Лучшие книги 2018 года — от Джорджа Мартина до Джоан Роулинг
Fire & Blood Джорджа Р. Р. Мартина
Александр Башкиров
В своей серии «Записок о Таргариенах» Джордж Мартин специально выбрал самый трудный творческий путь подачи материала. В традиционном фэнтези 90% действия описывается визуально, как будто мы смотрим кино, и лишь 10% (скажем, лица героев) остается дорисовывать самому читателю. В избранном Мартином летописном формате все наоборот: автор рисует лежащие на поверхности истории десять процентов, остальное «подгружает» читательское воображение.
В руках менее опытного мастера получилось бы нечитабельно — как «Сильмариллион» другого Р.Р., Джона Толкина. Одни имена, события, названия без какого-либо стимула через все это плыть для кого-то, кроме литературоведов и авторов фанфикшена… Но, как я объяснял в моей развернутой рецензии на Fire & Blood, Мартин использует все свое литературное мастерство, чтобы писать максимально красиво (в оригинале, не в пересказе АСТ) и эффектно, чтобы вы видели фантастические бои на драконах, секс и насилие даже в нарочито-сухом изложении мэйстера-историка.
Да, определенный порог вхождения в Fire & Blood есть — особенно если вы ранее не читали отдельные повести в антологиях, а пришли в ранние годы Вестероса прямиком из пятого тома «Песни льда и огня». Но автор недаром сделал первую новеллу в книге самой яркой и визуальной — она обязана вас захватить, если не прозой, то громадностью задачи, стоящей перед Эйгоном и его сестрами, ощущением всей той нависшей глыбы 300-летней истории, которая в итоге приведет к бою с Ходоками и возрождению драконов в знакомых декорациях HBO.
Lethal White Джоан Роулинг
Александр Башкиров
Джоан Роулинг пишет чудесную, хрустально-прозрачную атмосферную прозу, через которую на происходящее смотришь, как через чистую воду. Она не поддается адаптации на другие языки, и все переводы ее фэнтези-книг и детективов — не более чем исковерканные, куцые имитации, может быть, худо-бедно передающие сюжет, но не картинку и звук, не те образы, которые как бы сами собой раскрываются перед аудиторией при чтении в оригинале.
При этом даже самые сложные детективные сюжеты — такие, как в The Cuckooʼs Calling и The Silkworm, — у нее выстроены на профессиональном уровне, которого редко достигают даже топовые американские и британские детективщики. Про героев и говорить нечего — все-таки именно Роулинг, а не голливудская маркетинговая машина, создала самого узнаваемого персонажа в современной массовой культуре после Микки Мауса.
That said, с третьей книги о похождениях одноногого сыщика Корморана Страйка и его секретарши Робин Эллакот качество детективной серии Роулинг резко упало. Дело в том, что за писательницу всерьез взялся Голливуд, решивший с места в карьер превратить ее в профессионального сценариста — причем без отрыва от основной работы.
В итоге даже первый фильм в серии Fantastic Beasts не блещет качеством сценария, не говоря уж о втором, где все и вовсе рассыпалось в прах…, а ведь Роулинг еще писать бог знает сколько фильмов в этой серии! В Career of Evil в послесловии Роулинг пришлось приносить извинения за недостатки книги — мол, впервые в жизни отвлекала работа над новой пьесой о Гарри Поттере (где она выступала редактором-соавтором) и сценариями.
В новом романе, вышедшем 18 сентября 2018-го Lethal White, ни о каких извинениях уже речи не идет — Роулинг вытаскивает новую книгу, что называется, «на зубах», через силу, как в свое время «Орден Феникса» в серии о Гарри Поттере. В итоге получилась самая слабая книга в серии, где очень мало детектива и очень много намотанной вокруг свадьбы Робин мелодрамы. Да, большую часть книги мы проводим не в обществе великолепного Страйка и даже не симпатичной героини, а в компании ее новоиспеченного мужа, Мэттью, самого раздражающего, никчемного и мерзкого персонажа в истории литературы. Причем, как это обычно бывает у Роулинг, отрицательный персонаж совершенно не развивается за 4 книги, первая страница с участием Мэттью бесит не меньше, чем последняя.
Страйк давно понял, что этот тип из себя представляет, даже Робин, кажется, пару книг назад поняла. Так зачем же нам вешать его на шею в течение целого романа, да еще и мотивировать это настолько нелепым, вымученным стечением обстоятельств и чередой недомолвок между Кормораном и Робин?!
В общем, большая часть книги — тяжкое испытание для нервов (насколько я понимаю, Роулинг вложила туда все комплексы от своих не очень удачных первых двух браков). Но у меня для вас есть и хорошие новости:
- Читателя все-таки с Мэттью ничто не связывает, и никто не запрещает вам пролистывать все фрагменты книги, где он так или иначе упоминается
- Оставшаяся детективная часть все еще очень здорово выстроена и написана
Да, это не такая титаническая сюжетная работа, как в первых двух книгах. Но это превосходный детектив с логичным, страшным и хорошо замаскированным убийцей, сюжетными обманками, расследованием и снисходящим на Корморана в самый последний момент озарением. И это все еще Роулинг, которая даже в настолько загнанном состоянии… боже, КАК она пишет!
Lethal White украшает и то, что книгу не успели изуродовать ни русским переводом, ни телевизионной адаптацией, где яркий мир Роулинг предстает бледными бюджетными декорациями британского сериала, а все нюансы взаимоотношений между Кормораном и Робин превращаются то в мелодраму, то в дешевую комедию.
