Лучшие российские криминальные фильмы: 8 историй о жизни улиц, мести и трагизме повседневности
Нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» актуализировал миф о 90-х, снискав громадный успех у самой разной публики. Бешеная популярность балабановского «Брата», крутящиеся на ТВ бесконечные «След» и «Ментовские войны», сумасшедшие просмотры у тру-крайм видео на ютубе, да даже Достоевский, остающийся чрезвычайно популярным автором, позволяют констатировать следующее: интерес к криминальным историям у российской аудитории, что называется, в крови. К тому же многие российские режиссёры оттачивают свой стиль именно в криминальном жанре, прежде чем окажутся в подчинении капиталистических шестерён студийного кинопроизводства. Всё дело в том, что криминальные драмы понятны и близки народу — ведь в них кристаллизуется тяжёлый опыт повседневности, пропитанной насилием, поднимаются важные темы о социальном устройстве, жизненных невзгод и переломных эпохах.
Автор «Канобу» Евгений Удовиченко собрал подборку самых разных российских криминальных фильмов: от ироничных криминальных комедий до леденящих душу реальных историй.
Все указанные в подборке фильмы 18+
«Лох — победитель воды»
триллер, криминал, 1991
Режиссёр: Аркадий Тигай
В ролях: Сергей Курёхин, Анатолий Васильев, Олег Косавненко, Андрей Алексеев, Лариса Бородина, Анатолий Журавлёв, Андрей Дежонов, Азамат Багиров
Возможно, первым стоило упомянуть «Жмурки», ведь этот фильм Балабанова — своеобразная ось для российского кино в целом и криминального жанра в частности. Но взамен предлагаем другую фигуру, существование которой было возможно только в гласность и девяностые, — Сергея Анатольевича Курёхина. Он сыграл в нескольких лентах, однако именно в «Лохе» ему будто бы удалось уловить дух времени.
По сюжету интеллигент Павел Гореликов с другом, инвалидом-афганцем, открывают компьютерный клуб. Через некоторое время к ним наведываются рэкетиры, чтобы потребовать плату. Получив отказ, они громят салон, избивают Гореликова, убивают его приятеля и отправляются восвояси. На милицию рассчитывать не приходится, поэтому Павел решает отомстить сам. Это по-хорошему дурацкое кино: бюджетное и плохо снятое, однако, оно радикально следует идее 90-х — рассчитывать не на кого, разбираться с бандитами, как и строить новую капиталистическую Россию, придётся своими силами. По мнению режиссёра Тигая, именно такие люди, как Гореликов, должны стать основой нового общества. Увы, финал «Жмурок» циника-Балабанова подсказывает, что идеалист-Тигай был неправ. Другое достоинство фильма — которое, впрочем, свойственно всему искусству того времени — он свободен, а потому безумен. В какой-то момент в сюжете появляются тесла-пушки, а ломаный и грязный саундтрек, написанный тем же Курёхиным, эхом откликается творящемуся на экране бардаку.
«Бык»
криминал, драма, триллер, 2019
Режиссёр: Борис Акопов
В ролях: Юра Борисов, Стася Милославская, Афина Лукиди, Александр Самсонов, Александр Левин, Егор Кенжаметов, Игорь Савочкин, Сергей Двойников, Алексей Филимонов
Ещё один фильм, обращающийся к тому неспокойному времени — «Бык» Бориса Акопова. В центре сюжета — лидер маленькой ОПГ Антон Быков (первая главная роль Юры Борисова), который крутится как может, чтобы обеспечивать свою семью. Однажды из тюрьмы его вызволяет крупный московский авторитет, чтобы потом попросить об одной услуге.
Дебютная работа Акопова «Рай» выиграла конкурс дипломных проектов ВГИКа, «Бык» взял главный приз жюри Кинотавра, последний фильм — «Кэт» — специальный приз жюри ММКФ. Для полнометражного дебюта «Бык» сделан ладно: хорошо прописанный сценарий, который убедительно разыгран, отличная операторская работа Глеба Филатова и аутентичные локации, воссозданные художниками-постановщиками. Фильм не скатывается в спекулирование по теме, не впадает в романтизацию той эпохи, но все-таки не привносит ничего нового в жанр. Кажется, всё это мы видели много раз. Что, впрочем, не мешает картине прекрасно рассказать историю одной из многих тысяч пострадавших в то время семей.
