Любовь, смерть и девиации: 10 психологических фильмов на любой вкус
Режиссёры и сценаристы обращаются к теме чертогов разума настолько часто, что пометку «психологическое кино» можно обнаружить среди самых разных жанров. Это необязательно тяжеловесные сложносочиненные сюжеты: драматизма порой хватает и в историях, граничащих с комедией. Автор «Канобу» Сабина Алиева составила список из десяти жутких, драматичных, абсурдных и интригующих фильмов, наполненных напряжением и внутренними конфликтами.
«Банши Инишерина» (The Banshees of Inisherin) (2022)
Страна: Великобритания, Ирландия
Режиссёр: Мартин Макдона
Жанр: драма
В ролях: Брендан Глисон, Колин Фаррелл, Керри Кондон, Барри Кеоган, Пэт Шорт
1923 год, до маленького острова Инишерин доносятся взрывы и пальба — отзвуки гражданской войны в Ирландии. Сам остров живописен, но крайне пустынен: горстке живущих тут людей почти нечем себя занять, кроме долгих прогулок и пьянства. Каждый день фермер Патрик (Колин Фаррелл) стучит в дом к музыканту Колму (Брендан Глисон), чтобы вместе отправиться в паб. В один из таких дней Колм не открывает ему дверь, а после резко и без всяких объяснений начинает игнорировать. Патрик, однако, до тошноты настойчив и преследует бывшего друга до тех пор, пока не выясняет, что Колму до смерти осточертел их однообразный досуг. Стремясь придать своей жизни хоть какой-то смысл, тот просто хочет писать хорошую музыку, и места для скучного и недалекого Патрика в его жизни больше нет. Более того — из-за чужой навязчивости Колм обещает отрезать себе по пальцу каждый раз, когда Патрик пытается с ним заговорить.
Трагикомедию Мартина Макдоны (режиссера «Залечь на дно в Брюгге», где Фаррел и Глисон тоже сыграли главные роли) так и хочется назвать воплощением мужской депрессии. Монотонность происходящего и, на первый взгляд, бессмысленность конфликта двух друзей волей-неволей вызывает желание поставить себя на их место и гадать: как далеко может зайти пустяковая ссора и действительно ли искусство требует отрешения от всего обывательского, включая людей?
«Маяк» (Lighthouse), 2019
Страна: США, Канада, Бразилия
Режиссёр: Роберт Эггерс
Жанр: ужасы
В ролях: Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо
На крохотный утёс у берегов новой Англии прибывает новый смотритель маяка, Эфраим Энгельс (Роберт Паттинсон). Кроме него на острове лишь один человек — его старший сменщик, старый Томас Уэйк (Уиллем Дефо), воплощающий в себе худшие стереотипы о моряках. Уэйк груб, омерзителен, злоупотребляет алкоголем, заваливает Эфраима тяжелой работой и параноидально не подпускает к фонарю маяка, с одержимостью пылкого любовника оберегая «свет». Дни идут, напряжение нарастает, запасы выпивки пустеют — и постепенно Эфраиму, у которого есть собственная тайна, начинает казаться, что предыдущий напарник Уэйка исчез не просто так.
Филигранно стилизованный черно-белый фильм Роберта Эггерса («Ведьма») с русалками, фрейдистской символикой и лавкрафтовской атмосферой нарастающего безумия основан на реальных историях о пропавших без вести смотрителях маяков, морских мифах и произведениях мировых классиков психологического хоррора.
«Бескрайний бассейн» (Infinity Pool), 2023
Страна: Канада, Венгрия, Хорватия
Режиссёр: Брендан Кроненберг
Жанр: триллер, фантастика
В ролях: Миа Гот, Александр Скарсгард, Жалиль Леспер, Клеопатра Коулмэн
Умеренно довольные жизнью супруги Джеймс и Эм Фостеры (Александр Скарсгард и Клеопатра Коулман) приезжают на курорт в экзотическую страну третьего мира. Отдых идёт ни так ни сяк: привыкших к комфорту богачей не устраивает сервис, их отель тревожно обнесен колючей проволокой, а выходить за пределы его территории строго-настрого запрещено. Именно этот запрет Фостеры и нарушают, отправившись на пикник в компании другой семейной пары — обаятельного Албана (Жалиль Леспер) и непосредственной Габи (Миа Гот).
