Лучшие роли Роберта Дауни-младшего. От Чаплина до Железного человека
«Солдаты неудачи» (Tropic Thunder), 2008
Без преувеличения лучшая роль за всю карьеру Роберта. В этой сатире на кинопроизводство и военные фильмы он играет оскароносного австралийского актера Кирка Лазаруса, который ради роли готов на все. Даже сменить цвет кожи и манеру речи, чтобы изобразить чернокожего персонажа лучше, чем это бы сделал чернокожий актер.
Отправляясь на съемки одной из сцен в реальных джунглях, он начинает становиться своим персонажем в прямом cмысле. Так как он вынужден вступить в реальный бой c реальными врагами.
Дауни был здесь настолько великолепен, что из него чернокожий персонаж действительно получился лучше, чем из его коллеги по фильму Брэндона Т. Джексона. Настоящий кладезь потрясающих цитат и монологов, часть из которых идеально описывают происходящее в киноиндустрии.
За этот фильм Роберт был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. И он вполне мог бы его получить, войдя в историю, как белый актер, получивший «Оскар» за роль белого актера, во вселенной фильма получившего «Оскар» за роль чернокожего. Но соседство с покойным Хитом Леджером в роли Джокера уничтожило все шансы на победу.
«Поцелуй на вылет» (Kiss Kiss Bang Bang), 2005
Восхитительная черная комедия от талантливого сценариста Шейна Блэка, подарившего миру такие замечательные работы как «Смертельное оружие» и «Последний бойскаут».
Роберт здесь играет неудачливого нью-йоркского воришку Гарольда. Спасаясь от копов после провалившегося ограбления, он забегает на кастинг в голливудский фильм — и успешно его проходит. Оказавшись в Лос Анджелесе, он получает в напарники частного детектива Гея Перри (одна из лучших ролей Вэла Килмера), который должен его натаскать для роли сыщика. И вместе они вляпываются в очень серьезные неприятности.
Персонаж Дауни здесь постоянно ломает четвертую стену, выглядит жалким и нелепым, но старается быть ироничным. Образцовый неудачник, который проигрывает бой, когда вступается за незнакомую девушку, лишается пальца во время ссоры с подругой детства и умудряется случайно помочиться на труп. Но к концу фильма он обретает уверенность в себе и доказывает, что может работать в поле, словно настоящий частный детектив. Сцена с допросом у клиники — одна из лучших сцен в кино.
«Железный человек» (Iron man), 2008
Главная роль в карьере Роберта Дауни-младшего, которая возвела его на олимп популярности. А также дала старт вселенной, подарившей создателям миллиарды долларов, а зрителям — море удовольствия.
Роберт перевоплотился в популярного персонажа комиксов Marvel Тони Старка — глава компании, производящей оружие, который под влиянием трагических обстоятельств осознал, сколько вреда приносит его деятельность. В результате он собрал себе суперкостюм, в котором начал бороться со злом, при этом свою личность он долго скрывать не стал.
Одно из главных достижений Роберта в этой роли: он сделал так, что зритель больше хочет видеть его ВНЕ костюма Железного человека. Фантастическая харизма давит буквально все вокруг. Самоуверенный, бесконечно шутящий и страдающий тяжелой формой нарцисcизма герой покорил буквально всех зрителей. Он стал лицом вселенной Marvel и рекордсменом по количеству фильмов, в которых его персонаж принял участие.
И несмотря на то, что это кинокомиксы для массового зрителя, он смог в некоторых сценах блеснуть драматическим талантом (идеальный пример — сцена, где Тони узнает правду о своих родителях и Баки). Знаковая роль для актера и киноиндустрии в целом.
«Чаплин» (Chaplin), 1992
Биографическая картина о великом британском актере-режиссере и иконе немого кино Чарли Чаплине, которого и сыграл Дауни-младший. Трогательная роль, где будущий Железный человек смог продемонстрировать и комедийный, и драматический талант. Его характерная манерность идеально вписалась в образ истинного гения, который творил магию на площадке.
Картина охватывает различные временные промежутки жизни Чарли, что стало для Дауни-младшего дополнительным вызовом. Так как он воплотил на экране не только молодого Чаплина, но и умудренного жизнью состоявшегося артиста, который считает, что может покорить новые горизонты. За эту роль Роберт Дауни-младший получил премию BAFTA.
«Меньше нуля» (Less Than Zero), 1987
Less Than Zero — первая экранизация творчества великого американского писателя Брета Истона Эллиса, вышедшая за 13 лет до «Американского психопата». Изменения по сравнению с книгой очень серьезные, ведь фильм продюсировали родители той самой лос-анджелесской золотой молодежи, что в нем показана.
Поэтому и персонажей сделали «посимпатичнее», и главный герой всю дорогу борется с наркотиками. Трагическую арку Джулиана (срисованного Эллисом со вполне реального друга-мажора, впутавшегося через продажу наркоты в мужскую проституцию) сделали более однозначной и морализаторской.
Но мне фильм до сих пор безумно нравится. Не из-за сценария, а удивительно красивой режиссуры британского постановщика Марека Каневски и актерской работы 21-летнего Дауни-младшего. Первая полностью погружает в атмосферу новогоднего Лос-Анджелеса поздних 80-х с его поп-музыкой, особняками и клубами — это именно те изображения и звуки, которые мелькали в сознании подростка-Эллиса, работавшего над дебютной книгой. Жизнь детей киномагнатов в настолько же стерильном, насколько и порочном мегаполисе тут правдиво показана — пусть и не всегда правдиво написана.
Вторая — очередной фантастический по искренности перформанс бледного юноши с лицом ангела и глазами побитого щенка. Сегодня образ работает как из-за таланта Дауни, так благодаря его (еще в основном предстоящей) бурной биографии, которой, наверное, постыдился бы и реальный прототип героя.
Самым удивительным в киновселенной Marvel для меня был момент, когда в одном из фильмов (кажется, в Сivil War) на экране вдруг появился призрак того самого Джулиана — омоложенный цифровым образом Дауни, срисованный, кажется, именно с Less Than Zero. Секунды большого кино в кино маленьком всегда шокируют, пусть даже и в виде CGI-камео.
Александр Башкиров