Лучшие мультфильмы DC, о которых вы могли не слышать
«Лига Справедливости: Парадокс источника конфликта» (Justiсe League: The Flashpoint Paradox), 2013
Никита Казимиров
Даже окажись мультфильм по комиксу «Флэшпойнт» (о котором Александр Трофимов писал отдельно и который мы включили в наш топ лучших комиксов и манги) абсолютным провалом, он все равно был бы важным для анимации DC.
Именно с него началась вселенная мультфильмов DC Animated Movie Universe (DCAMU), сюжеты которой основаны на комиксах серии The New 52. Это иронично, ведь в картине по сути стирается мир, и получается, что DCAMU стартует со смерти предыдущих мультфильмов. Вполне в духе DC.
Благо с качеством все удалось, поэтому The Flashpoint Paradox совершенно заслуженно получил 100% на Rotten Tomatoes. В основе сюжета лежите спасение Барри Алленом (Флэшем) своей матери от убийством в прошлом, из-за чего меняется все вокруг. Парень попадает в совершенно незнакомый для него мир, в котором Хэл Джордан так никогда и не стал Зеленым Фонарем, вместо Томаса и Марты Уэйн погиб маленький Брюс, а жители Атлантиды готовятся развязать войну с амазонками. И это далеко не все изменения, настигшие реальность.
А самое главное: Барри потерял все свои силы. Большой акцент в мультфильме делается как раз на реакцию супергероя, оказавшегося во враждебном окружении без способности защитить себя. За помощью он обращается к Томасу Уэйну, отцу убитого Брюса, который в этой вселенной сам стал Бэтменом. Но о принципе «обходимся без убийств» он даже и не слышал. Благодаря этому мы получили, возможно, лучшую версию супергероя, который в каждой сцене привлекает к себе внимание.
Именно такой жестокий, беспринципный и холодный Темный Рыцарь подходит вселенной «Флэшпойнта», в которой все не так, все вышло из пазов и грозит обрушиться в бездну. Мультфильм передает это по полной через мрачные цвета и повсеместную жестокость. Все новые версии героев тоже приоткрывают мрачные стороны решения, принятого Флэшем.
Его внутренние терзания и станут ключом к разрешению местного конфликта. Правильно ли он поступил, что спас свою матерь? Имел ли он на это право? Стоит ли одна жизнь целого мира? За постоянными сражениями авторы не забывают поднимать сложные морально-этические вопросы. Этим мультфильм уже выгодно выделяется на фоне конкурентов.
Justice League: The Flashpoint Paradox — первоклассная анимационная лента даже без привязки ко вселенной мультфильмов DC. И то, что именно с нее началась DCAMU, позволяет всем желающим насладиться самостоятельной и законченной историей, лишенной груза отсылок.
Авторы сумели избежать или же подать в улучшенном виде слабые моменты оригинального комикса, потому если у вас не осталось хороших впечатлений после его прочтения, то просмотр The Flashpoint Paradox может заставить вас пересмотреть свое мнение.
Мультфильм можно рекомендовать вообще каждому. Неискушенного зрителя он соблазнит мрачностью и жестокостью, ценителей комиксов порадует виртуозным обращением с материалом, ярых приверженцев анимации — изобретательными сценами и необычными конфликтам. Так что если вы еще не смотрели «Флэшпоинт», то вам стоит как можно скорее это исправить.
«Лига Справедливости: Кризис двух миров» (Justice League: Crisis on Two Earths), 2010
Денис Варков
Один из немногих анимационных фильмов DC, в котором исследуется тема Мультивселенной. Основан на комиксе JLA: Earth 2 от Гранта Моррисона. Сюжет рассказывает о параллельной вселенной, из которой в оригинальную перемещается Лекс Лютор. В том мире он был добрым, а Лига справедливости злой — они известны как Преступный синдикат и держат всю планету под своим контролем.
Лютор просит у Лиги справедливости помощи, и они соглашаются. Так начинается межвселенский кроссовер, в котором «добрая» Лига сражается со своим «злым» аналогом — Ультрамен, Супервумен, Оулмэн и другие. Все они — зеркальное отражение величайших героев Земли, демонстрация того, кем они могли бы стать, если бы события развивались иначе.
