Люди и игры: Иван Кабаков
Здравствуйте, Иван. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Сколько лет, откуда сами, где учились и как пришли в эту индустрию?
Здравствуйте, Кирилл. Сухая историческая справка: мне 35 лет, родился в семье офицера армии СССР во Владивостоке, потом был Ленинград (Санкт-Петербург), там отец прослужил семь лет, после чего мы уехали в Днепропетровск на Украину. После распада СССР вернулись в Россию, в родные края отца — Ростов-на-Дону. Здесь я закончил школу, поступил в строительный университет, по специальности менеджмент (так что по образованию я — «офисный планктон»), хотя еще со школы тяготел к компьютерам, занимался программированием. Но волею судеб был определен в «экономисты», а, как известно, все, что ни делается, делается к лучшему! Ведь увлечение компьютерами/программированием вкупе с экономическим образованием привело меня в частный бизнес в сфере IT. В том числе «ИгроМагаз», безусловно, есть симбиоз моих увлечений, образования и профессионального опыта от предыдущего бизнеса. Не будь чего-то одного из этого списка, возможно, «ИгроМагаз» и не случился бы. Ну и, конечно, воля случая… но об этом чуть позже.
Вы можете назвать себя заядлым геймером? Когда начали играть и на чем? Помните свои первые игры?
Да, в прошлом я не то что заядлый геймер, а прямо-таки игроман, игрозависимый человек. Более того, World of Warcraft чуть было не сгубил мою жизнь! Первые игры я освоил еще на программируемых калькуляторах (да-да, были такие!). Как сейчас помню, игра называлась «Полет на Луну». Это был симулятор посадки ракеты на Луну. После ввода программы в калькулятор (а ее нужно было вводить каждый раз, когда вы хотели поиграть) нужно было вводить параметры интенсивности торможения ракетными двигателями: если торможение было слишком интенсивным, то считалось, что экипаж погиб от перегрузок. А если торможение было недостаточным, то скорость приземления у поверхности Луны превышала максимально возможную. Это означало, что ракета с экипажем разбилась. Были и другие игры на калькуляторах, но почему-то эта мне запомнилась больше всех. Потом в жизнь пришли «Синклеры», «Атари» и прочие хиты 80-х. Затем я дорвался до первых х86-совместимых компьютеров отечественного производства, это были компьютеры с 16Кб памяти, с 5,25-дюймовыми дискетами и жуткими монохромными дисплеями — убийцами зрения. Там я познакомился с языками программирования BASIC и Pascal. После этого появилась идея написать свою игру — ею стал аналог «Арканоида», который в итоге почил в бозе вместе с дискетой. Светлая ему память! Ну, а дальше жизнь и вовсе пошла по наклонной геймерской плоскости: WarCraft, Civilization, Doom и так далее. Все в духе того времени. В общем, дальше было все как у всех.
Как ни странно, считаю, что для людей с дефицитом времени мобильная платформа — это совсем зло. С ними у вас совсем не останется времени на жизнь.
Сейчас у вас остается время на то, чтобы пострелять из виртуального шотгана или прокачивать норда вSkyrim? Какие жанры любите? Какие игры можете назвать любимыми?
Честно говоря, времени, конечно, нет. Но, видимо, из вредности к самому себе или из-за старых привычек, так или иначе, я играю. Каюсь! Был длительный период, когда вообще не играл или играл совсем капельку. И увидел я, что это хорошо, и решил, что да будет так, но пришли друзья и подсадили меня на Dota 2. Вот такие хорошие у меня друзья!
Любимыми играми я мог бы назвать Civilization, WarCraft II (не знаю почему, но почему-то именно вторая серия этого бестселлера мне кажется самой лучшей и вызывает теплые чувства), Master of Orion (господа правообладатели, ау? Где продолжение легенды?), Duke Nukem, Serious Sam. Отдаю должное World of Warcraft (да и вообще играм Blizzard — молодцы ребята, знают свое дело), BioWare, радуют некоторые вещи Valve, DICE. А вообще много увлекательных игр, достойных внимания геймеров, всех не перечислить и сходу не вспомнить.
А какие платформы предпочитаете? Наверное, в силу занятости все больше мобильные?
Для игры с друзьями, конечно, PC. А в одиночестве, дома, люблю прилечь на диване с геймпадом от Xbox 360 в руках (консоли — это вообще другой тип виртуальных развлечений, особенно для людей, чей рабочий день проходит за компьютером и, как правило, к вечеру уже совсем не хочется за ним сидеть, консоль — это выход; сомнительный, но все же). Как ни странно, считаю, что для людей с дефицитом времени мобильная платформа — это совсем зло. С ними у вас совсем не останется времени на жизнь.
Если у вас нет девушки, но при этом вы по три и более часа в день проводите в играх, наверное, не стоит винить в этом девушек.
