Лучшие несупергеройские кинокомиксы с рейтингом R
«V значит Вендетта» (V For Vendetta), 2005 г.
Александр Башкиров
Рассматривая «Бразилию» в нашем Топе 100 фильмов, я рассказывал о недостатках антиутопии как жанра: бессильный герой, общая безысходная депрессивность, яркий мир, на который неинтересно смотреть, потому что нас к нему не приковывает наручник острого сюжета. Но в конце 20 века была открыта другая сторона этой монеты: изобретен новый супергеройский боевик, где тоталитарный режим выступает в роли главного противника антигероя-супермена, который, как правило, был этим самым режимом и порожден. Индивид поднимается из пепла на фоне горящего концлагеря, чтобы пустить под откос всю ту Систему, которая его создала. Общую безыходность заменили жизнерадостным, предельно оптимистичным и раздолбайским анархизмом.
Алан Мур этот жанр изобрел — как и многое другое в массовой культуре двадцатого и двадцать первого века. Будущий автор Watchmen, From Hell и The League of Extraordinary Gentlemen с V for Vendetta начинал. Нарисовав привычный по Оруэллу образ тоталитарной Великобритании недалекого будущего, Мур запустил руку жанру в глотку и вывернул его наизнанку, создав потрясающий образ V — антисупергероя-анархиста, прото-анонимуса в маске Гая Фокса, которого в экранизации прекрасно сыграл Хьюго Уивинг.
Точнее, Уивинг героя скорее ОЗВУЧИЛ — в длинном парике и глухой пластиковой маске много не наиграешь…, но то, как Уивинг передает все нюансы постоянно меняющегося настроения V плечами и жестами, это настоящий мастер-класс, который надо показывать на всех актерских курсах.
Крепкий ремесленник Джеймс Мактиг «Вендетту» очень достойно снял — помните сцену с Олд-Бейли и увертюрой Чайковского «1812 год»? Но главное в этой лучшей экранизации Мура — все-таки сценарий (тогда еще) братьев Вачовски, которые сумели не только передать все ключевые моменты комикса и придумать куда более удачную, чем у молодого неопытного Мура, концовку, но и поняли и сумели раскрыть всю бездонную глубину авторского замысла.
Главное в «Вендетте» — не антиутопия и даже не V, а Иви, пойманная между неостановимой силой и недвижимым объектом простая лондонская девушка, блестяще сыгранная обритой налысо Натали Портман. Развернутая сцена ее трансформации — самая творческая, оригинальная и сногсшибательная как в комиксе, так и в сценарии Вачовски и даже фильме Мактига. На мой взгляд, это первая по-настоящему великая сцена в творчестве Алана Мура, предупредившая человечество о приближении абсолютного гения.
«Жизнь Адель» (Blue Is the Warmest Colour), 2013 г.
Денис Варков
Blue Is the Warmest Color («Синий — самый теплый цвет») — французский комикс от Жюли Маро (она работала над ним больше пяти лет). Был выпущен издательством Glenat в 2010 году.
Это история любви двух молодых девушек — Эммы и Клементины, которая развернулась в конце 90-х годов. После смерти своей возлюбленной Эмма приезжает к ее родителям, чтобы, согласно последней воле Клементины, забрать ее дневник.
Читая его, она видит историю своей любви глазами Клементины, начиная с самой первой их встречи, когда у Эммы были синие волосы. Это очень откровенная история о любви двух девушек и о реакции окружающих на эти нетрадиционные (даже для Франции 90-х) отношения.
В 2013 году вышел фильм Blue Is the Warmest Color — в двух частях (он идет 179 минут). У нас он известен под очень целомудренным названием «Жизнь Адель». Ленту снял Абделлатиф Кешиш, главные роли сыграли Адель Экзаркопулос и Леа Сейду.
Фильм вызвал большой скандал, так как публика была возмущена сценами «несимулированного» и очень откровенного секса между юными актрисами. Это скорее испортило впечатление зрителей, сосредоточивших внимание отнюдь не на сценарных и режиссерских особенностях картины.
В экранизации сюжет комикса был почти полностью изменен — в особенности, концовка. Главную героиню зовут Адель, Эмма (Сейду) — ее синеволосая возлюбленная. Сюжет развивается от их знакомства до конца отношений. Это один из самых чувственных и в то же время откровенных фильмов о любви двух девушек.
Подробнее о подобных фильмах, о которых вы не знали, что они основаны на комиксах, мы рассказывали в отдельном материале.
«Проклятый путь» (Road to Perdition), 2002 г.
