23 декабря 2019
Обновлено 29.09.2020

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи»

В отличии от топа худших фильмов года, который наполнился как-то сам собой, с подборкой лучших картин все оказалось не так просто. Очень сложно отличить действительно хорошее произведение от распиаренного середняка. Потому в этот материал попали в том числе и не наделавшие большого шума фильмы (по одному от каждого из составителей топа), затронувшие личный вкус и чувство прекрасного авторов «Канобу». Как всегда, уверены, что вы согласитесь с нами по всем пунктам — в комментариях.
В отличии от топа худших фильмов года, который наполнился как-то сам собой, с подборкой лучших картин все оказалось не так просто. Очень сложно отличить действительно хорошее произведение от распиаренного середняка. Потому в этот материал попали в том числе и не наделавшие большого шума фильмы (по одному от каждого из составителей топа), затронувшие личный вкус и чувство прекрасного авторов «Канобу». Как всегда, уверены, что вы согласитесь с нами по всем пунктам — в комментариях.

Фильмы, поделившие 10 место, набрали равное количество баллов в нашем внутреннем голосовании — по всем параметрам (общее качество, историческая и культурная значимость, личные предпочтения).

Больше итогов года на «Канобу»:

10

«Мстители: Финал» (Avengers: Endgame)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 1

В Круглом столе по случаю выхода фильма я писал:

«Endgame — огромный, трехчасовой супергеройский фильм, где в первых двух часах нет ни одной драки с армией CGI-злодеев (да и вообще почти нет серьезных поединков). Эти часы не наводняют камео из других фильмов, а отсылки к более ранним, чем «Война бесконечности», картинам исчерпываются ненавязчивыми шутками.

Во втором часу идет бодро снятый heist movie, в третьем — традиционная гринскринная супергероика в одной и той же декорации. Именно так — мини-новеллами, — и нужно выстраивать столь долго идущие жанровые фильмы, постоянная смена стилистики не дает заскучать и позволяет говорить даже о каком-то творческом, режиссерском, а не просто продюсерском подходе братьев.

Больше итогов года на «Канобу»:

И с каждым переходом трагические, изломанные фигуры Тони и Стива все более грозно возвышаются над зрителем — это уже не просто герои из комиксов, это боги, титаны, бессмертные (я уверен) кинообразы, так в кино не снимали, не развивали и не давали красиво уйти даже Бэтмену с Джокером. Кэп — абсолютно железный (как это ни иронично) человек, готовый в одиночку выйти против целой армии, о стальную волю, самоотдачу, неприятие поражения которого разбивается, становясь совершенно иной, объективная реальность. Тони — воин-мыслитель, верящий, что все вокруг можно изменить силой интеллекта, а уже потом — гаджетами и кулаками, не готовый пожертвовать собой, но до последнего вздоха ищущий выход из ситуации. Их действия в новом мире — где Кэпу уже совершенно нечего терять, а Тони вдруг обрел новую, счастливую жизнь, — логичны, последовательны, весомы, каждый драматический момент в «Эндгейме» ЗАРАБОТАН человечной правдивостью поведения этих двух героев».

Тут добавлю только, что те эпические и эпичные фейлы, которыми оказались финалы «Игры Престолов» и «Звездных войн» только подчеркивают, какую колоссальную работу проделали Руссо, Маркус и Макфили над сценарием и постановкой, скольких ловушек сумели избежать и чем правильно решили пожертвовать ради достижения конечного эффекта.

«Однажды в… Голливуде» (Once Upon a Time… in Hollywood)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 2

К девятому по счету фильму Квентин Тарантино наконец решил снять что-то не для масс, которые ждут от него кровавых экспериментов и хлестких диалогов. Его новая картина — гимн старому Голливуду конца шестидесятых годов, когда индустрия переживала ренессанс, а кино было настоящим.