Многие считают, что игры — это болезнь, которая отнимает здоровье и время. А вы как думаете? Что-то полезное они вам принесли, кроме возможности зарабатывать на них?
В общем и целом, как ни странно услышать это от человека, продающего игры, но я считаю, что в 99% случаев игры не делают лично мою (остальным самим решать) жизнь лучше. Можно назвать игры болезнью, в этом нет ничего страшного, ведь болезнь — это не зло, а лишь сигнал человеку, что в его жизни что-то происходит неправильно. К примеру, как я уже говорил, World of Warcraft чуть было не сгубил мою жизнь: отнял массу здоровья, загубил предыдущий бизнес, отдалил меня от друзей и родных и так далее. Благодарен своей девушке (теперь уже жене) за то, что все же смогла вытащить меня из этой виртуальной трясины. Если бы не она, то даже боюсь представить, что бы из меня получилось в итоге! Но это моя личная история, ведь наверняка есть люди, которым игры не мешают, а может, наоборот, чем-то помогают в жизни.
К слову о девушках. В общении с ними игры не мешают? Или наоборот?
Хороший вопрос… Затрудняюсь ответить, я ведь теперь женат. Но, скажем так, наверное, во всем должна быть разумная мера. Если вы чем-то увлечены без меры, значит, вы что-то упускаете в своей жизни. Если у вас нет девушки, но при этом вы по три и более часа в день проводите в играх, наверное, не стоит винить в этом девушек.
Иван, что вы думаете по поводу того, как сегодня развивается игровая индустрия? Что нас ждет? Полный крах ПК и тотальная победа «таблеток»?
Тут нужно определиться с отрезком времени для прогноза, ведь, к примеру, всю технику, которую вы видите вокруг себя, в ее текущем виде рано или поздно ждет забвение. В том числе и ПК. Уже в настоящее время наблюдается процесс создания гетерогенных сред, в которых ПК или любой другой гаджет выполняет роль точки доступа к различного рода ресурсам/услугам. Пропускные способности каналов связи из года в год растут чуть ли не в геометрической прогрессии, что ведет к росту рынка предоставления доступа к контенту как к услуге, то есть либо на время, либо в «облаке». Поэтому через 30-40 лет и ПК, и «таблетки», и консоли в том виде, какими мы их сейчас знаем, будут существовать только в музеях. Игры станут использовать технологии «дополненной реальности» и вообще частично выйдут в нашу реальность. Можно будет легко поиграть с друзьями в Battlefield в чистом поле или на специальной площадке-уровне. Либо, наоборот, полностью погрузиться в виртуальный бой с помощью технологий нейроинтерфейсов. В общем, в будущем нас ждет много любопытного и интересного. Главное, чтобы виртуальная реальность не заменила людям реальность. А вообще, современной игровой индустрии я бы лично поставил «незачет». В современных играх столько агрессии, жестокости и грязи, что просто волосы дыбом становятся!
Как вы решили создать цифровой магазин и насколько сложно (или, наоборот, легко) это делать в регионах?
Любой интернет-магазин можно открыть в регионе так же просто, как и в Москве. Хотя, конечно, есть моменты, которые в столице решаются проще (к примеру, та же доставка физических товаров). Но цифровой магазин можно хоть на Северном полюсе открыть. История нашего магазина любопытна тем, что она начинается с пива. Да, да — с пива! Как-то вечером мы общались с товарищем (с Женей, моим партнером по «ИгроМагазу») по аське, попивая пивко, каждый у себя дома. Женя поинтересовался, сколько будет стоить создание сайта, на котором можно продавать ключи активации к WoW. Так случилось, что у меня до этого уже возникали такие мысли, а мой текущий на то время бизнес был связан с созданием сайтов. И после недолгого обсуждения мы решили, что создадим такой магазин, так просто, «для души», как источник дополнительного дохода. Так и сделали… А через несколько лет мы узнали от наших поставщиков, что мы у них — самые крупные клиенты среди интернет-магазинов (то есть магазин для геймеров номер один в рунете). Еще чуть позже и уже от Microsoft узнали, что занимаем третье место в России по продажам карт для Xbox Live, причем на первом месте была одна крупная всероссийская розничная сеть, с которой мы даже и не думали тягаться, так что своим результатом гордимся на все сто. Вот так вот, начавшись с беседы в аське за бутылочкой пива, «ИгроМагаз» стал крупнейшим в рунете специализированным магазином.
Как, по вашему мнению, развивается рынок цифровой дистрибуции игр в России? Возможны еще какие-то резкие всплески, подъемы или все уже более-менее устаканилось, определились основные игроки, и сейчас пришло время спокойного освоения аудитории?
