никакого значения для основной истории, никак на нее не влияют, они могут быть заменены на любых других персонажей или выкинуты вообще. И, конечно же, у них нет не то чтобы своей арки, раскрывающей их внутренний мир, у некоторых нет даже ни одной строчки. От зашкаливающего количества хороших актеров толку тоже никакого, потому что играть им нечего. МакЭвой старается вовсю, но так как его драма сильно отдает надуманностью и сценарной необходимостью, до сердца и ему не удается достучаться. Любая сцена с Динклэйджем в Игре Престолов содержит больше актерской игры, чем вся роль Траска. На злодея он не тянет абсолютно, просто еще один инструмент сюжета, костыль для хромающей истории.
Сингер говорит Росомахе: выгляди яростно. Чарльз: рыдай и жалей себя. Зверь… не знаю, просто будь в кадре.
Марвел имеют в своем распоряжении не меньше персонажей, чем Фокс во вселенной икс-менов, но многих ли они представили за свои 9 фильмов? Нет. Много ли они ввели персонажей исключительно ради того, что сверкнуть ими на экране и выдавить дешевый восторг из фанатов? Нет. Каждый введенный персонаж имел свою роль в сюжете, у него были свои цели и свой взгляд на происходящее.
В Капитане Америка 2 они вводят три основных новых персонажа из комиксов: Зимнего солдата, Сокола и Crossbones. Можно ли выкинуть хоть кого-то из них? Нет. Влияют ли они на сюжет? Да, и значительно. Можно ли заменить их на любых других персонажей? Нет.
Даже Сокол введен не просто для того, чтобы сделать клевые экшен-сцены. Он помогает раскрыть характер самого Капитана, показывает Роджерса уязвимым, нуждающимся в поддержке. Оба персонажа раскрываются довольно глубоко именно через взаимодействие. Их сближает армейское прошлое, но при этом Сокол смотрит на капитана как на кумира, при этом понимая его и как человека, стараясь подставить плечо, не обидев своим сочувствием. Как раскрывается Кэп и Наташа через их диалоги? Кэп и Фьюри? Хронометраж тот же, но кто-то успевает раскрыть куда больше за то же время.
А теперь попробуйте найти нечто подобное в Днях Минувшего Будущего. Обнаружится разве что пара сцен, которых явно не хватает для создания эмоционального слоя фильма и раскрытия внутреннего мира персонажей. А довольно дубовое и прямолинейное пораженческое нытье Ксавьера не идет ни в какое сравнение с тонкой и ненавязчивой подачей чувства собственной неуместности Стива Роджерса.
Существует такая штука, как законы драматургии. Они не о том, как надо писать, а о том, как люди будут воспринимать то, что ты пишешь - а уж дальше сам думай, использовать эти знания или нет. Это законы восприятия. Вы можете сказать, мол, чего я требую от комикс-муви, это же не шекспир. Но дело не в серьезности произведения и не в жанре. Любая история строится по одним и тем же принципам, они проистекают из нашей психологии, из того, почему нам вообще интересно слушать истории. Не важно, Отелло это или рассказанный в курилке случай из юности. Они будут построены по одним и тем же принципам. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Потому что эти законы описывают не то как нужно, можно или нельзя сочинять истории, они описывают, что такое история вообще. И все что нарушает эти законы – просто перестает быть таковой по определению. Попробуйте посреди многообещающей байки остановиться и сказать “а потом я пришел домой”. Ваши разочарованные антиклаймаксом друзья помогут вам понять принципы драматургии.
Мои 7.5 баллов презрительные именно потому, что фильм пытается лишь выглядеть, а не быть, притворяться, больше чем действительно сказать. Ему плевать на своих героев, их чувства и мысли, на идеологию каждой из сторон. Он манипулирует ими с целью создать иллюзию многопланового фильма, чтобы это чувствовалось как интересная история во время просмотра, а не действительно была таковой. Потому что для того чтобы она была интересной, ее бы пришлось писать абсолютно из другой точки, выстраивать события из внутренней мотивации четко очерченных героев. В результате получилось бы логично и интересно, но вряд ли бы удалось соблюсти все маркетинговые требования, продюсерские пожелания и разрешить накопленные франшизой проблемы.