Тарантино почти три часа показывает на экране все, что он так горячо любит. Ступни Маргарет Куэлли, экспрессивный поиск себя актером Риком Далтоном, который по собственному субъектному мнению дал миру больше, чем тот того заслуживает, покатушки на раритетных авто под классную музыку, и Марго Робби в роли Шерон Тейт, которая смотрит в кинотеатре фильм с самой собой.

Больше итогов года на «Канобу»:

Удивительно, как главный голливудский возмутитель спокойствия смог снять настолько пацифистскую ленту, в которой кровавый финал, похоже, лишь дань ожиданиям фанатов, которые просто не простили бы его отсутствия. В остальное же время фильм размеренно, под саундтрек шестидесятых, погружает зрителя во времена хиппи, всеобщего сплочения нации и просит нас заниматься кино, а не войной. Похоже Тарантино понял что-то, что может не понравиться его публике. От того его последний фильм так выбивается из остальной фильмографии и заслуживает места в этом топе лучших.

Денис Юрьев

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 3

Фильм-эксперимент от режиссера-сценариста невероятно красивого, но бездарно написанного хоррора Hereditary — почти трехчасовое испытание для нервов зрителей. И — первоклассное, внежанровое кино, которое в этот раз не только потрясающе снято, но и очень тонко и умно написано.

По описанию сюжет об американских студентах, попавших в очень странную скандинавскую коммуну и погибающих один за другим, можно принять за очередной дерьмоклон «Хостелов». Но убийцы в фильме Ари Астера — не злодеи, а некая освобождающая, трансцендентная сила, и все самое плохое случилось с главной героиней еще ДО ее визита к шведским язычникам.

Постоянное ослепительное солнце, трипы на галлюциногенах, пронзительный детский плач и ошеломляющие сцены насилия — инструменты, при помощи которых драматург разбирает барьеры зрительского восприятия, чтобы к кульминации фильма (изумительной, незабываемой сцене танца языческих девушек) мы с героиней оказались примерно в одном положении и были готовы принять навязываемые нам нестандартные решения. Я не совсем согласен с последними минутами картины — но то, как мастерски они были подготовлены и реализованы средствами чистого, незамутненного КИНО в лучшем духе «Жертвоприношения» Андрея Тарковского, обеспечивают Midsommar место в этой десятке — да, я думаю, и в истории кино.

Больше итогов года на «Канобу»:

8

«Шазам!» (Shazam!)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 4

Самый непритязательный — и одновременно самый обаятельный и творческий, — фильм по комиксам, вышедший в этом году.

Историю подростка, по волшебному слову превращающегося в одного из главных супергероев DC, никогда раньше адекватно не появлявшегося на экране, очень легко было испортить. Любые другие сценаристы превратили бы Билли Бэтсона в очередного Питера Паркера, сомневающегося в себе лузера, который весь фильм совершает глупейшие ошибки, только чтобы в самом конце вдруг обрести уверенность в себе и внезапно навалять харизматичному антигерою (см. также: «Человек-паук: Вдали от дома»). Друзья и родные героя, которые бы помогали бы ему обрести эту уверенность, были бы стопроцентным филлером, обидными стереотипами на девушку, родителей и лучшего друга, мочащими «убойные шутки» в представлении пары-тройки 40-летних голливудских авторов. И так далее.

Вместо этого в сценарии Генри Гэйдена и Даррена Лемке, над каждой сценой которого с ними много работал шведский режиссер Дэвид Сэндберг (известный по хоррору Lights Out), все сделано на высочайшем уровне. Билли — самый умный, динамичный, трагичный и вместе с тем неунывающий персонаж, главная движущая сила фильма, который не стесняется и у всех на глазах использовать свои суперсилы, и вовремя прикрываться их отсутствием.

Настолько своей супергероикой в кино не упивался, кажется, никто со времен Брюса Уэйна в первом бертоновском «Бэтмене». Обычно сверхсилы в кинокомиксах — это что-то постыдное, чем герой должен заниматься втайне от всех, постоянно сомневаясь, достоин ли он свалившейся на него ответственности. Разумеется, настоящий подросток в такой ситуации вел бы себя абсолютно иначе, и Эшен Энджел в роли Билли убедительно показывает, как именно.