«Русский бес»
комедия, триллер, драма, 2018
Режиссёр: Григорий Константинопольский
В ролях: Иван Макаревич, Любовь Аксёнова, Виктория Исакова, Юлия Аук, Тимофей Трибунцев, Ксения Раппопорт, Александр Стриженов, Виталий Кищенко, Григорий Константинопольский
Киноманифест Григория Константинопольского «Русский бес» включает в себя все особенности российского криминального жанра. Это кино о том, что девяностые никуда не делись, и в современности это заметно особенно отчётливо. Главный герой — Святослав Иванов в исполнении Ивана Макаревича — мечтает завязать с разгульной жизнью, жениться на дочери владельца банка Асе (Любовь Аксенова) и открыть на деньги тестя ресторан высокой кухни. Однако на каждом этапе Свята поджидают неприятности.
Кино, заходящее на территорию любого жанра и выпадающее в пространство, где само определение жанра теряет всякий смысл. Это постмодернистский китч, пропитанный «русскостью» словно ветошь в коктейле Молотова. И Константинопольский без зазрения совести кидает его в зрителя. Горит это всё то нарочитой безвкусицей, то высоколобым интертекстом. Эстетизированное насилие двигает сюжет, который то и дело прерывается на сценах, в которых сам режиссёр напрямую обращается к зрителю. Кажется дикостью, пока в конечном счёте не начинаешь играть по правилам этого фильма. «Русского беса» легко невзлюбить, однако всё же лучше отдать ему должное за смелость, прямоту и актуальность.
«Блокбастер»
криминал, комедия, 2017
В ролях: Светлана Устинова, Аня Чиповская, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Александр Молочников, Дмитрий Ендальцев, Мария Шалаева, Светлана Ходченкова
«Блокбастер» — лёгкая, но не бессмысленная комедия, построенная на традиционных для жанра клише. По сюжету, который вдохновлён реальной историей, Наташа (Аня Чиповская) грабит офис микрокредитной организации и прячется в машине Лизы (Светлана Устинова). Между девушками завязывается дружба, а по их следу уже идут следователь (Евгений Цыганов), бывший парень Наташи со своими дружками-бандитами и опасный незнакомец.
Аня Чиповская силится играть простушку из провинции — безуспешно, Устинова пытается вдохнуть в свою героиню хоть какую-то жизнь — получается тоже так себе, Цыганов воплощает всё один и тот же образ, но — как всегда — обаятельно. Сюжет следовало бы назвать идиотским, но во время просмотра он таким вовсе не кажется. В совокупности своих элементов фильм создаёт неведомую магию: ему удаётся пройти по грани и не скатиться в совсем бестолковый фарс. К героиням испытываешь странное чувство нежности, в сюжете вдруг всплывают темы феминизма и тяжелой жизни за пределами Москвы (хоть и поданы они через оптику обитателя Патриарших прудов), есть даже игра с нарративом, обусловленная, скорее всего, драмой вокруг фильма. Режиссёр Роман Волобуев поссорился с продюсерами и потребовал убрать из картины своё имя. Фильм перемонтировали, из-за чего случился большой скандал. И здесь, конечно, вопрос: то ли продюсерам всё же удалось сделать кривенькое, но цельное произведение, то ли у них не получилось уничтожить то, что в фильме осталось от идей Волобуева. В любом случае, «Блокбастер», который сначала кажется одой человеческой дурости, оказывается трогательной историей про сострадание и помощь ближнему.
«Казнь»
детектив, триллер, криминал, 2021
Режиссёр: Ладо Кватания
В ролях: Нико Тавадзе, Евгений Ткачук, Юлия Снигирь, Иван Мулин, Аглая Тарасова, Виктория Толстоганова, Даниил Спиваковский
«Казнь» Ладо Кватании — детективный триллер, разворачивающийся в эпоху позднего СССР. Исса Давыдов поймал маньяка и даже получил за это повышение по службе. Однако спустя несколько лет вдруг обнаруживается выжившая жертва — и указывает на место, в котором её держали. Теперь Иссе необходимо исправить свою ошибку.