Куда легче собрать фильм сверху, с поверхности: вот здесь экшен сцена, потом ужасающая бойня, а потом на контрасте – карикатурная версия семидесятых, шутка, аллюзия на терминатора, а потом, наверное, уже время Росомахе выпустить когти и кого-нибудь покромсать – неважно кого и зачем. Потом нужно ввести нового мутанта с визуально интересными способностями, отдать ему целиком одну сцену (С Ночным Змеем же тогда прокатило), а потом выкинуть из сюжета вообще – он свое дело сделал.
Фильм перебирает жанры, как четки: вот комедия, а вот фильм про ограбление, а вот шпионский триллер, вот антиутопия, а вот политическая драма. Только не скучайте. И я говорю о полноформатной стилизации под разные жанры, с присущим им подходом к музыке, монтажу, подаче сюжета. Выходит некая постмодернистская игра в кино, попурри, которое все дальше отодвигает на задний план историю и героев.
Все это было бы не смертельно, если бы фильм имел в виду хоть что-то из того, за что берется. Но ему плевать на мучения Ксавьера, на ярость Мистик, на тяжесть решения, которое приходиться принять Магнето. Фильм лишь обозначает эти вещи, даже не пытаясь развить их, показать их полноценно. Все это начинает напоминать фотосессию, где в пустой комнате сидит скучающая модель, а фотограф говорит ей: прими депрессивную позу, теперь улыбнись, теперь покажи мне ярость, теперь смотри типа загадочно куда-то вверх, а теперь покажи мне смесь шока, возбуждения и мыслей о нравственном законе, словно ты застала мужа с голой женщиной, читающей ему вслух Канта.
Сингер говорит Росомахе: выгляди яростно. Чарльз: рыдай и жалей себя. Мистик: внезапно ты оказываешься сердобольным ангелом и сочувствуешь роду мутантов. Зверь… не знаю, просто будь в кадре.
Почему росомаха в ярости, а Ксавьер рыдает, фильму не важно и неинтересно, он даже не притворяется, что у всего, что происходит на экране есть хоть какая-то подоплека.
Знаете, кто еще так делал? Стар трек 2. Там тоже все происходящее диктовалось не причинно-следственными связями, а тем, что смотрелось бы круто в текущей сцене. Поссорьтесь, орите друг на друга, теперь ты внезапно решишь рассказать печальную историю своей жизни, а ты внезапно спасешь своих врагов. И так далее. Никакого единого образа персонажей там попросту не было, герой в каждой сцене обретал те черты, которые нужны в этой сцене. Нужна ссора – будет вспыльчивым. Нужна сентиментальная сцена – станет сентиметальным. В следующей сцене эти черты у героев уже пропадали, у них была уже другая мотивация и взаимоотношения, а бедный зритель даже не замечал, что голубка давно подменили.
Такое происходит не в первый раз – мастера возвращаются к чему-то, некогда созданному ими и делают… Прометея, Индиану Джонса 4, Приквелы Звездных Войн.
И не то чтобы это было единственной проблемой фильма. Декорации похожи на декорации, костюмы и грим – на костюмы и грим Это было видно и в трейлерах, просто почему-то я надеялся, что в фильме это будет смотреться по-другому. Хотя, признаться, это не сильно мешало.
Зверь по-прежнему выглядит омерзительно, как и в Первом Классе, что особенно обидно, учитывая, какого отличного Зверя мы видели в Последней Битве. Облик Мистик теперь создается не краской и силиконом на голое тело, а костюмом и да, это немного лишает Рейвен шарма. Рекаст Мистик казался мне самым большим шагом назад, но в Днях Минувшего Будущего претензий к ДжейЛо у меня не возникло.
Графика тоже не впечатляет. Уже давно современный воспитанный спецэффект старается поразить вас, подпустив камеру совсем близко и продемонстрировав все свои детальки с реалистичным рендером света и отражений, проработанную текстуру поверхности с симуляцией глубины резкости. Здешний же дикий и самоуверенный спецэффект вполне доволен своим смазанным телом. Нет, графика не ужасна, но некое ощущение недорендера есть.