Больше итогов года на «Канобу»:

Лучший друг Билли, его приемный брат-инвалид Фредди, тоже особо не заморачивается моральной стороной происходящего. Отношения между обычным человеком и его лучшим другом-супером не раскрывались так естественно и убедительно со времен Life is Strange, да и сам персонаж — не клише, не набор шуточек и отсылок, как сосед по комнате Питера Паркера, а сложный образ со своим набором противоречий и крайне естественной, детской реакцией на чрезвычайные ситуации. Удались и образы приемных родителей Билли, и других его братьев и сестер, а традиционная для подросткового кино кринжовая любовная линия с привлекательной соседкой благоразумно заменена жутко-реалистичным поиском отказавшейся от Билли мамы.

Не хватило съемочных ресурсов на боевые сцены и сценарных — на нормального злодея. Но в случае супергеройской истории, в которой главное — психология героев, их реакция на то, как элементы сверхъестественного вторгаются в их жизнь и меняют ее то к лучшему, то к худшему, можно прекрасно обойтись и без этих комиксовых условностей.

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 5

Примерно раз в год выходят «фильмы для девочек», написанные и снятые настолько качественно, что их можно рекомендовать всем и каждому: в 2018 был Never Goin’ Back будущего режиссера «Эйфории» Августины Фриззелл, в 2017 — нашумевший «Леди Берд».

В 2019-м таким приятным сюрпризом оказался режиссерский дебют Оливии Уальд (да, Тринадцатой из «Доктора Хауса»), где рассказывается о попытках двух лучших подруг-школьниц попасть на первую в жизни вечеринку. Дело в том, что девушки (очень смешные Бини Фельдстайн и Кэйтлин Дивир) настолько усердно готовились к колледжу, что совсем забыли развлекаться в школе — в то время как их одноклассники-раздолбаи тоже поступили в прекрасные ВУЗы, беря при этом от жизни все, что хотели.

Выход из экзистенциального кризиса один — успеть за одну ночь набедокурить так, чтобы хватило на всю оставшуюся жизнь… тем более, что героини поступили в разные колледжи, и после этой ночи, скорее всего, никогда не встретятся.

Больше итогов года на «Канобу»:

Так начинается классический «подростковый квест» со всеми полагающимися наркотиками, сортирными шутками и встречами с психами и даже серийными маньяками, вот только в отличие от «Гарольда и Кумара» или «Суперперцев» весь юмор тут решен в женском ключе. Даже зарисовки про лесбийское порно и мастурбацию. Отношения между героинями получились милыми и аутентичными, дочка Кэрри Фишер Билли Лурд радует в роли их отмороженной «наставницы».

Романтические линии завершены достаточно неожиданно и реалистично, а главное — концовка скорее меланхолична, нежели сентиментальна. Уальд много крутилась в американском инди-кино и даже снялась в одной из лучших картин движения «мамблкор» — Drinking Buddies Джо Свэнберга, — помешанного на как можно более непредвзятом и некиношном отображении отношений молодых людей. Так что ее картину скорее можно отнести к попытке реалистично запечатлеть жизнь, какой-то один, неповторимый отрезок дружбы, любви и приключений, случающийся у каждого человека примерно в отображаемый период школьного времени, а не к тем сборникам гэгов и сюжетных штампов, что нам подают под видом комедий.

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 6

В своей картине известный хулиган-постмодернист Райан Джонсон сумел решить 2 главных беды, возникающих в любом детективе. Они появились в жанре еще до Первой мировой, в пору, когда детективы писали британские авторы, и практически без изменений перекочевали в американские телевизионные сериалы, выходившие в 80-х и 90-х (в духе высмеиваемого в фильме Murder, She Wrote).