Денис Варков и Александр Башкиров
«Проклятый путь» или Road to Perdition — это серия комиксов про гангстеров, которая была выпущена издательством Paradox Press (импринт DC) в 1998-м и переиздана в 2011 году в рамках другого импринта — Vertigo Crime.
Первый том вышел в 1998 году. Он и лег в основу фильма 2002 года с Томом Хэнксом. Комикс рассказывает о жизни гангстера Майка ОʼСалливана, который старается держать свою криминальную работу в тайне от семьи. Но когда его сын случайно узнает о том, что его папа — мафиозный киллер, Майклу приходится пойти против своего бывшего босса, чтобы защитить сына. У комикса есть несколько продолжений и спин-офф. Действие происходит в период Великой депрессии в США — в 1930-е годы.
Огромнейшее влияние на сюжет комикса оказала классическая манга Lone Wolf and Cub. По сути, Road to Perdition — это ее вольная адаптация.
В фильме «Проклятый путь» роли отца и сына исполнили Том Хэнкс и Тайлер Хэклин (Супермен в сериалах CW). Снял фильм Сэм Мендес.
Основная сюжетная линия осталась та же — те же герои, то же время действия. Вот только сценарист Дэвид Селф добавил в сюжет киллера-фотографа, гениально сыгранного Джудом Лоу.
Этот персонаж становится достойным противником ОʼCалливана и мог бы без труда сам по себе вытащить всю картину. «Проклятый путь» — еще одна адаптация, многократно превзошедшая первоисточник. Фильм был очень тепло встречен критиками и зрителями и даже получил «Оскар» за лучшую операторскую работу.
«Оправданная жестокость» (A History of Violence), 2005 г.
Денис Варков и Александр Башкиров
Комикс A History of Violence, подобно Road to Perdition, изначально был выпущен издательством Paradox Press в 1997 году, а потом переиздан импринтом DC Vertigo Crime.
Сценарий написал британский автор Джон Вагнер, известный своей работой для журнала 2000 AD. В частности, именно он изобрел Судью Дредда и написал самые известные арки про этого героя, поэтому брутальность и общее высочайшее качество комикса вас удивлять не должны. Нарисовал комикс американский художник Винс Лок, известный обложками к альбомам групппы Cannibal Corpse.
Это история семьянина Тома Маккенны, владеющего кафе в небольшом городе в Мичигане. Однажды его случайно встречают гангстеры из нью-йорскской мафии и вспоминают, что Том похож на некого «Джо», который когда-то сбежал из их рядов. Так начинается очень жестокая история о попытке Маккенны разобраться с мафией, поскольку второй раз убежать от них не получится — у него теперь семья.
Эта история легла в основу одноименного фильма 2005 года от режиссера Дэвида Кроненерга (в российском прокате фильм получил нелепое название «Оправданная жестокость»). Главную роль исполнил актер Вигго Мортенсен. Кроме него в фильме участвуют Эд Харрис и Уильям Херт.
Сюжет был значительно изменен. Том Маккенна стал Томом Столлом, он живет в Индиане, а ищет его ирландская мафия из Филадельфии. Главное изменение касается причины, по которой он скрывается от мафии. Но ее вам лучше узнать самим, это главный твист фильма. Картина была хорошо встречена как критиками, так и зрителями — это одна из самых удачных и мэйнстримных работ великого канадского режиссера.
Вообще это тот случай, когда и фильм, и комикс хороши по-своему. Советуем ознакомиться, оба смогут вас удивить.
«300», 2007 г.
Денис Варков
Один из самых необычных комиксов Фрэнка Миллера, который он сам и написал, и нарисовал. Издательство Dark Horse выпустило его в 1998 году, и комикс почти сразу стал культовым. Все дело в его тематике — это история Фермопильское сражение в 480 году до н. э., в котором три сотни спартанцев во главе со своим царем Леонидом выступили против многотысячной армии персидского царя Ксеркса. Конечно, историческая действительность в ряде элементов была изменена, но факт в том, что Миллер в этой истории взялся за изображение суицидального сражения, которое изменило ход ход Греко-персидских войн и постарался воплотить это на страницах комикса максимально достоверно.
В 2007 году вышла экранизация этого комикса, которую поставил Зак Снайдер, известный на тот момент только по ремейку «Рассвета мертвецов» 2004 года.
Фильм получил смешанные отзывы как от критиков, так и от простых зрителей. Многие ругали чрезмерное использование компьютерной графики и фирменное «слоу-мо» Зака Снайдера, кто-то считал изображение персов исторически некорректным, кто-то критиковал «300» за намеренное представление спартанцев как положительных героев (без акцента на отрицательных чертах народа), а вот хвалили фильм за эпичные сражения, близкую к оригиналу адаптацию комикса (Зак многие сцены из комикса дословно воспроизвел на экране) и отличный каст. В частности, Джерард Батлер был идеальным царем Леонидом — в этом сходились многие критики и зрители.