Синематография стала лучше, по сравнению с другими фильмами франшизы, она увереннее себя чувствует в эпичных планах и экспериментирует с сверх-крупными клоуз-апами, но по-прежнему – ничего особенного. Даже Годзилла нашла, чем поразить именно в плане съемки и масштабных панорамам.
Стремянки и топоры (Вот здесь начинаются спойлеры)
Несмотря на то, что этот фильм призван закрыть все нестыковки и дыры во франшизе, далеко не со всеми он справляется, даже добавляет новых.
Никто так и не берется отвечать на вопрос, почему Профессор вообще жив, учитывая, что его убила Феникс. В Последней битве была сцена после титров, намекавшая, что он выжил. Интернет говорит, что намекала она на то, что профессор переместил свое сознание перед смертью в тело брата-близнеца, валявшегося до этого в коме с рождения. Но ни один из фильмов не говорит это напрямую. И неудивительно – история достойна золотого лаптя даже по меркам комиксов. Самое клеевое, что даже эта миска перченного дерьма не объясняет, почему и это тело Ксавьера парализовано ниже пояса. Видимо, Ксавьер просто отвык ходить и не хочет отказываться от стоянки для инвалидов. Либо он умудрился сломать и новый позвоночник – в комиксах случалось и такое. Он вставал из кресла и попадал обратно не один раз.
Каждый раз одно и то же: Они поубивают нас, Чарльз. Поимей надежду, Эрик.
Волшебная сыворотка Зверя, разработанная им, чтобы блокировать свою мутацию, волшебным образом теперь работает и для сращения перебитого хребта Ксавьера. Эффект почему-то временный (после чего позвоночник опять разваливается, видимо) и побочным эффектом является потеря профессором его телепатии. Если бы у Оскара была номинация Super Convenient Bullshit Plot Device, сыворотка зверя взяла бы статуэтку без вопросов. Надо же, как удобно. И зверя лечит/калечит и профессору дает выбор читать мысли на благо человечества или эгоистично бегать на своих двоих.
Неясно, откуда у Китти способности отправлять сознание людей в прошлое. Она же никогда не была связана с телепатией. Странно, что это делает не профессор, что было бы немного более логично. Ведь в оригинальном комиксе сознание Китти отправляет в прошлое именно телепат – Рейчел. Ясно, что выбор пал на Китти, чтобы ей было чем заняться в фильме, заюзав известную актрису и хоть как-то уважить оригинальный комикс, где Китти отводилась главная роль.
Но основная проблема в том, что вся история про создание супер-стражей полна фатальных неувязок. Если мистик схватили и наделали из нее стражей, почему в иск-менах 1-3 она на свободе, а никаких стражей еще нет и в помине. Их делали 50 лет? А если их сделали быстро, то как мутанты выживали эти полвека.
Если Мистик убивает Траска и на этом ее ловят, то выходит, что супер-стражей делал уже не Траск, а его преемник. Если так, то его роль в армагеддоне (прости, Питер, за ужасный каламбур) – карликовая.
Откуда у росомахи в будущем адамантий на когтях, если в Росомаха: Бессмертный адамантиевые когти ему обломали? Ясно, что для Магнито намазать адамантий Логану на когти не сложнее, чем масло на хлеб, но они могли бы и озаботиться объяснением.
В конце «Дней Минувшего Будущего» Страйкер забирает росомаху себе, намекая, что они едут таки облить его скелет адамантием. А еще это не Страйкер, а Мистик. Вот на этом моменте мне было сложно не захохотать от нелепости происходящего. Словно сценарий дописывал пятилетка. А еще на лодке бомба и таймер на 5 минут. А еще у рулевого умерла мать, но он еще не знает. К чему это дешевое накручивание твистов? Ясно, что им нужно было хоть как-то объяснить обретение росомахой адамантия в этом новом прошлом, раз уж теперь он знает обо всем и сам не пойдет работать на Страйкера. Пусть бы Страйкер увез его бессознательного и вживил ему металл в качестве эксперимента. Но почему вместо Страйкера Мистик? Она куда его повезет и что ему вставит? Она же понятия не имеет ни о программе оружия Икс, ни об адамантии, да и Логан ей не сдался.