В отличие от комикса Моррисона, в мультфильме сделан акцент на Оулмэна. Пока Синдикат сражается с Лигой, у него свой план. Осознав бессмысленность Мультивселенной, он хочет уничтожить ее источник — самый первый мир, с которого и начались всевозможные вариации. Оулмэн верит, что его уничтожение сотрет все остальные реальности. И чтобы его остановить, приходится объединиться даже героям и злодеям.
Мультфильм интересен в первую очередь попыткой исследования сути Мультивселенной, он делает главное — не перегружает зрителя. Зачастую в комиксах авторы, решающиеся на исследование этой темы, слишком сильно углубляются в теорию и трактовки вариативности миров, что забывают о главном — об интересной истории. В анимационном фильме «Лига Справедливости: Кризис двух миров» с этим проблем нет. Сюжет прост, конечно, но в этом и заключается его прелесть — он дает ровно столько, сколько нужно.
А еще здесь множество интересных камео. Например, Шут — аналог Джокера, который в параллельной реальности стал героем. Или Слэйд Уилсон, ставший в альтернативном мире не наемником, а президентом США.
«Лига Справедливости: Боги и монстры» (Justice League: Gods and Monsters), 2015
Никита Казимиров
DC очень любит тасовать составы Лиги справедливости. В разное время и в разных сериях в ней успели отметиться Найтвинг, Черная Канарейка, Доктор Фэйт, злодеи Лобо и Брейниак и многие другие. Но супергеройская команда в «Богах и монстрах» все равно может сильно удивить. В местной Лиге всего три члена… зато какие!
История разворачивается вокруг Бэтмена (вернее, Мен-Бэта Кирка Ленгсторма, ученого, превратившего себя в вампира-летучую мышь), Супермена (Эрнана Гуерры, сына генерала Зода) и Чудо-женщины (Бекки, одной из Новых Богов). Они поддерживают порядок на планете исключительно грубой силой, чем недовольно правительство США и конкретно президент Аманда Уоллер. И однажды на троицу падают подозрения, что она замешана в убийстве ученых.
Но развитие сюжета здесь — дело второе. Ключевая особенность мультфильма кроется в необычности ВООБЩЕ ВСЕГО. Без шуток, за какую сцену или диалог ни возьмись, все они окажутся совершенно неожиданными. К примеру, Виктора Стоуна, Киборга в других вселенных, тут убивают тепловым лучом вместе с отцом, а местный Лекс Лютор по своей сущности похож на Стивена Хокинга.
В комиксах полно серий, в которых авторы дают волю воображению, чтобы выдать самые невероятные эксперименты. Кинокомиксы до подобного явно не доросли, а вот «Боги и монстры» доказывает, что анимация DC тоже вполне способна удивлять и шокировать. Причем это не просто необычность ради необычности — все нововведения смотрятся гармонично и сплетаются в единую картину мира.
А он тут, как водится у DC, очень мрачный и остросоциальный. Супермена воспитала семья мексиканских мигрантов, потому из-за давления со стороны США у героя выработалось некоторое недоверие и презрение к людям. А уж Бэтмен-кровосос, убивающий своих жертв, запомнится вам надолго.
Обязательно стоит еще посмотреть три короткометражки (Twisted, Bomb, Big), из которых можно узнать еще больше любопытных фактов о мультфильме. Харли Квинн держит чучела членов своей семьи в отдельной комнате, а Брейниак — маленький мальчик, не знающий, как контролировать свои силы. Необычность во главе всего.
Подзаголовок «Боги и монстры» якобы ссылается на необычную сущность Лиги справедливости, но на деле речь идет о людях, которые в равной степени могут быть как первыми, так и вторыми. С донесением этой мысли мультфильм справляется на ура, за что уже заслуживает просмотра.
