Лучшие роли Вина Дизеля: от Ричарда Б. Риддика до Доминика Торетто
«Признайте меня виновным» (Find Me Guilty), 2006
Судебная драма с элементами комедии от известного всем Сидни Люмет, снявшего в свое время «12 разгневанных мужчин». В ней Вин Дизель предстает в роли члена преступного сообщества, которого вместе с коллегами пытаются посадить в тюрьму. Раздосадованный работой адвоката, он решает взять все в свои руки. Из-за этого процесс очень сильно затягивается.
Снятая по реальному судебному делу над семьей Луккези эта картина добавляет больше светлых тонов главному герою. Джек ДиНорсио (Дизель) в реальной жизни не был таким обаятельным. Но в фильме он своей харизмой просто давит всех, периодически превращая заседание в цирк. Циничный, умный и очень метко бросающийся словами самодовольный мудак.
Для этой роли Вин набрал почти 15 кг, а на протяжение всех съемок был вынужден ходить в парике и большом количестве грима. Этот нетипичный образ сильно выделяется в фильмографии актера, давая понять всем, что он не только герой боевиков.
«Бойлерная» (Boiler Room), 2000
Это история о молодом парне Сете (Джованни Рибизи), который после отчисления из колледжа попадает в брокерскую фирму. Там он учится обводить людей вокруг пальца, вынуждая вкладывать деньги в выгодные для его компании акции. Со временем его начинает мучить совесть и агенты ФБР, идущие по следу махинаций. И вот одного из коллег главного героя Криса Варика играет Вин Дизель.
Крис Варик — это ветеран продаж и мастер слова. Он наглядно демонстрирует новичку, как надо впаривать что угодно и кому угодно. Он защищает его от начальства и выступает в роли наставника. Самоуверенный и наглый, но в определенные моменты понимающий, что-то, что он делает — аморально.
«Форсаж» (The Fast and The Furious), 2001
Простая история о знакомстве угонщика машин и полицейского под прикрытием неожиданно породила невероятно успешную серию фильмов. И одна из главных причин успеха — персонаж Вина Дизеля Доминик Торетто. Стритрейсер, механик, вор и просто неубиваемый супергерой.
Доминик — один из самых популярных героев в современном кинематографе. Высокие моральные принципы, харизма Дизеля и сам образ такого своего в доску парня сделали его притягательным для общественности. Идеальный пример того, когда антагонист затмевает положительного героя (если говорить о первой части).
Для него самое главное это семья, ради близких он готов перевернуть весь мир. Но также герою свойственно милосердие и добродушие. Как бы человек не был грешен, он всегда может быть прощен и принят в семью. Главное — не предавать своих и поступать правильно.
«Черная дыра» (Pitch Black), 2000
В своем 3 фильме превосходный жанровый режиссер и сценарист Дэвид Туи злоупотребил цветными фильтрами и нелинейным монтажом — и в отдельных его участках просто не смог донести до зрителей великолепие своего (не смотрите в титры — там все придумал и исполнил один Туи) НФ-сценария.
Но 2 вещи из Pitch Black навсегда останутся в истории кино: потрясающая сцена открывающей фильм катастрофы корабля… и бессмертный образ Ричарда Б. Риддика, сыгранного Дизелем в его прорывной роли. Бог с ними, с сиквелами разной степени неудачности — именно в первом фильме образ космического социопата был идеально введен, раскрыт и в общем-то завершен. После финальных кадров Pitch Black добавлять к личности Риддика было нечего — мы знали о нем все, что нам нужно было знать.
Образ конвоируемого в наручниках убийцы с золотым (?) сердцем явно позаимствован из «Нападения на 13 участок» Джона Карпентера — который не менее явно позаимствовал его из оригинального «Поезда на Юму» и других классических вестернов. Но Туи творчески переосмыслил этот архетип, добавил ему очень эффектное умение видеть в темноте отполированными в тюрячке глазными яблоками — а также противопоставил его не обычным панкам и индейцам, а куда более внушающей угрозе. Это целая раса слепых инопланетных организмов, выходящих на охоту только в темноте.
В начале фильма Риддика ненавидят и боятся все выжившие — в конце же он остается единственной, пусть и не очень надежной надеждой на спасение. Это настолько же иконический герой, как и Безумный Макс с Эллен Рипли — но при этом Риддик более неоднозначен, ведь его мотивация остается неясной и полностью раскрывается лишь на последних секундах картины.
Александр Башкиров
«Вавилон Н.Э.» (Babylon A.D.), 2008
Совершенно бездарно написанный и снятый недо-киберпанк Матье Кассовица — который, тем не менее, предлагает еще один любопытный образ Дизеля. Да, тут можно провести параллели с Риддиком — но и род занятий, и мотивация у героя совсем другие. Можно даже сказать — противоположные.
Собственно, у Туропа из «Вавилона» больше общего с Домиником Коббом, героем Лео ДиКаприо из «Начала» Кристофера Нолана. Это беспринципный наемник, но лишь на первый взгляд. У него есть определенная цель — получить новый паспорт и вернуться на родину, в благополучные Штаты.
Для этого ему приходится перевозить из Киргизии в Нью-Йорк девушку со сверхспособностями. Это далеко не «Логан» и даже не «Побег из Нью-Йорка» — и сама постановка, и написанный Кассовицем по посредственной книге сценарий никуда не годятся (не устану повторять, что киберпанк — набор штампов для людей без собственного воображения). Но стоит выделить единственную в кинокарьере Дизеля ММА-драку в клетке — отсылающую ко всему тому же «Побегу из Нью-Йорка».
Александр Башкиров