Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Лучшие фильмы про Дикий Запад

26 октября выходит Red Dead Redemption 2 — самая ожидаемая вестерн-игра в истории. Чтобы скоротать дни, часы и даже минуты до релиза, мы рекомендуем вам самые достойные игры, фильмы и книги на тему Дикого Запада. В этом материале я рассматриваю наиболее знаменитые и качественные киновестерны. 5 картин уже разбирались на «Канобу», обзоры еще пяти публикуются впервые. Топ ранжирован — от лучших к легендарным.
26 октября выходит Red Dead Redemption 2 — самая ожидаемая вестерн-игра в истории. Чтобы скоротать дни, часы и даже минуты до релиза, мы рекомендуем вам самые достойные игры, фильмы и книги на тему Дикого Запада. В этом материале я рассматриваю наиболее знаменитые и качественные киновестерны. 5 картин уже разбирались на «Канобу», обзоры еще пяти публикуются впервые. Топ ранжирован — от лучших к легендарным.
Лучшие фильмы про Дикий Запад

У весьма неординарного сценариста и писателя С. Крэйга Залера долго не могла сложиться карьера. Его книги-вестерны великолепны (я подробно расскажу о них в материале о лучших книгах про Дикий Запад), а до сих пор неэкранизированный сценарий The Brigands of Rattleborge — одно из лучших литературных произведений на эту тему. Но Залера всегда подводила честность отображения быта той эпохи, нежелание поступиться творческими принципами и убрать из сценария самые жуткие и неприятные сцены. Настоящие ковбои не должны выпускать друг другу кишки и убивать спящих жителей целыми городами! Никто не захочет на это смотреть!

В итоге первый вестерн по собственному сценарию Залеру пришлось поставить самому — и это безупречное в художественном плане произведение. История типичная для этого автора: в результате стечения обстоятельств из мирного городка оказывается похищена жена простого ковбоя, похитители — чудом уцелевшее в индейских горах племя троглодитов, у которых каннибализм — еще самое мирное из практикуемых занятий. В почти безнадежную миссию по спасению женщины отправляется муж-ковбой (у которого сломана нога) и компания разношерстных лузеров и социопатов во главе с шерифом Куртом Расселом, в этой роли переплюнувшем даже самого себя в The Hateful Eight Квентина Тарантино.

Первые две трети картины — мрачный и реалистичный вестерн на открытом воздухе, где герои без предупреждения стреляют в подозрительных мексиканцев и вообще ведут себя как мужчины на войне, а не как картонные стереотипы. Последняя — беспроглядный хоррор во мраке туннелей, где часть персонажей погибнет жуткой смертью, а часть им позавидует.

«Хоррор-вестерн» — это почти отдельный жанр, посмотрите хотя бы прекрасный фильм The Burrowers Джей Ти Петти. Но у Залера после долгих лет практики все настолько выверено в плане эмоций, баланса самых болезненных ужасов с яркой демонстрацией лучших человеческих качеств в худших жизненных ситуациях, что у него с первого раза получился не жанровый эксперимент, не какой-то фильм-гибрид «для любителей», а просто прекрасный кинематограф.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

В 1881 году долгая вражда между бандитской группировкой, известной как Ковбои, и братьями-законниками Эрпами с их другом Доком Холлидеем увенчалась 30-секундной перестрелкой, ставшей самым знаменитым событием в истории Дикого Запада. Довольно беспорядочный обмен десятками выстрелов у коралля О.К. в городе Тумстон, Аризона, оставил после себя три трупа бандитов и трех раненых законников. Уайетт Эрп, самый известный и долгоиграющий шериф в истории, как всегда, не получил ни царапины.

Про самого Эрпа и конкретно перестрелку сняты десятки фильмов, самый известный из которых — My Darling Clemetine («Моя дорогая Клементина») 1946 года с Генри Фондой в роли Уайетта. Но это не самая лучшая картина об инциденте.

Tombstone 1993 года — одна из самых мужественных картин из когда-либо снятых, она состоит либо из крупных планов щурящихся в экран суровых статных законников и мерзких краснорожих бандитов, либо эпичных общих, где одетые в черное герои не торопясь идут по улицам Тумстоуна на место забитой «стрелы» с Ковбоями.