Проблема первая: очень долгая и нудная экспозиция, в которой нам представляют будущую жертву (обычно — деспотичную главу семьи), обеспечивающую всех остальных встречных персонажей мотивацией для своего убийства. В какой-то момент очевидного Мистера Труппа все-таки убивают, появляется расследующий преступления сыщик-любитель, и тут становится очевидной вторая проблема: чем заполнить середину повествования?

Ведь хороший детектив догадывается о личности преступника буквально с момента встречи и/или осмотра места преступления, но сразу вывести его на чистую воду не может. В итоге нам битый час показывают отработку ложных версий и пережевывание улик. Единственными живыми героями остаются сам сыщик и тщательно замаскировавшийся преступник, остальные — картонные мишени, которыми нам закрывают разгадку.

Все это настолько вымученно, мертво, искусственно, что нарочитая рандомизация этих элементов в настольной игре Сlue практически ничем не отличается от настоящих детективов: «Полковник Мастард убил Мистера Труппа канделябром в библиотеке».

Больше итогов года на «Канобу»:

Как вы помните, Knives Out начинается ПОСЛЕ убийства, с момента обнаружения тела, а вся экспозиция проглатывается на одном дыхании, через смешные и творческие интервью с подозреваемыми. В их процессе нам представляют и сыщика, и даже его будущего Уотсона — простую девушку Марту, угодившую в самый центр разборок семейства покойного детективщика.

Замешанность Марты в преступлении позволяет Джонсону перешагнуть через условности и филлерность 2 акта — она заметает следы, пытается убедить сыщика в своей невиновности, это создает напряжение, которого нет в детективах, представляющих собой дуэль хорошего сыщика с плохим преступником.

Прием с Уотсоном Джонсон взял из «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи (где с личностью убийцы тоже не все так просто), но прикутил поверх него свой набор твистов в 3 акте. Как и завещал нам Рэймонд Чэндлер, настоящим убийцей в фильме оказывается живой, убедительный персонаж, у которого на преступление были реальные мотивы, а не просто желание обеспечить автора мертвым телом. Пусть по креативности и свежести концовка «Ножей» и не дотягивает до того, что шло перед ней — это все равно честный, правильный, остроумный и компетентный детектив, важный шаг вперед для давно, казалось бы, почившего жанра.

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 7

Фильм режиссера-сценариста Райли Стернса, известного главным образом в качестве бывшего мужа Мэри Элизабет Уинстед, под которую и писался этот фильм. В итоге роль Уинстед сыграла Имоджен Путс из «Зеленой комнаты». В центре истории — скромный офисный сотрудник Кейси (Джесси Айзенберг), которого никто не уважает на работе, а личной жизни у него нет. Пустое жилище с верным псом и подслушивание чужих разговоров в кафе — это фактически весь его мир.

Но все меняется, когда однажды ночью на него нападает банда мотоциклистов и избивает до полусмерти. Кейси решает, что пора изменить свою жизнь и сначала пытается купить пистолет…, но потом случайно записывается в школу каратэ. Звучит как обычная трагикомичная история о личностном росте? Как бы не так!

Дальнейшее развитие событий удивляет все больше и больше с каждым новым поворотом сюжета. Неожиданная жестокость, очень спорная мораль, откровенная чернуха и местами абсурд выделяют эту картину на фоне почти всего, что вышло в этом году. Это не ремейк или адаптация, у нее отличный самобытный сценарий, где даже те сцены, которые можно предугадать, все равно восхищают. Немного толстого сексизма и шуточки про мускулинность не портят общую картину. Кино остается в памяти.

Ибрагим Аль Сабахи

Больше итогов года на «Канобу»:

4

«Промар» (Promare: Puromea)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 8

В эпоху картин Макото Синкая и прочего аниме, на которое ходят или девушки, или с девушками, было полной неожиданностью увидеть на большом экране этот хулиганский фантастический экшен. Анимация в духе лучших работ Gainax и Trigger — cобственно, от самой Trigger и от сценариста Gurren Lagann и Kill la Kill, но в отличие от этих двух аниме, с нормальным, адекватным сценарием.