Еще один вопрос, который мучил некоторых: что стало с мутантами из Первого Класса? Они утонули. То есть погибли. Кроме Хавока, которого спасает из лагеря Мистик. Остальных мы видим в папке с рапортами о вскрытии. Почему? Потому что одной из многочисленных целей фильма Сингер сделал посылание в задницу всех предыдущих режиссеров, «испоганивших» начатую им франшизу. Поубивав большинство мутантов, введенных Мэтью Воном, Сингер пометил свою территорию.
Почему в 73-м году Траск строит роботов, опережающих свое время на полвека минимум и это никак не влияет на научный прогресс в целом?. Откуда у Ртути наушники с дизайном прошлого года?
Сцена с Квиксильвером, кстати, при всей своей зрелищности и креативности, по своей научной безграмотности перешибает даже Человека-Паука Рейми. Музыка в его плеере почему-то играет с той же скоростью, хотя для Ртути она должна была зажеваться и превратиться в басовый гул. Я молчу о том, что от прикосновения к щеке или к пуле, его пальцы бы разлетелись кровавыми ошметками: учитывая скорости подобного столкновения, можно представить импульс. Он мог бы отодвинуть пули с их траектории, взяв сковородку и надавив – пуля бы просто так не поддалась, ведь кинетическая энергия никуда не делась – это было бы правдоподобнее.
Не сильно помогает и то, что основной конфликт между тремя героями (Мистик, Магнито, Ксавьер) больше напоминает не идеологическое противостояние, а какое-то идиотское недопонимание. Абсурдная сцена из ситкома – муж видит парочку в своей спальне, решает, что жена ему изменяет. Убивает обоих, а это были племянница со своим мужем в гостях. Согласитесь, конфликт Дней минувшего будущего могла решить чашка чая. Они могли просто сесть и поговорить, выработать общий план действий. Но тогда бы и фильма не было.
Как верно подметил один из критиков, вырвавшийся из удушающих объятий единоголосия, франшиза икс-менов безнадежно устарела.
Угадайте, о главной идее какого из фильмов франшизы идет речь: люди ксенофобы и расисты, они бояться всего неизвестного и рационализируют свой позорный страх, выдавая его за что-то благородное и логичное.
Это хорошая идея, но почему каждый фильм должен быть об этом? Каждый раз одно и то же: Они поубивают нас, Чарльз. Поимей надежду, Эрик. В комиксах это не единственный лейтмотив онгоингов людей икс, значит, и фильмы могли бы проявить больше разнообразия.
Сингер словно не видит, что за годы его отсутствия в режиссерском кресле людей-икс, ландшафт комикс-муви сильно изменился. Да, именно Сингеру и первой части Икс-менов мы обязаны ренессансом фильмов по комиксам. Без него не было бы ни паука Рейми, ни Бэтмана Нолана, ни киновселенной Марвел, ни сериалов по кимиксам, которых становится все больше. Не было бы. Но они были, а Сингер словно не осознает этого и снимает так же, как 14 лет назад. Позволяя себе вольности и послабления, которые просто недопустимы в этом повзрослевшем жанре после Темного Рыцаря, Мстителей и Нового Человека-паука.
Такое происходит не в первый раз – мастера возвращаются к чему-то, некогда созданному ими и делают… Прометея, Индиану Джонса 4, Приквелы Звездных Войн. Судя по высоким оценкам и зеленым ревью, со мной мало кто согласится, но мне кажется, Сингер все-таки получил членство в этом клубе. “Дни” - не хуже первых частей икс-менов, но за годы планка сильно поднялась и теперь быть не хуже первых частей людей икс - уже мало. Очень мало.
Остается лишь надеяться, что теперь, разобравшись с накопленными хворями франшизы, он сможет сделать из Эры Апокалипсиса по-настоящему крутой фильм… Простите, но нет, я в это не верю. Хотел было закончить на позитиве, но врать и себе и вам – не хочу. «Дни» доказали мне, что Сингер не обладает тем, что есть у Нолана, Уидона и Уэбба. Он не умеет слушать собственных персонажей, любить их и сочувствовать им.