Лично мне «300» запомнился своей необычностью на фоне других кинокомиксов. Когда супергероика в кино только расцветала, авторские экранизации оставались достаточно редкими. Фильм Снайдера выглядел глотком свежего воздуха, в котором была мрачная и брутальная история, авторы которой не боялись показывать жестокость.
А вот о сиквеле — «300 спартанцев: Расцвет империи», вышедшем в 2014 году, лучше забыть и сделать вид, что его не было.
«Олдбой» (Oldboy), 2003 г.
Денис Варков и Александр Башкиров
Знаменитая манга Ноббуаки Минэгиси и Гарона Цутии выходила с 1996 по 1998 год. В ней рассказывается о простом бизнесмене Синъити Гото, которого внезапно похищают и потом в течение 10 лет удерживают в заключении. Освобождают Гото также внезапно. На воле он начинает расследование, пытаясь понять, кто и зачем отнял у него 10 лет жизни. Это довольно необычный психологический триллер, который не раз сможет вас удивить.
У «Олдбоя» есть две экранизации, но о фильме 2013 года от Спайка Ли лучше забыть и никогда не вспоминать. А вот фильм 2003 год от Пака Чхан Ука — потрясающий южнокорейский фильм с отличной хореографией и синематикой, в которой сюжет манги был значительно изменен. Японский саларимен Синъити Гото стал корейским бизнесменом О Дэ Су и провел в тюрьме пятнадцать лет вместо десяти. Изменена и причина, по которой главный герой находился в заточении.
Корейский «Олдбой» был с восторгом принят критиками и публикой —это тот редкий случай, когда фильм получился гораздо сильнее и глубже, чем первоисточник, что, конечно же, полностью заслуга Пака Чхан Ука.
Нельзя не вспомнить, что многие сравнивают «Олдбоя» с романом «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. И параллели действительно есть — в именах героев, в линии мести, в таинственном незнакомце из прошлого, который причастен к заточению главного героя.
«Город грехов» (Sin City), 2005 г.
Денис Варков
«Город грехов» — это авторский цикл графических романов Фрэнка Миллера в нуарной стилистике. Каждая новелла — притча, раскрывающая судьбу одного из жителей мрачного города Basin City. А это очень угнетающее место: коррумпированные чиновники, войны банд, вооруженные отряды проституток и т. д.
Особенностью «Города грехов», помимо общей нуарной стилистики, было и то, что в историях почти никогда не встречалось хэппи-энда. Они все заканчивались трагически, но не всегда смертью главного героя новеллы. Добро не побеждало зло.
Этим Миллер хотел показать пороки современного общества, где отдельные положительные процессы и поступки людей не меняют общей картины.
В 2005 году вышел фильм «Город грехов», который снял Роберт Родригес совместно с Фрэнком Миллером и Квентином Тарантино. В нем экранизировали только четыре новеллы (в сиквеле 2014 года — «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» — экранизировали еще четыре новеллы, но фильм оказался до смешного некачественным и провалился в прокате).
В подобных антологиях каждый находит что-то свое. Очень мало людей, кому «Город грехов» одинаково нравится целиком. И мы с Александром Башкировым не исключение. Оказалось, что нам нравятся совершенно разные истории из этого фильма.
Одной из самых ярких новелл была экранизация «Трудного прощания». Громила и неудачник Марв познакомился с очень красивой девушкой, провел с ней ночь, а утром нашел ее мертвой. Марв решил во что бы то ни стало найти убийцу и шел по головам в поисках того, кто виновен в смерти единственного человека, который с добротой отнесся к нему.
В фильме Марва сыграл Микки Рурк. Ему удалось передать мощь своего героя и его драму, ведь глубоко внутри «монстр» оказывается очень ранимым и желающим любви. Но Basin City не готов принять его, городу нужна лишь кровь Марва. В экранизации и в комиксе Марв получает больше физических увечий, чем все остальные герои, и после этого он все равно готов бороться за свою любовь.
Пусть она и была с ним всего одну ночь и уже давно не дышит. Из-за этой женщины по-новому начал дышать он сам. Хоть и ненадолго.