Хотя сценарий охватывает годы противостояния Эрпов с бандитами и до, и после перестрелки, именно эта сцена — бьющееся до сих пор сердце фильма, из-за которого его можно многократно пересматривать. Авторы отлично передали постепенное нарастание напряжения, цепь мелких и крупных инцидентов, которые кульминируют в этом лихорадочном обмене выстрелами, который никак не назовешь традиционной дуэлью. Это пошедшая вразнос стрелка, разборка, правовой статус участников которой потом будет разбираться в течение десятков лет — сначала законниками, а после историками.

Все выжившие участники перестрелки пересказывали ее по-разному: это Евангелие от Дикого Запада. Если заглянуть в вики события, можно убедиться, с какой тщательностью авторы фильма воссоздали одну, самую популярную версию. Помимо легендарной неуязвимости Уайетта воображение поражает количество пуль, выпущенных участниками — свыше 30 выстрелов за 30 секунд, и это до изобретения ручного автоматического оружия!

Уайетта Эрпа в этой версии играет (кто же еще!) Курт Рассел, он же, по свидетельствам очевидцев, поставил фильм (и сцену перестрелки) вместо сильно пившего Джорджа Пана Косматоса, который формально значится режиссером. Сэм Эллиотт и Билл Пэкстон в роли братьев Эрпа прекрасны, но их всех затмевает Вэл Килмер в лучшей своей роли — он играет Дока Холлидея, чахоточного южного джентльмена-интеллигента, ставшего одним из самых свирепых ганфайтеров в истории Фронтира. У Эрпов хотя бы был статус маршала и его помощников, встретиться с Клэнтонами их обязывал профессиональный долг. Док просто «вписался» за товарищей — и, судя по результатам вскрытия убитых бандитов, именно он нанес наибольший урон противнику.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Культовый, незаслуженно забытый вестерн режиссера и сценариста Уолтера Хилла раскрывает историю банды Джеймсов-Янгеров, легендарных грабителей банков и поездов из второй половины 19 века, куда круче неимоверно затянутого фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса».

Версия Хилла интересна прежде всего тем, что состоявших в банде братьев из разных семейств играют настоящие братья: Янгеров — Кэррадайны, Джеймсов — Кичи, Фордов — Гесты (хотя изначально планировалось, что Фордов сыграют Джефф Бриджес с братом Бо). Это создает уникальную экранную химию, корни отношений героев уходят куда-то далеко за минималистский сценарий и суровую бюджетность постановки, чтобы показать нам живых людей того времени, которые примерно так выглядели и приблизительно так держались друг с другом…

Центр фильма — знаменитый неудачный налет на банк в городе Норфилде, штат Миннесота, в котором принимает участие вся банда и практически все жители города, решетящие грабителей пулями. И сама перестрелка, и ее последствия сняты с характерным для Хилла симбиозом самурайской поэтики и американского реализма: трудно поверить, что люди с таким количеством свинца в теле способны держаться в седле, да еще и отстреливаться…, но так все и было на самом деле!

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Этот сильно переоцененный, на мой взгляд, фильм — скорее триумф актерской игры, чем режиссуры или сценарного дела. Да, Уильям Голдман получил «Оскара» за сценарий картины, но в наше время он кажется невыносимо медленным и мелодраматичным. Тут нет того постоянного градуса напряжения, который двигает вперед лучшие вестерны, зато хватает нелепых комедийных моментов и ужасных клише в духе «герои прыгают в реку со скалы, чтобы спастись от преследователей» (бывшими клише даже в 1969 году).

Режиссура Джорджа Роя Хилла уступает его же великолепной «Афере» — камера стоит, люди разговаривают… С вестернов началось кино как таковое, они двигали его вперед, впервые показав нам прибытие поезда, дуэль и погоню за дилижансом. «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» бесхитростно показывает зарисовки из жизни небольшой реальной банды (известной как Hole in the Wall Gang и Wild Bunch) пытающейся как-то что-то грабить и вообще нормально зарабатывать на рубеже веков, когда агентство Пинкертонов и владеющие банками и железными дорогами корпорации сделали жизнь простого «аутло» совершенно невыносимой. Диалоги смешные, взаимодействия между героями милые, но каких-то впечатляющих боевых моментов или изумительных сцен в фильме нет — за одним исключением.