Расплата следует быстро: той же ночью они насмерть сбивают человека, а уже на следующий день предстают перед местным судом, руководствующимся принципом «око за око». Тут-то Албан с Габи и открывают им главную изюминку местного туризма: в качестве альтернативы мучительной смерти преступники, при наличии денег, могут создать двойников, которых убьют вместо них — нужно лишь присутствовать на казни. Более здравомыслящую Эм происходящее шокирует, а Джеймс — нерешительный писатель-неудачник, ищущий признания и вдохновения — постепенно впадает в зависимость как от вседозволенности, так и от своих новых «друзей».
Режиссёр Брэндон Кроненберг погружает своих героев в цикл безнаказанного насилия и исследует его влияние.
«Связанные насмерть» (Dead Ringers), 1988
Страна: США, Канада
Режиссёр: Дэвид Кроненберг
Жанр: триллер, драма
В ролях: Джереми Айронс, Женевьев Бюжо
Близнецы Эллиот и Беверли (сыгранные Джереми Айронсом) работают хирургами в успешной гинекологической клинике. Из двух братьев Эллиот более циничный и успешный — его карьера строится на присваивании исследований Беверли и соблазнении пациенток. После того, как те его утомляют, Эллиот «отдает» их брату, пользуясь тем, что женщины не замечают подмены. Так происходит и с актрисой Клэр Ниво, которая, вопреки обману, сближается с Беверли, но не помогает, а только глубже загоняет братьев с пучину созависимости и безумия. Настолько, что вскоре они понимают, что если умрёт один из них, умрёт и второй.
Основанный на реальных событиях фильм Дэвида Кроненберга неоднократно получал награды за режиссуру и лучшую мужскую роль. В 2023 году вышла сериальная адаптация с Рейчел Вайс.
«Вуайеристы» (The Voyeurs), 2021
Страна: США
Режиссёр: Майкл Мохан
Жанр: драма, детектив, триллер
В ролях: Сидни Суини, Джастис Смит, Наташа Лю Бордиццо, Бен Харди
Счастливая молодая пара Пиппа и Том (Сидни Суини и Джастис Смит) радуются новоселью в шикарной квартире с огромными окнами, на которые, согласно требованию жилого комплекса, нельзя вешать занавески. Почти сразу же они замечают в доме напротив красивую и сексуально раскованную пару. Идеальные соседи, живущие насыщенную жизнь, как с картинки, притягивают внимание Тома и Пиппы настолько, что вскоре те дают им вымышленные имена, покупают бинокль и находят способ подслушивать их разговоры. Пиппа, очевидно, увлечена несколько больше: заметив, что муж-фотограф изменяет своей жене с моделями, она решает не оставлять этого просто так — и тем самым запускает цепь разрушительных событий, ведущих к непредсказуемому финалу.
Кэмповый эротический триллер, снятый режиссёром Майком Моханом по собственному сценарию, обаятельно рассуждает на тему того, почему чужая жизнь нам интереснее своей и как прогрессирующее сталкерство вредит в первую очередь самому наблюдающему.
«Решение уйти» (Hyeeojil gyeolsim), 2022
Страна: Южная Корея
Режиссёр: Пак Чхан-ук
Жанр: детектив, драма
В ролях: Пак Хэ-иль, Тан Вэй, Ли Джон-хён, Пак Ён-у
Детектив Хэ-чжун, устав гоняться за мелкими жуликами, изнывает в ожидании настоящего преступления. Вместе с делом о загадочной смерти опытного альпиниста к нему попадает и главная обвиняемая — Со-рэ, молодая супруга убитого. Подозревать её легко: она совсем не выглядит расстроенной внезапной смертью мужа и скрывает под одеждой следы от побоев. Тем не менее у Со-рэ есть алиби, расследование затягивается, а вместе с тем крепнет связь между ней и Хэ-чжуном — двумя совершенно разными людьми, которые отчего-то не в силах оставить друг друга в покое.
Картину Пак Чхан Ука (также снявшего легендарного «Олдбоя» и пронизанную эротизмом «Служанку») можно назвать современным нуаром. Здесь есть и неизбывный пессимизм, и мрачный полицейский, и пленительная женщина в центре таинственного преступления. Пусть в фильме почти отсутствует привычная для жанра эротика — зато покадрово рассматривается губительное влияние, которое одержимые друг другом люди могут оказывать друг на друга. Ведь иногда любовь куда мучительнее и страшнее смерти.