Александр Башкиров
Моя любимая новелла Sin City — The Big Fat Kill, та самая, в которой обычному преступнику Дуайту (Клайв Оуэн) нужно отвезти труп коррумпированного копа Джеки Боя (Бенисио дель Торо) к смоляным ямам с динозаврами и утопить его там, чтобы спасти квартал проституток от репрессий со стороны мафии и полиции. К сожалению, в фильме она расположена крайне неудачно — посередине, между другими, куда более брутальными историями, и по меньшей мере два моих знакомых кинокритика просто проспали ее во время просмотра!
Но это самая лучшая новелла и в комиксах — самая ровная и оригинальная. В отличие от The Hard Goodbye или The Yellow Bastard, Фрэнк Миллер не просто перебирает в памяти все виденные фильмы и читанные книги в жанре «нуар» — он рассказывает свою собственную детективную историю, которая мертвой хваткой держит читателя (или не успевшего задремать зрителя) от первого до последнего кадра. В случае с новеллой про Марва очень заметно, что Миллер сначала придумал начало («герой просыпается бок о бок с мертвой проституткой»), а потом просто громоздил эпизод на эпизод, придумывая всю историю с серийным убийцей-каннибалом и сенатором на ходу — ну с чего бы этим людям убивать Голди именно в постели у Марва?!
В новелле про Дуайта сюжет не менее очевидно проработан заранее — вся предыстория со встречей Дуайта и Джеки Боя, вся уникальная культура проституции в Бэйсин-сити нужны для того, чтобы обеспечить эту потрясающую, неимоверно растянутую сцену поездки к смоляным ямам с трупом на пассажирском сиденье.
В фильме ее прекрасно снял Квентин Тарантино, помогавший Родригесу с отдельными эпизодами. Постепенно нарастающее напряжение (бензин на нуле, полицейская мигалка в зеркале заднего вида), диалог с Джеки Боем, пересекающийся со внутренним и внешним монологами Дуайта… все это — первоклассное кино, сцена, очень сильно выделяющаяся на фоне всего остального крайне сумбурного и неровного фильма.
Когда Марв все-таки добираются до смоляных ям, сюжет не исчерпывает себя (как это обычно бывает у Миллера), а включает новую передачу. С наступлением эры цифрового кино Родригес превратился в крайне небрежного режиссера, быстро и плохо снимающего диалоги и боевые сцены на фоне зеленого экрана. The Big Fat Kill — последний отголосок настоящего кино в его творчестве, финальное напоминание о том, что этот человек когда-то снял великолепные «Эль Марьячи», «Десперадо» и «От заката до рассвета» на самую настоящую кинопленку (и ТОТ САМЫЙ кэмкордер, конечно же).
«Особо опасен» (Wanted), 2008 г.
Александр Башкиров
С этого фильма в 2008 году стартовала международная карьера режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова. Насколько успешно он там выступил — другой вопрос, но сам факт, что россиянин снял экранизацию комиксов c рейтингом R, отбившую свой бюджет за 2 недели и собравшую 342 $ млн в мировом прокате, заслуживает внимания и уважения.
Наш редактор отдела комиксов Денис Варков очень не любит Wanted и хвалит оригинальный комикс Марка Миллара из жизни ткачей-киллеров (в оригинале — не ткачей, — прим. Дениса Варкова). Но, поскольку оригинал, помимо Дениса, не читала ни одна живая душа, Бекмамбетов мог снимать все, что угодно.
В итоге, выбросив за борт никуда не годившийся сценарий Дерека Хааса и Майкла Брандта, он снял обычную «бекмабетовщину» — псевдо-«Матрицу» в другом сеттинге и с другими героями. Обычный человек обнаруживает в себе сверхспособности и сражается со злом, одновременно обнажая изнанку мира, скрывающуюся под маской унылой повседневности, — по этой же схеме выстроены и ночной с дневным «Дозоры», и «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров».
Фирменные боевые сцены со слоу-мо и взрывающимися ткацкими станками (кстати, целиком сработанные на московской студии «Базелевс») в простенькой истории про киллера-ученика смотрятся очень уместно — плюс к ним добавлены милые подробности вроде летящих по закрученной траектории пуль. От невероятно талантливого Джеймса Макэвоя не требуется ничего, кроме умения громко кричать во время бега с двумя пистолетами (чем он успешно и занимается), Анджелина Джоли и Морган Фримен тоже более чем справляются с ролями местной Тринити и местного Морфеуса. В общем и целом — не самый проходной, не самый забывающийся и не самый нелепый фильм по комиксам, что в случае с этой подборкой — то еще достижение.
«30 дней ночи» (30 Days of Night), 2007 г.
