Лучшие роли Гари Олдмана: от Дракулы до Жан-Батиста Эмануэля Зорга
«Леон» (Leon), 1994
Уже ставшая классикой история о профессиональном убийце, который взял под свое крыло маленькую девочку, желающую отомстить за убитых родителей.
Несмотря на то, что дуэт Жана Рено и еще совсем юной Натали Портман покорил сердца многих поклонников кино, продажный полицейский Норман Стэнсфилд в исполнении Гари Олдмана производил не менее яркое впечатление. Облаченный во все белое, этот отвратительный человек устраивает истерики, употребляет наркотики на рабочем месте и хладнокровно убивает людей. А его должность обеспечивает всеми нужными ресурсами, чтобы доставить главным героям море проблем.
«Трасса 60» (Interstate 60: Episodes of The Road), 2001
Восхитительная комедия из начала 2000-х, где Гари Олдман исполнил роль лепрекона О. Ж. Гранта, который решает помочь главному герою найти цель в жизни. Только очень нетипичным способом, отправив его в поездку по мифической трассе 60, где с героем будут происходить очень необычные события.
Гари Олдмана нет так много в этом фильме, но сам образ невозможно забыть. Стильно одетый джентльмен с ярко-рыжей шевелюрой, который горазд на хитрости. А иногда и на жестокие поступки, но только если ему попадаются очень глупые и грубые люди. Он вездесущ, ироничен и таит в себе много сюрпризов.
«Дракула» (Bram Stokerʼs Dracula), 1992
В отличие от предыдущих попыток перенести графа Дракулу со страниц книги на большой экран, Коппола уделил внимание не только чудовищной грани персонажа, но и представил Дракулу в человеческом обличии, показав новый ракурс уже знакомого героя. Благодаря этому Дракула в исполнении Олдмана вышел одновременно и трагическим, и печальным, и сексуальным (во второй половине фильма… впрочем, кому как!), и вместе с тем отталкивающим.
К классической готической истории графа режиссер, помимо прочего, добавил и любовную линию. Таким образом, Дракула Копполы — не только жуткий монстр, высасывающий из людей кровь, а сложный, многогранный персонаж с оригинальной мотивацией и характером.
Тимур Алиев
«Пятый элемент» (The Fifth Element), 1997
Один из лучших фантастических фильмов двадцатого века от культового французского режиссера подарил множество ярких и необычных образов. От обаятельной, но когда надо опасной Лилу в исполнении Милы Йовович, до безумного и уморительно фриковатого Руби Рода сыгранного Крисом Такером. И рядом с ними совершенно не затерялся глава корпорации «Зорг» Жан-Батист Эммануэль Зорг.
Визуально напоминающий какой-то чудовищный микс из идей самых безумных дизайнеров, этот злодей совершенно не внушал ужас. Зато улыбку вызывал каждым своим появлением, в некоторых сценах так и вовсе выглядел беспомощным. Но сам Олдман смог благодаря своей харизме сделать его ярким, как личность, принципиальным, амбициозным, в какие-то моменты милосердным и довольно странным злодеем, которого трудно забыть.
«Ромео истекает кровью» (Romeo Is Bleeding), 1993
Одна из самых необычных и недооцененных ролей раннего (да и позднего) Олдмена — образ еще одного продажного полицейского из культовой криминальной драмы, названной в честь песни Тома Уэйтса.
В свое время картину, как и многое в 90-х, списали на подражание Тарантино — даром что вышла она за год до «Чтива». Тут и нелинейное повествование — самую забавную монтажную склейку оттуда, представляющую главного героя в крайне трудной и неоднозначной ситуации, вы наверняка запомнили на всю жизнь. И сюжет про копа, которому поручают устранить (и одновременно — защищать) прекрасную наемную убийцу, и абсурдистские диалоги, и кровавые перестрелки…
Но это не Тарантино. Сценарий написала очень сильный и самобытный автор, Хилари Хенкин, наиболее известный фильм которой — гениальный Roadhouse c Патриком Суэйзи. И ее «Ромео» — это очень интересная работа, которую, впрочем, довольно трудно разобрать за посредственной (хоть и энергичной) режиссурой никому не известного Питера Медока.
Но Олдмен тут прекрасен — у его Джека Гримальди, ковыляющего через фильм с отрезанным большим пальцем ноги, больше общего с его Розенкранцом, нежели с Норманом Стэнсфилдом. Это безнадежно, трагически влюбленный (разумеется, в ту самую убийцу) неудачник, который даже героическое самоубийство не в состоянии нормально довести до конца.
И — да, фильм явно больше вдохновлен вышедшим годом раньше «Плохим лейтенантом» Феррары, чем Тарантино. Хотя и концовки, и герои здесь противоположные, и объединяют их только коррумпированность и тяга к красивой жизни.
Александр Башкиров