«Бэтмен: Нападение на Аркхэм» (Batman: Assault on Arkham), 2014
Денис Варков
Успех этого мультфильма удивил всех. Изначально он создавался как ответвление от серии игры Batman: Arkham Origins Blackgate, и события, представленные в мультфильме, происходили через год после событий DLC (комиксы, изданные как ответвления от игры, провалились и уже забыты всеми). А вот анимационный фильм оказался настолько самостоятельным, что его можно с легкостью смотреть и в отрыве от серии игр Rocksteady.
Именно таким я и хотел увидеть «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра — стильным боевиком со многочисленными камео злодеев DC и акцентом на команду, которая не готова сработаться друг с другом. В фильме под конец участники Отряда почувствовали себя супергероями, решив спасти мир от Чародейки, а в мультфильме этого нет — они злодеи от начала и до конца.
По сюжету Аманда Уоллер собирает команду (Дэдшот, Харли Квинн, Убийца Мороз, Король-Акула, Капитан Бумеранг, Черный паук и КГБист), чтобы они проникли в Лечебницу Аркхэм и забрали у Загадочника данные, которые он угрожает слить в интернет. На пути у Отряда встанут не только Бэтмен с охраной Лечебницы, но и другие злодеи, которые решат воспользоваться случаем и сбежать из Аркхэма.
В анимационном фильме, кстати, есть забавный любовный треугольник из Джокера, Харли Квинн и Дэдшота, и готэмский клоун будет неистово ревновать свою подружку к Флойду Лоутону.
В итоге «Бэтмен: Нападение на Аркхем» — это динамичная черная комедия, в которой много шуток, убийств и злодеев DC, которых вы, скорее всего, никогда не увидите в кино (хотя некоторых могли видеть в сериалах The CW).
Отдельно отмечу актеров оригинальной озвучки: Кевин Конрой — Бэтмен, Нил Макдонаф — Дэдшот, Трой Бэйкер — Джокер, Джанкарло Эспозито — Черный паук. Они справились со своей работой прекрасно. Это одно из лучших воплощений Джокера в анимационных проектах DC (не в обиду Марку Хэмиллу!).
«Бэтмен: Год первый» (Batman: Year One), 2011
Александр Трофимов
«Бэтмен: Год первый» тоже снят по комиксу Фрэнка Миллера, решившему после «Возвращения Темного рыцаря», где постаревший Бэтмен снова надел костюм, вернуться в прошлое и показать свою версию ориджин стори — как начинался его Бэтмен. Вышло очень интересно, хотя и не так мощно, как «Возвращение». Но здесь любопытно то, что Бэтмен еще не знаком с Гордоном, который только перевелся в Готэм.
Противником Бэтмена, делающего свои первые шаги, становится именно Гордон, и это противостояние получается не менее захватывающим, чем схватка Бэтса с Суперменом.
Странно, что у них ушло на это столько времени, но в следующем году DC все же экранизируют еще одну из топовых историй о Бэтмене — «Убойную шутку» Алана Мура, автора «Хранителей».
Впервые опубликовано в материале «Как начать смотреть полнометражную супергеройскую анимацию»
«Бэтмен и Мистер Фриз: Ниже нуля» (Batman & Mr. Freeze: SubZero), 1998
Денис Варков
Этот анимационный фильм одновременно продолжает и мультсериал Batman: The Animated Series, и полнометражный его спин-офф «Бэтмен: Маска Фантазма», о котором Александр Башкиров рассказывал в отдельном материале.
Сюжет рассказывает, как из-за несчастного случая разбивается анабиозная капсула Норы — смертельно больной жены Виктора Фриза. Ему приходится впервые за долгие годы вернутся в Готэм, чтобы найти там специалиста по гематологии и трансплантации органов Грегори Белсона. Фриз хочет, чтобы Белсон вылечил его жену, которую Виктор не может повторно погрузить в анабиоз. Тот соглашается помочь, но ему нужны органы для трансплантации от человека с той же группой крови. Подходящим донором оказывается Барбара Гордон… она же Бэтгерл.