«Стрингер» (Nightcrawler), 2013
Страна: США
Режиссёр: Дэн Гилрой
Жанр: криминал, триллер
В ролях: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Риз Ахмед, Билл Пэкстон, Майкл Пападжон
Однажды мошенник и вор Луис Блум (Джейк Джилленхол) становится свидетелем работы команды операторов-любителей, снимающих криминальные происшествия на улицах ночного города. Перспективная профессия заинтересовывает Луиса, и вот он уже начинает стремительно развиваться на новом поприще: меняет украденный велосипед на камеру, находит напарника и еженощно патрулирует город. А шокирующие происшествия на дороге не валяются, и в поисках эффектного сюжета не отличающийся ни принципиальностью, ни совестливостью Блум хладнокровно жертвует любым, кто встает у него на пути.
Режиссёрский дебют Дэна Гилроя (сценариста фильмов «Запределье» и «Эволюция Борна»), исследующий вопрос того, на что готов журналист ради хорошего материала, был высоко оценен критиками, удостоился ряда наград и попал в десятку лучших фильмов года.
«Сядь за руль моей машины» (Doraibu mai ka), 2021
Страна: Япония
Режиссёр: Рюсукэ Хамагути
Жанр: драма
В ролях: Хидэтоси Нисидзима, Токо Миура, Масаки Окада, Рэйка Кирисима, Пак Ю-рим
Театральный режиссёр Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима) застает свою жену Ото за изменой. Произошедшее настолько выбивает землю у него из-под ног, что он всячески избегает тяжёлого разговора, пока та ведет себя, как обычно. Юсукэ так долго оттягивает признание, что в результате опаздывает: в день, когда Ото сама наконец-то хочет что-то с ним обсудить, она вдруг умирает.
Спустя два года Юсукэ приглашают поставить на фестивале в Хиросиме пьесу «Дядя Ваня», которую он настолько сильно любит, что выучил наизусть. До города его сопровождает тихая водительница Мисаки (Токо Миура). Хорошему вождению её научила мать — избивая свою дочь каждый раз, когда та была неаккуратна. Водительницу и её пассажира объединяет смерть родных: мать Мисаки погибла в результате оползня. Проводя в дороге долгие часы, Юсукэ и Мисаки помогают друг другу переосмыслить прошлое, проникаясь друг к другу искренним и доверительным отношением.
Картина о принятии смерти и чувстве вины, снятая Рюсукэ Хамагути, получила приз за лучший сценарий на Каннском фестивале. Фильм является экранизацией рассказа Харуки Мураками.
«Верёвка» (The Rope), 1948
Страна: США
Режиссёр: Альфред Хичкок
Жанр: детектив, триллер
В ролях: Фарли Грейнджер, Джеймс Стюарт, Джон Долл, Дик Хоган, Эдит Эвансон
Ища ответ на вопрос, можно ли совершить идеальное преступление, двое молодых людей душат веревкой своего сокурсника. Тело они прячут в сундук, после чего решают испытать себя и приглашают в ту же квартиру друзей и родственников (в том числе и покойного юноши). Младший из преступников нервничает всё сильнее, и вскоре, перебрав с алкоголем, неосторожными словами вызывает подозрения у бывшего преподавателя, который и заронил им в головы раскольниковские теории.
«Верёвка» — первый цветной фильм мастера саспенса Альфреда Хичкока — в своё время был прохладно встречен критиками, и оттого менее известен, чем другие его картины. Хичкок снял его вскоре после Второй мировой войны, разбирая психологию фашизма и популярную у молодежи идею о собственной исключительности.
«Меню» (The Menu), 2022
Страна: США
Режиссёр: Марк Майлод
Жанр: триллер
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Рэйф Файнс, Николас Холт, Хонг Чау, Джанет Мактир
Богатый и увлеченный кулинарным искусством Тайлер (Николас Холт) приглашает свою новую девушку Марго (Аня Тейлор-Джой) в необычный гастрономический тур в ресторане знаменитого шеф-повара. Среди элитных гостей Марго явно лишняя: в пригласительном списке она замещает другую женщину, её отношения с бойфрендом откровенно неравноправны, а кулинарным изыскам девушка скорее предпочтет сигарету и фастфуд. Сбежать с острова, где располагается ресторан, впрочем, не получается ни у неё, ни у остальных — хозяин ресторана Джулиан Словик (Рэйф Файнс) намерен превратить свое кулинарное представление в настоящую психологическую и физическую пытку.
Противостояние сумасшедшего гения и приземлённой героини не является для кинематографа чем-то принципиально новым, но смотрится все еще увлекательно — не в последнюю очередь благодаря достойным сериала «Ганнибал» мишленовским кадрам. Фильм Майка Майлода — это крепкая и занятная сатира на современное общество потребления, в котором факт обладания чем-то уникальным гораздо важнее, чем его подлинная духовная ценность.