Денис Варков
История 30 Days of Night (подробнее о всей франшизе я рассказывал в отдельном материале) началась в 2002 году, когда сценарист Стив Найлз, известный по множеству хоррор-комиксов, совместно с весьма необычным художником Беном Темплсмитом выпустили комикс о вампирах, атаковавших город на Аляске. Из-за географического положения этот город раз в год на тридцать дней погружался во тьму, и на эту пору в городе ежегодно оставались лишь самые стойкие. Именно на них однажды и объявил охоту клан вампиров, много лет планировавший этот пир. Зная, что никто в срочном порядке не придет на помощь жителям Барроу, вампиры перестали прятаться и решили развлечься, вырезав целый город.
«30 дней ночи» быстро стали популярны. Издательство IDW выпустило несколько продолжений и спин-оффов. По мотивам «30 дней ночи» есть даже два фильма. Оба они получились довольно средними хоррорами, но первая часть, вышедшая в 2007 году, была максимально близка к оригинальному комиксу. Роль главного героя шерифа Эбена исполнил Джош Хартнетт, а его жену Стеллу сыграла Мелисса Джордж. Лидера вампиров сыграл Дэнни Хьюстон.
Самый первый том «30 дней ночи», с которого и началась франшиза, изначально был питчем для фильма, который не приняли, поэтому Найлз и написал комикс. И только спустя пять лет Columbia Pictures решила попробовать его экранизировать. Фильм получился максимально близкой к оригиналу экранизацией комикса. И для 2007 года в нем были крайне необычные вампиры.
Если первый фильм может показаться вам довольно типичным, но неплохим хоррором, то его сиквел 2010 года — совершенно отвратительное кино, которое не заслуживает внимания.
«Смерть Сталина» (The Death of Stalin), 2017 г.
Никита Казимиров
Смерть Иосифа Сталина ознаменовала начало коренного перелома в социальном и политическом устройстве СССР. Ходило множество теорий и слухов, как на самом деле умер вождь, но по официальным данным причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
Сатирическая комедия Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», основанная на французском комиксе La Mort de Staline. Une histoire vraie… soviétique («Смерть Сталина. История, истинно… советская»), добавляет к этому одну маленькую деталь, которая прекрасно отображает всю сущность фильма: свои последние часы Сталин доживал в собственной моче.
Действие картины разворачивается в злосчастном 1953 году. СССР понемногу отходит от ужасов Второй мировой войны. Впрочем, у жителей Союза теперь другая проблема — как бы ни попасть в «расстрельные» списки НКВД. Люди живут в постоянном страхе и боятся даже лишний раз оглянуться по сторонам. Над всей страной нависла тень всемогущества и величия Сталина. Только как же изображаются вождь и его ближайшее окружение в фильме? Да они полнейшие ублюдки!
Симпатия к ним нулевая. Основных действующих лиц в «Смерти Сталина» четверо: Никита Хрущев, Лаврентий Берия, Георгий Маленков и Вячеслав Молотов. И если вы хотя бы изредка листали книги по истории в школе, то знаете, кто и с чем выйдет из сложившегося конфликта. А вот чего в школе точно не рассказывали, так это, например, об увлечениях Берии семилетними девочками или связях Хрущева с либерально настроенной пианисткой Марией Юдиной. Фильм грамотно переплетает откровенно трэшовый вымысел с реальными историческими фактами, учитывая некоторые домыслы и допущения.
«А что народ, народ-то простой русский что?!». Не спешите оскорбляться, ведь его как раз в фильме почти нет. А даже когда появляется, то скорее безликой массой, которой коммунистическая партия не делает почти ничего хорошего. НКВД включает в свои списки на расстрел всех подряд, при попытке попасть на похороны Сталина людей убивают, они гибнут в давке. На этом фоне показателен момент, когда прямо во время казни стало известно о массовых амнистиях, а исполнители и палачи просто ушли, оставив заключенных в недоумении.
Потому что фильм вовсе не призван выставить в плохом свете русский народ. Авторы не просто так общались с историками и людьми, заставшими все ужасы того времени. «Смерть Сталина» высмеивает глупость и эгоизм верхушки власти, которая в своих политических играх совершенно забыла про обычных людей.
В итоге вышел предельно честный фильм. Ианнуччи и не скрывал, что позволяет себе много допущений и свободных трактовок, чтобы донести до зрителя свои мысли. Убери из «Смерти Сталина» все шутки — и мы получили бы беспросветно мрачное кино о времени, когда кажущееся смягчение законов не значило ничего, а за свою жизнь нужно было бояться даже в спокойных на первый взгляд городах. Юмор же оттеняет и облегчает просмотр, придает фильму второе дно. Эта многогранность уже неплохой повод, чтобы посмотреть «Смерть Сталина».