Нелинейное повествование, скачущее из года в год, множество деталей и героев — если потерять концентрацию во время просмотра, то легко запутаться. Кватания предлагает зрителю решить хитро устроенную кино-головоломку, вдохновлённую в том числе фильмами и сериалы Финчера или Фукунаги. Помимо запоминающейся истории в картине ещё множество достоинств: густая мрачная атмосфера, минималистичный саундтрек Кирилла Рихтера, перемежающийся с хитами той эпохи, скрупулезно воссозданный быт и звёздные актёры даже в эпизодах. Такого качества фильма не ожидаешь от дебюта, пусть даже дебюта опытного режиссёра музыкальных клипов.
«Жить», 2010
драма, криминал, триллер, 2010
Режиссёр: Юрий Быков
В ролях: Денис Шведов, Алексей Комашко, Владислав Толдыков, Сергей Жарков, Константин Стрельников, Сергей Сосновский
К личности и творчеству Юрия Быкова можно относиться по-разному. Можно считать, что он снимает картины уровня НТВ, а можно постараться обнаружить в них пристальный взгляд на извечные проблемы российской действительности. И хотя почти все его картины можно разместить в этом списке — и они бы пришлись кстати, — хочется выделить его первую полнометражную работу «Жить». Она рассказывает историю жизни и смерти двух героев, которые бегут от трёх бандитов. Будто бы снятая на двухдневной рыбалке за ящик водки, лента оказывается пронзительной притчей о реальной цене жизни и злом роке. Жухлая трава и вечно серое небо, разрушенные дома и покосившийся забор. Тлен, сырость и нищета — вот декорации фильма о России, больше у нас как будто бы ничего и нет.
«Сказка для старых»
драма, криминал, 2022
Режиссёр: Роман Михайлов, Фёдор Лавров
В ролях: Кирилл Полухин, Фёдор Лавров, Роман Михайлов, Анатолий Тишин, Евгений Ткачук, Олег Васильков, Денис Кириллов
«Сказка для старых» — драма широко известного в узких кругах театрального режиссёра, писателя и математика Романа Михайлова. Он работает в каком-то сумасшедшем темпе, выпустив пять фильмов за два года, ни разу не взяв денег на съёмки у Минкульта, из-за чего его можно причислить к почти вымершей российской инди-сцене. Его творческий стиль следовало бы назвать «специфическим», но «Сказка» вполне себе зрительское кино.
Криминальный авторитет по прозвищу Батя отправляет троих своих подчинённых на поиски Мули — бандита, который три года назад украл общак, но был убит. Общак тогда так и не нашли, зато недавно Мулю видели в Ростове, Питере и Новосибе. Туда-то герои и направляются. Шумное изображение, нарочитая брутальность и бросающаяся в глаза дешевизна лишь украшают этот необычный фильм. «Сказка» не просто решение рассказать криминальную историю фольклорными тропами, но попытка создать собственный универсум, где фольклор оказывается неотделим от самой жизни. Прочие работы режиссёра эту интенцию подкрепляют: мы наблюдаем стремительное становление автора со своим неповторимым миром и киноязыком.
«Продукты 24»
драма, криминал, 2022
Режиссёр: Михаил Бородин
В ролях: Зухара Сансызбай, Людмила Васильева, Камилла Мухлисова, Толибжон Сулейманов, Наргис Абдуллаева, Асель Тютюбаева, Николай Мулаков
Это не совсем криминальный фильм, а самый настоящий бытовой хоррор. Реальная история «гольяновских рабов», лежащая в основе, шокирует и опустошает. В магазине «Продукты 24» работают мигранты. Хозяйка магазина Жанна по сути является рабовладелицей: она избивает, мучает своих работниц, позволяет их насиловать, а потом уносит в неизвестном направлении их новорождённых детей. Одной из девушек, Муххабат (Зухара Сансызбай), удаётся убежать. Вот только можно ли вырваться из ада?
Бородин выбирает любопытную стратегию: он избегает, что называется, «чернухи», и вместо этого безукоризненно живописует кинополотно формальными приёмами, однако в формализме его не упрекнуть при всём желании, так как авторская позиция очевидна. Он очень сопереживает главным героям и очень хочет добиться нашего сострадания. Это кино не только о ксенофобии и ужасах мигрантской жизни в современной России, о которых автор, будучи выходцем из Узбекистана, знает не понаслышке, но и о нашем безразличии к происходящему. В очередной раз реальность оказалась страшнее самого жуткого фильма.