Тут не все так просто. С одной стороны, есть безусловные лидеры — это четыре-пять магазинов, которые известны уже почти всем, кто интересуется играми. С другой стороны, рынок постоянно растет, объемы увеличиваются. Поэтому сказать, что пришло время спокойного освоения аудитории, наверное, нельзя, ведь стоит на секунду расслабиться, как конкуренты начнут дышать вам в спину. Это вообще закон рынка — не сидеть сложа руки, почивая на лаврах. По сути, доля ОФИЦИАЛЬНОЙ цифровой дистрибуции в России крайне низкая, так как большой объем проходит в сером виде — фото ключей с дисков (скрэч), а учитываются они как продажи дисков. Но это официально, а реально цифровая дистрибуция (включая скрэч) уже давно превышает объемы розничной торговли. Зачем идти в магазин за диском, если можно купить игру, не вставая со стула? Зачем хранить диски, если они вам больше никогда не пригодятся, так как теперь вы скачиваете игры из личного кабинета магазина или сервиса активации? Это имеет смысл, только если вы приобретаете коллекционные издания игр и ставите их на полку, в коллекцию. Но как бы то ни было, все к лучшему. Лично для нас это шанс самим стать издателем — цифровым издателем.
WebMoney уже давно не основной способ оплаты среди наших клиентов. Банковские карты победили электронные валюты.
Вы на примере своего магазина чувствуете, что в России растет культура цифровых продаж? И чего ей, этой культуре, еще не хватает?
Да, конечно, культура потребления цифрового контента, в том числе и игр, растет. И конца этого роста пока не видно. До тех пор, пока вся страна не будет охвачена широкополосным доступом в любом его проявлении, рост рынка будет постоянным и уверенным. Только вслед за этим может наступить насыщение рынка, и последуют какие-то агрессивные войны между магазинами. Пока же нам нечего делить, емкость рынка увеличивается из года в год. А не хватает на данный момент тесного взаимодействия между издателями и магазинами. Точнее, оно есть, но не всегда такое тесное, как хотелось бы. В частности, это касается поддержки пользователей, не всегда получается оперативно решать проблемы связанные с активацией продуктов. Но это проблема не только «цифры» — это вообще глобальная проблема коммуникаций между издателями и каналами продаж.
Покупатели в основном расплачиваются посредствомWebMoney, да? Вообще, люди у нас уже не так боятся «засвечивать» банковские карты в магазине? Что вы делаете для повышения безопасности таких расчетов?
WebMoney уже давно не основной способ оплаты среди наших клиентов. Банковские карты победили электронные валюты. Электронные валюты/кошельки все больше используются лишь как прослойка между магазином и банковской картой клиента в целях повышения безопасности платежей клиента. Как средство накопления или расчетов между физическими лицами электронные валюты медленно, но верно умирают. Эта трансформация рынка платежных систем неизбежна, на Западе она уже произошла. Там тоже полно платежных систем/кошельков, но они — лишь сервисы по привязке банковских карт к виртуальным счетам этих платежных систем с целью обезопасить себя от кражи данных карты. Это же происходит и в России. Что касается нас, то мы не храним у себя никакой финансовой информации о пользователях, так безопаснее для наших покупателей.
Как и за счет чего сегодня может выделяться цифровой магазин? Распродажи, скидки, партнерские программы?
У каждого магазина свой путь. У нас этот процесс происходит в первую очередь за счет нашей бонусной программы (программы повышения лояльности клиентов). Такой программы, как у нас, мы пока не видим ни у кого из наших коллег. Каждый раз, когда наши клиенты совершают покупку в «ИгроМагазе», им начисляются деньги на бонусный счет. Чем больше покупок, тем выше уровень клиента, а чем выше уровень клиента, тем больше бонусов он получает с каждой покупки, и так далее по кругу. При этом, конечно, скидки, регулярные распродажи, партнерская программа для вебмастеров и блогеров — все это есть в нашем магазине. Все доступно, любой может этим воспользоваться. Еще у нас есть интересные новости из мира игр, мы публикуем их как на сайте, так и в наших группах в соцсетях. Особо хотелось бы отметить нашу рубрику «ИгроИстория» — в ней мы постоянно вспоминаем, чем знаменателен тот или иной день в календаре. К примеру, совсем недавно мы отмечали, что Сиду Мейеру исполнилось уже целых 59 лет! А еще скоро у нас появится своя «Видеогалерея», где мы будем выкладывать как подготовленные нами видеообзоры, так и официальные трейлеры, а также просто интересное игровое видео.
Иван, а вы сами когда последний раз покупали какой-нибудь физический носитель с игрой? А главное, зачем?
Ну, слово «купить» ко мне не совсем уместно. Но, если уж на то пошло, то перед Новым годом купил Max Payne 3 для Xbox 360. Погонял немного старика-алкоголика Макса на новогодние каникулы по улицам и злачным местам Сан-Пауло.
Интервью: Кирилл Волошин