Лучшие фильмы Дуэйна «Скалы» Джонсона: от «Стукача» до «Анаболиков»
Джонсон в основном играет во всевозможных боевиках, но стоит только взглянуть на его улыбку — как на душе сразу становится немного легче. Видимо, потому и комедиям он не чужд, как бы он ни пытался от них откреститься.
Однако между двумя условными образами «крутого парня» и «крутого парня с чувством юмора» у Скалы хватает ролей, в которых он раскрывается намного лучше и глубже. Именно на них мы и ориентировались. Заметьте — никакого «Форсажа»!
1. «Стукач» (Snitch), 2013
Томный взгляд Скалы с постера фильма как бы намекает нам, что в «Стукаче» все будет очень и очень непросто. А дымящийся грузовик довольно прозаично раскрывает основные экшен-моменты фильма. И все-таки это одна из самых необычных ролей Дуэйна Джонсона, потому что из простых боевиков он ушел в напряженный криминальный триллер и даже семейную драму.
Последняя вплетена в сюжет довольно умело. Основной мотивацией персонажа Джонсона, Джона Мэттьюса, становится спасение сына, которому грозит тюремный срок из-за подставы от товарища. Для того, чтобы все исправить, Скала внедряется в крупный наркокартель, параллельно выполняя указания правительства. Получается, что Джон оказался зажат в тисках, и в сложившихся условиях любая ошибка равносильна гибели. Подобное напряжение — одно из основных условий хорошего фильма об организованной преступности и двойных агентах, но от Скалы ожидаешь чего-то более приземленного.
И потому актер именно после просмотра «Стукача» может для кого-то раскрыться с новой, более профессиональной стороны. Скала тут и отец, который не может найти общий язык с семьей, но отчаянно пытается это сделать, и пешка в руках правительства, и подставное лицо внутри наркомафии. Подобное давление не может выдержать и такая груда мышц, как Джонсон, что передают его нервные фразы и взгляды. А если вам нужно больше экшена, то заканчивается фильм отличной погоней, в которой Дуэйн активно делает то, что умеет лучше всего, — убивает бандитов.
2. «Сокровище Амазонки» (The Rundown), 2003
Александр Башкиров
После малоудачных попыток вырваться из рестлинга в кино с ужасным сиквелом «Мумии» и еще более омерзительным «Царем скорпионов» Скала неожиданно сыграл в очень крепком жанровом фильме. The Rundown до сих — его самый хороший боевик в традиционном понимании. Это представитель эпохи, в которой action heroes еще не научились голыми руками отбивать летящие ракеты.
Очень простой сюжет рассказывает об охотнике за преступниками, которому в погоне за очередной мишенью приходится отправиться в бразильские джунгли. Там и сам Рок, и его союзник поневоле (Шон Уильям Скотт из «Американских пирогов») вступают в схватку с наемниками и властелином местного шахтерского городка (Кристофер Уокен).
Это, собственно, все: Скотт периодически пытается убежать, Скала его ловит, а в свободное от этого время разбирается один на один и один против всех с разномастными противниками.
Вместо Рока тут мог бы быть Норрис, Сигал, Слай или Шварценеггер — это хорошо выстроенная машина с легко заменяемым центральным элементом. Поставил картину довольно-таки бездарный Питер Берг (этот и The Kingdom — два смотрибельных его фильма), так что не ждите авторской эстетики «Джонов Уиков» или хотя бы фильмов Джеки Чана. Это просто крепко сделанное жанровое кино, хореографам и оператору которого дали спокойно поработать в паре запоминающихся боевых сцен. Схватка против троицы врагов с хлыстами — до сих пор лучшая во всем творчестве Скалы.
3. «Быстрее пули» (Faster), 2010
«Быстрее пули» — очередной фильм о сложных отношениях между преступниками разных мастей и полицейскими, которые порой ничем не лучше бандитов. Скала тут не пытается как-то изобразить из себя «высокого человека» и мастера на все руки. У его персонажа лишь одна цель — месть за убитого брата.
К главному герою даже по имени лишний раз не обращаются — он просто Водитель (Driver), отсидевший 10 лет в тюрьме, бывший на волоске от смерти, а теперь жаждущий лишь поквитаться с обидчиками. У них тоже нет имен, потому что почти все местные персонажи — это не совсем полноценные личности.
Режиссер Джордж Тиллман-младший воплотил в них образы современных дьяволов и чертей, убивающих, калечащих и лгущих всем подряд. Скала для них — ненужная переменная на пути к миру и покою, только вот избавиться от нее не так просто.
Большую часть фильма Джонсон просто убивает всех, кто становится у него на пути. Жалости тут никто не вызывает, сам Скала тут намного менее человечен, чем протагонисты аналогичных фильмов о мести преступникам. Там, где какой-нибудь Стэйтем лишний раз подумал бы, Джонсон просто берет и крушит. Есть в этом своя магия.
Тяжело ждать от кинофраншизы, основанной на серии игрушечных солдатиков, каких-то невероятных откровений. А вот спецэффектов и взрывов в обе части завезли в чрезмерном количестве. Правда, первая собрала все главные номинации на «Золотой малине 2010», но это никак не помешало выйти сиквелу, в которой удалось затащить Дуэйна Джонсона и Брюса Уиллиса.
Словно намекая, что первая часть была тем еще мусором, в начале «Броска кобры 2» почти всех героев предыдущего фильма убивают. Сильное откровение для фильма с рейтингом PG-13!
Однако дальше начинается стандартная военная постановка с новыми экспериментальными технологиями, заговорами против США, а также ниндзя, потому что ниндзя — это круто. Весь фильм — это ожившая игра ребенка с тебе самыми солдатиками G.I. Joe, но такой контекст создает идеальные условия для совершенно потустороннего экшена.
Даже вполне стандартная актерская игра Скалы в образе безудержного вояки открывается с новой стороны. Ведь он больше не очередной солдат некой секретной службы. Он настоящий Герой, величайший из величайших, способный и орбитальное оружие остановить, и за павших товарищей отомстить, и чудеса постановочных боев продемонстрировать.
Ведь все в «Броске кобры 2» — это феерия действия, будто в работах Джона Ву или каких-нибудь сенэн-аниме. Бессмысленная, но безгранично пафосная. Правда ведь напоминает последние части «Форсажа»?
Можно долго спорить о наличии режиссерского таланта у Майкла Бэя или о том, как Марк Уолберг и Дуэйн Джонсон убивают жанр кинобоевиков. Но когда эти три переменные сошлись, то на свет появилась картина «Кровью и потом: Анаболики». Она рассказывает о реально существовавшей банде Sun Gym. Несколько утрировано, но в целом — вполне неплохо.
Дуэйн Джонсон тут играет культуриста Пола Дойла, которого фитнес-тренер Дэниел Луго (Марк Уолберг) перетащил на противоположную от закона сторону. Перекачанный Скала в образе такого же перекаченного и немного глуповатого начинающего преступника — это идея настолько же глупая, насколько и почти гениальная. А еще она интересным образом коррелирует с карьерой самого Джонсона.
Впрочем, это просто любопытный нюанс, а не смысловой пласт фильма. Мы же о работе Майкла Бэя говорим. Но тут постановщик все-таки сумел выделиться, сняв довольно low-key не то триллер, не то комедию, в которой двое совсем не умных и один чуть менее не-умный человек пытаются получить все блага мира быстро и без проблем. Проблемы их, само собой, находят очень скоро. А концовка фильма стала одной из ярчайших в карьере Бэя.