Я никогда бы не подумал, что Казуки Накашима сумеет выжать из концепта «футуристические пожарные против воспламеняющихся людей» философскую притчу уровня The Incredibles Брэда Берда. В безумные экшен-сцены и полугомосексуальные (да ладно, какое уж тут «полу») отношения главного пожарного с главным пироманьяком в «Промаре» залит сложнейший и вместе с тем естественно развивающийся сюжет про противостояние 3 фракций, давно заложенные планы безумных ученых, путешествия к иным планетам, страх чужака и экологический симбиоз взаимоисключающих жизненных форм.

Отлично прописана, анимирована и сыграна личность настоящего главного злодея, отношения которого с Гало впечатляют еще до того, как они начинают швыряться друг в друга небоскребами в гигантском звездолете поколений. Все худшие твисты японской анимации здесь присутствуют, но история, в которую они включены, в кой то веки отработана на 200% еще на драматургическом уровне.

Даже боевые экзоскелеты здесь — не самоцель, а всего лишь оболочка для мятежных, противоречивых душ героев, молотящих друг друга с неподдельными гневом и непримиримостью. Гениальным аниматорам Trigger в кой то веки предложили нарисовать нечто большее, чем просто экшен, десятилетиями оттачившиеся в японской анимации цвета, пластика и форма в «Промаре» поставлены на службу сюжету, которого не постыдилась бы ранняя Pixar.

Больше итогов года на «Канобу»:

3

«Ирландец» (The Irishman)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 9

В рецензии на фильм я уже говорил, что «Ирландец» просто не должен существовать по всем законам киноиндустрии сегодняшнего дня. Он поражает хронометражем, которого так боятся миллениалы — в соцсетях постят схему, по которой можно посмотреть ленту как мини-сериал с эпизодами по 50 минут. Просто потому, что не могут надолго сконцентрироваться на чем-то.

Это действительно неторопливая и тягучая история о том, что в череде жестокости и несправедливости жизни, когда кажется, что враг подстерегает тебя за каждым углом, твоим главным противником все равно остается неумолимо уходящее время.

Скорсезе снял фильм, который не только подводит черту под всей его криминальной сагой длиной в несколько десятилетий, но и ставит точку в вопросе, что же может быть страшнее войны.

Фрэнк Ширан, как раз вернувшийся с ее полей, думает, что вырвался из этого ужаса. Но все равно планомерно, год за годом, одним подлым поступком за другим, он уходит в личное чистилище, где его не ждет ничего, кроме небытия. Как писал один классицист начала 19 века: «А если что и остается, чрез звуки лиры и трубы, то вечностью жерлом пожрется. И общей не уйдет судьбы».

Хочется верить что подобная участь минует Скорсезе, который практически под финал своей карьеры выдал фильм про полных подонков, наполненный при этом такой теплой жаждой жизни.

Денис Юрьев

Больше итогов года на «Канобу»:

2

«Закатать в асфальт» (Dragged Across Concrete)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 10

Я давно слежу за творчеством C. Крэйга Залера — еще с его ранних, до сих пор не экранизированных сценариев, отличавшихся жутчайшими сценами насилия и персонажами, настолько же неприятными, насколько и завораживающими своей тактической подкованностью. К своему величайшему успеху Залер шел через один превосходный («Костяной томагавк») и один нелепый и несмотрибельный («Драка в тюремном блоке 99») фильмы, которые, за отсутствием понимающих материал режиссеров, он поставил сам по своим сценариям.

Формально после вестерна и тюремного боевика Залер снял полицейский триллер. Фактически это все один и тот же фильм — вестерн-притча о противостоянии плохих, очень плохих и совсем плохих, в которой меняются только декорации.