В свое время «Бутча Кэссиди и Санденса Кида» основательно разгромили критики, но фильм в итоге собрал свыше 100 $ млн в американском прокате и считается самым кассовым вестерном всех времен. На 10% это объясняется актерскими работами Роберта Редфорда и Пола Ньюмана. Они превратили злобных недалеких отморозков Роберта Паркера (он же Бутч Кэссиди) и Гарри Лонгбау (он же Сандэнс Кид) в обаятельных придурковатых джентльменов-грабителей. Бутч с Сандэнсом одинаково неудачливы и в личной, и в профессиональной жизни, у них все идет наперекосяк, но они не унывают — только ищут новый способ заработать. В конечном счете это приводит героев в Южную Америку, где им уготовано свидание со всей боливийской армией.

Именно концовка — незабываемая, бессмертная сцена, в которой Редфорд с Ньюманом выскакивают под вражеские выстрелы — определила другие 90% успеха картины, герои навеки замерли в истории кино на этом единственном гениальном кадре. Другой вопрос — ведет ли к нему все то, что нам показывают в фильме до этого, или же финальный стоп-кадр — случайная удачная находка кинематографистов, сделанная в последний момент и спасшая провальный проект от забвения.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Одна из самых важных кинолент в истории, снятая одним из самых недооцененных режиссеров мира — Сэмом Пекинпой, — рассказывает о последних днях одного бандитского аутфита, подавшегося в Мексику из США после неудачного ограбления. По пятам банды Пайка, возглавляемой ветераном американского кино Уильямом Холденом, идет отряд охотников за головами. Во главе отряда поневоле поставлен бывший друг и сообщник Пайка, Дик Торнтон, которого играет другой ветеран, Роберт Райан.

Особого сюжета в фильме нет, это скорее последовательность сцен, потрясающих по своей продолжительности, монтажу, режиссерской и операторской работе, натуре, актерству и характеру изредка роняемых героями реплик.

Открывающая перестрелка между бандитами и горожанами на фоне демонстрации Общества трезвости навеки изменила все представления о том, как можно снимать экшен-сцены и кино вообще — все снято шестью камерами, работающими с разной скоростью, а потом смонтировано в лихорадочном пекинповском темпе. Прыгают не только ракурсы, но и скорость движения участников перестрелки, мы многократно переходим из обычной съемки в замедленную и выскакиваем из нее, используются широкоугольные объективы, с одинаковой резкостью выхватывающие и передний, и задний планы, так что нам самим приходится отделять важные части кадра от второстепенных… При все этом география сцены и логика поведения героев абсолютно понятны — нужно иметь сверхъестественное чутье, чтобы при постановке и монтаже такой сцены держать все это в голове и уметь донести происходящее до зрителя так, чтобы у него сложилось впечатление абсолютного хаоса при полной ясности обстановки. Именно поэтому Сэм Пекинпа — гениальный режиссер, а Майкл Бэй — ужасный бездарь.

Пользуясь случаем, я хочу посоветовать вам посмотреть и другие изумительные вестерны Пекинпы, Pat Garret and Billy the Kid и, особенно, его дебют в этом жанре, Ride the High Country.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Некоторые считают идеальным вестерном «Ровно в полдень» (High Noon), а некоторые — «Рио Браво» (Rio Bravo). Вместе им не сойтись, это полярные по исполнению фильмы с одной и той же идеей. Их создатели считают, что самое интересное в вестернах —не перестрелка, а процесс ее ожидания. Но вот идут к этой «медленной» перестрелке они совсем разными путями.

90% «Рио Браво» — это великолепно написанная пьеса, действие которой происходит в офисе шерифа и прилегающей тюрьме. Шериф Джон Т. Ченс (Джон Уэйн), его помощник (Уолтер Бреннан), городской пьяница (Дин Мартин) и молодой ковбой (Рики Нельсон) охраняют арестованного убийцу, которого пытается освободить родной брат, богатый ранчеро с огромной бандой подручных.

Герой «Ровно в полдень» проводит весь фильм в поисках союзников, которые помогли бы ему справится с бандитами, а герои «Рио Браво» просто ждут: поют песни, шутят и общаются. Сценарий фильма сочинила американская писательница Ли Брэкетт, которая также написала сценарии к фильмам «Глубокий сон» и «Долгое прощание» по детективам Рэймонда Чэндлера. Она же работала над первой версией фильма «Империя наносит ответный удар». В «Рио Браво» в каждом обмене репликами ощущается фирменная хлесткость Брэкетт.