Ordinary People Дайаны Эванс
Никита Казимиров
Если вы знакомы с творчеством певца и актера Джона Ледженда, то знаете, что Ordinary People — это одна из его песен, в которой рассказывается о любви, давно пережившей свой пиковый накал страстей. Писательница Дайана Эванс не скрывает, что вдохновлялась именно этой композицией. С одной стороны, очевидно, это вылилось в тематику романа. В нем мы наблюдаем за двумя влюбленными парочками, чьи отношения если не достигли кризиса, то стремительно к нему летят. Автор выбрала очень эфемерный, почти неуловимый период связи человеческих сердец — когда пара перестает игнорировать недостатки друг друга, когда каждое слово и действия партнера начинают приносить боль, полностью подтверждая правильность «дилеммы дикобразов» Шопенгауэра.
Но также книга получилась еще и очень музыкальной, будто заставшей в странном танцевальном па между джазом и блюзом. Южный Лондон в романе становится декорацией для сатирического обличения людей, которым уже пошел четвертый десяток, но они за ухмылками и ужимками стараются этого не замечать, пусть их лучшие годы уже прошли. Страницы романа пестрят отсылками к популярным музыкальным композициям, каждая вставлена не просто так, а ради подчеркивания определенных моментов и настроений. Постановка таким образом приближается к уровню мюзикла, звучащего для каждого по-своему, ведь разворачивается он не на сцене или пленке, а в сознании читателя.
Даже несколько контркульминационная концовка идеально подходит тональности книги. Она не дает советов, не учит жить, а из странных и порой совсем нелогичных поступков героев не сделать никаких выводов. Потому что в реальной жизни их быть и не может -мы раним и прощаем друг друга в совершенно немыслимых комбинациях, ведь на то мы и «обычные люди». Эванс ухватила эту «обычность» и сумела одновременно и высмеять ее, и утешить всех, ведь в ней нет ничего плохого. Как пел Ледженд:
Weʼre just ordinary people
We donʼt know which way to go
'Cause weʼre ordinary people
Maybe we should take it slow
Kudos Рейчел Каск
Никита Казимиров
В первой книге своей трилогии Outline, которая называется точно так же, Каск представила не совсем стандартный типаж рассказчика. Главная героиня Фэй вобрала в себя многие черты писательницы, но в то же время дистанцировались от нее на достаточное расстояние. Получившийся микс окрестили «автобиографическим фикшеном», и в Kudos, заключительной части трилогии, он достиг своего апогея.
Суть романов всегда составляли истории людей, полные нерационального мышления, причуд, горделивых вызовов судьбе и прочих человеческих, слишком человеческих явлений. Но в своей новой книге Каск зашла на территорию максимальной неоднозначности и двуличности, ведь все собеседники Фэй в ней — журналисты и писатели. Потому на страницах всплывают вопросы подачи правды под правильным углом, обличения лжи и умелого манипулирования фактами.
Учитывая, что сама структура романа и его основа тоже опираются на выдумку, получается чуть ли не постмодернисткое высказывание о конфликте автора, его героев и событий, разграничивающих и ставящих по разные стороны баррикад первого и вторых.
Тематика умелого обращения со словом непроста сама по себе, так еще и резонирует с Фэй на всех уровнях, потому и атмосфера в Kudos получилась намного гуще, чем в предыдущих частях. Писательница словно убавила градус откровенности, больше не выкладывает все так, как лежит у нее на душе. Потому при прочтении читатель словно пытается разгадать полунамеки и истинные намерения персонажей. Учитывая, какие проблемы они поднимают, роман станет настоящей находкой для тех, кто хочет связать свою жизнь с созданием текстов за деньги.
Confessions of the Fox Джорди Розенберг
Никита Казимиров
В своем дебютном романе Розенберг решил зайти с самых сильных карт, какие только можно придумать в 2018 году. Взяв за основу сеттинг Лондона 18 века и выбрав в качестве главного героя реального выдающегося преступника Джека Шеппарда, писатель задался вопросом: «А что если Шеппард на самом деле был трансгендером?». Как бы странно это ни звучало, результат получился как минимум любопытный.
Розенберг — профессор литературы 18 века и сам трансгендер, потому явно знает, о чем пишет. Он подтолкнул достаточно жесткий и неподатливый жанр исторической литературы в сторону инклюзивности. Потому на фоне достоверного изображения жизни людей того времени разворачивается история о поисках и попытках принять себя. Сюжетные линии сразу из нескольких времен тесно переплетаются, а параллели с самым автором очевидны. Помимо всего прочего, это еще и интересный авантюрный роман.
Confessions of the Fox написана умным, емким языком, а отсутствие в качестве первоосновы настоящего документа развязало Розенбергу руки, позволив дать волю фантазии.
При чтении нельзя сказать, что тебе насильно навязывают чужие идеи, ведь именно вопросу гендерного самоопределения и посвящен сюжет, это не лишняя вставка, а стержень, вокруг которого все и разворачивается. Итог — необычная и свежая книга.
Это только первая часть статьи "Лучшие книги 2018 года" или их реально всего 5 штук за год?
Меня в этом году зацепила книга Сандерсона - Skyward. Человечество сгинуло от рук инопланетных захватчиков, выжившие прячутся на планете скрытой за мириадами космического мусора и отбиваются от вражеских атак с помощью немногочисленных истребителей. Это одна из тех книг от которых сложно оторваться даже в 4 утра, последний раз такое было лет 8 назад с Убиком от Дика.