Больше итогов года на «Канобу»:

На сей раз это урбанистические джунгли вымышленного американского городка, в которых пара отстраненных от работы копов (Мэл Гибсон и Винс Вон) решает ограбить наркодилера. Персонаж Гибсона явно писался именно под этого актера — персонажа зовут Риджмен, что можно перевести как «человек с глубокими складками на лице». И трудно поверить, что финальную треть фильма Залер писал не только затем, чтобы увидеть, как из-под стальной баллистической маски сияют глаза молодого Безумного Макса.

Ограбление идет… несколько не по плану, в результате чего плохо приходится практически всем действующим лицам фильма — не только главным героям, но и просто случайно попавшим на экран персонажам. Кто-то уходит быстро, шокирующе, кто-то — по-залеровски, медленно и мучительно, волоча кишки по тому самому асфальту. Но за всей этой чернухой — большой, настоящий кинематограф, где неподвижная камера одинаково бесстрастно фиксирует и долгие разговоры напарников в машине, и их не менее бесконечное молчание, и жестокие мясорубки. Ну, а там никто из героев не гнушается самыми грязными и бесчеловечными приемами, а Гибсон в одном из эпизодов так и вовсе хватается за ствол чеховского ружья и не дает ему выстрелить.

Залер не гонится за внешними эффектами, он — драматург, а не визуальный художник, он доверяет внутреннему напряжению своих сцен, которое само по себе железной хваткой удерживает внимание зрителей. Кстати, от работы напарников отстраняют не по недоразумению, а за самый настоящий, тривиальный расизм, который в случае с Риджменом и Лурасетти — один из инструментов их выживания. Так что ни в одном мэйнстримном англоязычном «топе лучших» вы Dragged Across Concrete не найдете.

1

«Паразиты» (Gisaengchung)

Лучшие фильмы 2019. От финала «Мстителей» до «Ирландца» и «Достать ножи» - фото 11

Самое удивительное, что «Паразиты» — даже не лучший фильм в карьере корейского режиссера и сценариста Пон Джун-хо. Картинами из его фильмографии можно укомплектовать треть моего топа-10 современного кино: тут и The Host, и «Мать», и гениальнейшие «Воспоминания об убийстве»… Но в 2019 году он выступил на пике сценарной и режиссерской формы, сняв невероятно красивый, эффектный и, главное, непредсказуемый фильм.

Сравнить «Паразитов» можно разве что с лучшими работами Альфреда Хичкока, о преклонении перед которым Джун-хо нам рассказывал в интервью. Это единственный фильм, на котором я слышал, как аудитория (весь зал до единого человека) аплодирует НА СЕРЕДИНЕ действия — по окончанию первого акта, показывающего, как сын, сестра, мать и отец из очень бедной корейской семьи внедряются в дом очень богатой.

И режиссер заслужил эти овации — безупречностью как драматургических механизмов, так и стиля, с которыми каждая сцена задумана и доведена до экрана. У каждой мини-арки про введение в повествование еще одного бедного корейца своя фишка, свой саундтрек, свой темп и ритм, не копирующие предыдущие секвенции, но использующие их инерцию, чтобы набрать огромную скорость, визуальный кайф и колоссальный нарративный потенциал.

И, поразвлекав, удивив и нагрузив зрителей за полчаса так, как иные фильмы не делают и за три с половиной, режиссер-драматург не сдувается и не останавливается. Он просто резко меняет курс — да так, что становится еще интереснее. Не могу сказать, что «Паразиты» достигают чистой энергии, поющей высоты и чистоты своего начала во 2 и 3 актах…, но акты тут достойные, нужные повествованию, выводящие настолько великолепно представленных персонажей в те глубины рая, ада или чистилища, которые они заслуживают.

А какие фильмы в 2019 больше всего понравились вам? Делитесь в комментариях!

Комментарии 38
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
StriPMan
StriPMan
Так... Лучшие фильмы. Правильно? Не главные. Что тут делают Мстители, пустые абсолютно полные фансервиса? Проходной Шазам... Промар блин, вы серьезно? Солнцестояние... ладно еще можно сунуть.