Профессиональный певец Дин Мартин исполняет песню Rio Bravo. Собравшиеся под окнами тюрьмы бандиты играют героям The Cutthroat Song — «Марш головорезов», «испанскую народную песню», на самом деле написанную специально для фильма Дмитрием Темкином. В общем, герои неплохо проводят время: «Рио Браво» — один из тех фильмов, которые можно смотреть снова и снова просто из-за приятной компании, собравшейся на экране.

И там, где «Ровно в полдень» завершается одной из худших перестрелок в истории мирового кино, «Рио Браво» венчает одна из лучших: помимо револьверов и винтовок герои творчески используют динамит!

Сюжетная конструкция «Рио Браво» оказалась настолько крепкой, что режиссер Говард Хоукс переснял этот фильм дважды, под видом «Эльдорадо» и «Рио Лобо».

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Квентин Тарантино называет «Хороший, плохой, злой» лучшим кинофильмом всех времен. И его можно понять: это действительно лучший фильм из трилогии о Человеке без имени. Снимая его, Серджио Леоне всерьез увлекся американской историей и показал не только обычные перестрелки и охоту за сокровищами, но и участь перемещенных лиц времен американской войны Севера и Юга. Это не только вестерн, но и колоссальная пародия на исторические эпосы вроде «Унесенных ветром»: к истории США поднесено кривое зеркало, в котором отражается небритая физиономия Илая Уоллака в роли мелкого бандита Туко.

От открывающих титров и до финала, где Туко бежит мимо могил под нарастающую мелодию The Ecstacy of Gold, «Хороший, плохой, злой» представляет собой верхний предел жанрового кино. Если вы не ставите себе иной задачи, кроме как захватить зрителя сюжетом, загипнотизировать его музыкой и широкоэкранными панорамами, а потом добить батальными сценами и самым зрелищным взрывом моста в истории кинематографа, то лучшего фильма себе просто невозможно представить.

Но эту трилогию не зря относят к игровому, жанровому, эксплуатационному кино: со страданиями военнопленных тут мирно уживаются сцены, в которых герои стреляют из пушек при помощи сигары и подвешивают друг друга на каждой ветке, балке или перекладине. Приключения Туко, безымянного героя Иствуда, и злодея Ли Ван Клифа невероятно увлекательны — мы до самого финала не уверены, казнит ли персонаж Иствуда героя Илая Уоллака или помилует.

События американской истории — бурный фон, который то появляется, то исчезает бесследно. Герои то попадают на ожившую фотографию времен Гражданской войны, то удаляются обратно в изолированный мир спагетти-вестернов. А он начинается и заканчивается выстрелом, хлесткой фразой и все той же порядком поднадоевшей пустыней в испанской провинции Альмерия, где сняты практически все итальянские фильмы про Дикий Запад.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Самый сильный сценарий из всех упомянутых в нашем топе фильмов написал Дэвид Уэбб Пиплз, автор сценариев к «Двенадцати обезьянам», «Бегущему по лезвию» и «Приветствию джаггера». Пиплз написал его в 70-х годах под названием «Убийства Уильяма Манни», в середине 80-х сценарий попал в руки Клинта Иствуда, который экранизировал его только в 1992 году.

«Непрощенного» часто называют реалистичным вестерном — в основном из-за непритязательной режиссуры Иствуда. Шлюхи, свиньи, страшно ругающиеся пьяные ковбои — фильм действительно показывает Дикий Запад без всякой стилизации. Примерно так эти люди говорили на самом деле, примерно так и выглядели все те предумышленные (и не очень) убийства, которые американское кино десятилетиями лакировало до состояния дуэлей.

Но исключительно за распрями бормочущих ругательства пьяниц, изредка обменивающихся выстрелами в затылок, нужно идти в сериал «Дэдвуд». Пиплз в «Непрощенном» сделал нечто большее: он создал новый тип легенды о Диком Западе в лице Уильяма Манни, человека, который убивал все, что ходит или ползает по этой земле, персонажа, который в любом другом фильме должен был нравоучительно умереть. Здесь же он выходит из финальной перестрелки без единой царапины.