Собственно, дальше конфликт между Бэтменом и Мистером Фризом усложняется с каждым новым часом. Фриз в отчаянии и готов на все — даже на убийство невинной девушки. Все, что его волнует — жена. Ради нее он готов убить любого, кто встанет на пути.
В этом трагизм Виктора Фриза — злодея поневоле, который просто хотел помочь жене. Он сам стал ледяным монстром, стремясь вылечить Нору, и с каждым днем своей новой жизни он становился все холоднее и холоднее. Только возлюбленная способна пробудить в Викторе человечность.
То есть «Бэтмен и Мистер Фриз: Ниже нуля» оказывается не стандартным мультфильмом о том, как добро навешивает злу, а глубокой личной драмой Виктора. Фанаты персонажа до сих пор признают этот анимационный фильм как одну из лучших историй о Мистере Фризе за всю историю персонажа.
Кстати, его история здесь не заканчивается. Персонаж появляется в нескольких эпизодах мультсериала The New Batman Adventures — продолжения Batman: The Animated Series.
«Бэтмен: Под красным колпаком» (Batman: Under the Red Hood), 2010
Алексей Егоров
ОСТОРОЖНО, ХАРДКОРНЫЕ СПОЙЛЕРЫ!
Batman: Under the Red Hood — это та полнометражка, которую стоит посмотреть вместо игры в Batman: Arkham Knight. Вот прямо так, сходу. Благо, центральный антагонист в обеих произведениях один и тот же, даром что он скрывается под совершенно разными масками. Только вот если в «Рыцаре Аркхэма» он получился туповатым и совершенно неподходящим на роль злодея — или хотя бы антигероя — то в Under the Red Hood все наоборот. В полнометражке Колпак — один из самых опасных противников Бэтмена, который знает его слабые места и не стесняется ими пользоваться.
Благо завязка и там, и там у персонажей схожая. Второго Робина, Джейсона Тодда, захватывает в плен Джокер, и какое-то время издевается над парнем. В Under the Red Hood, впрочем, все кончается куда быстрее, чем в «Рыцаре» — Бэтмен почти успевает помочь напарнику, однако в тот же момент его жизнь уносит взрывом, а нас переносит на пять лет вперед. Ровно к моменту, когда в Готэме появляется некто по имени Красный Колпак.
Колпак — не злодей, но и героем его назвать сложно. Он, скорее, антигерой — также, как и Бэтмен, он борется с преступностью в городе, но делает это куда более жесткими и кровавыми методами. Впрочем, это касается только второго Колпака, первый же был обыкновенным бандитом, который впоследствии стал Джокером. Но нас и интересует именно второй Колпак — в фильме он быстро подминает под себя преступников, взамен пообещав им защиту от Бэтмена и Черной Маски, которого он преследует. Бэтмен сталкивается с Колпаком совершенно случайно, однако эта встреча заставляет Темного рыцаря в очередной раз пустить в ход все свои навыки.
Центральная тема всего произведения — это месть. Месть Колпака — Джейсона Тодда — своему мучителю, Джокеру. Попутно он злится и на Бэтмена — но не за то, что тот не спас его, а за то, что он не отомстил. В лучших традициях всех комиксов, Бэтмен просто швырнул Джокера за решетку, что Колпака не устроило совершенно, поэтому-то он и начал свой крестовый поход.
Главная претензия к мультфильму — авторы зачем-то в очередной раз решили усложнить сюжет там, где этого не надо. Спасение Тодда объяснили вмешательством Раʼс аль Гула, ямой Лазаря и «чудесным воскрешением» — хотя зачем было приплетать эту несчастную яму, не совсем ясно. Впрочем, это хотя бы отчасти компенсируется флэшбеками, в которых Бэтс вспоминает о своем знакомстве с Джейсоном, а также о том, как они вместе начали работать. Да, таких сцен немного, но они неплохо раскрывают героя, а также играют на контрастах. Короче говоря, делают все то, до чего сценаристы того же Arkham Knight не додумались.
В общем, если вы хотите посмотреть что-нибудь не самое стандартное из мультфильмов про Бэтмена — то «Красного колпака» сняли как раз для вас.