Это не герой, как Гармоника, не антигерой, как Итан Эдвардс из «Искателей», и не злодей, как Фрэнк из «Однажды на Диком Западе». Это человек-ураган, стихийное бедствие, злой дух, вызванный к жизни заклинаниями пятерки обиженных проституток. Если вы навлекли его на свой город, Манни не только приедет и покарает виновных, он убьет любого выстрелившего в него сукина сына, его жену, всех его друзей, а потом сожжет его дом.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Безжалостный и предельно реалистичный вестерн, снятый легендой американского кино Джоном Фордом, рассказывает о пятилетнем поиске белой девушки Дебби (Натали Вуд), похищенной индейцами племени команчи. Начинается все с худших штампов жанра (возвращение героя с войны, нападение индейцев на ферму, организация разношерстного отряда), но суровые старики Джон Уэйн и Джон Форд быстро выводят нас на бескрайние просторы Долины Монументов в штате Юта — за пределы стандартных сюжетов, вестернов, представлениях о героях и кино вообще.

«Искатели» достоверно показывают отношения между приезжими поселенцами, коренными жителями США (ни в одном другом фильме вы не увидите такого количества скальпов белых американских девушек) и личностью главного героя Итана Эдвардса. Это первый в американском кино антигерой, человек без прошлого и без будущего, капитан Ахав с винчестером в руках, с одинаковой одержимостью расстреливающий и индейцев, и бизонов.

Мы до самой последней сцены не уверены, ищет ли он Дебби для того, чтобы отнести на руках домой, или чтобы застрелить на месте.

Но «Искатели» — это еще и первый метафизический вестерн, без которого не было бы ни «Мертвеца» Джима Джармуша, ни «Крота» Алехандро Ходоровски, ни «Выжившего» Алехандро Иньярриту. Поиски Дебби занимают столь долгое время, что сюжет, герои и место действия картины примерно на середине фильма становятся не такими уж важными. Остается небо, горизонт и уходящая к нему бескрайняя американская прерия, в которую рано или поздно уйдет и главный герой.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Из пяти гениальных вестернов, снятых Серджио Леоне, трудно выбрать один лучший. О достоинствах «Хорошего, плохого, злого», «На несколько долларов больше» и «За пригоршню долларов» можно рассказывать много и долго. «За пригоршню динамита» — тоже совершенно потрясающее кино, не успевшее в топ только по причине революционного саботажа на рельсах.

Но в «Однажды на Диком Западе» Леоне наконец-то снял стопроцентно американский фильм с американскими звездами первой величины. Это никакой не спагетти-вестерн, а просто вестерн. Хотя большая часть фильма снималась на студии в Риме и в испанской Ла-Калаорре, здесь есть и кадры, снятые в настоящей Юте. Да и в целом картина выглядит, звучит и развивается совсем иначе, нежели фильмы с Клинтом Иствудом.

Это очень величественный, тихий и неторопливый фильм, в котором мало событий, но много намеков. Это суперкино, его снимал уже не крепкий профессионал, которым Леоне был в начале своей карьеры в Италии, а гений международного масштаба, которым Леоне стал, отсняв последний кадр «Хорошего, плохого, злого».

В этом фильме противостояние героя Гармоники (Чарльз Бронсон), негодяя Фрэнка (Генри Фонда) и симпатичного проходимца Шайенна (Джейсон Робардс) отходит даже не на второй, а на третий план. На втором же тут — история Джилл (Клаудия Кардинале), трофейной жены из Нового Орлеана, которая пытается выбить себе место под солнцем в той части США, где массовое убийство до сих пор является самым простым и логичным способом ведения бизнеса.

Лучшие фильмы про Дикий Запад

Ну, а на первом — блестяще задуманная и сногсшибательно снятая история прихода цивилизации с Востока. История гибели системы ценностей Запада. На место древней расы людей приходит новая раса бизнесменов. Со вбитого героем Бронсона колышка на участке Джилл начинается строительство железнодорожной станции, вокруг которой вырастет город, имеющий все шансы превратиться в современный мегаполис.

Дуэли, групповые перестрелки и долгие противостояния актеров под музыку Морриконе — это все детские игрушки, средства развлечения публики. Настоящее кино рассказывает о совсем других вещах и совершенно иными средствами. В «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне и его сценаристы Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи показывают, что это за вещи, и как именно про них надо говорить средствами кинематографа.

По глубине исследования самого жестокого, удивительного и странного периода истории Соединенных Штатов «Однажды на Диком Западе» стоит в одном ряду с лучшими работами Джона Форда и Говарда Хоукса и значительно превосходит их по художественности исполнения.