Лучшие азиатские фильмы ужасов: семейные проклятия, мстительные призраки и ультранасилие

Азиатские фильмы ужасов привлекают зрителей своим богатым фольклором и разнообразием поджанров. Конечно, наибольшей популярностью на Западе ещё с нулевых пользуются именно японские хорроры, в которых проклятия и призрачный террор становятся следствием человеческой жестокости.
Однако корейские ленты о зомби, вампирах и призраках прошлого тоже добиваются успеха в мировом прокате, о чём, например, свидетельствует кассовый рекорд «Поезда в Пусан». Азиатские хорроры Японии, Китая, Южной Кореи и Таиланда объединяют культурные страхи, связанные с народными поверьями и городскими легендами.
Каждый ужастик обладает уникальным набором жанровых черт и смыслов. Составили список лучших азиатских фильмов ужасов на любой вкус: от мистической драмы о вампире-священнике до шокирующего триллера о женской мести, которые можно посмотреть даже в 2025 году.
- Рекомендуем нашу подборку «Лучшие фильмы ужасов 2023-2025»
«Жажда» (Bakjwi)

Год: 2009
Страна: Южная Корея
Жанр: ужасы, драма, мелодрама
Режиссёр: Пак Чхан-ук
Рейтинг: IMDb 7.1 / Кинопоиск 6.8
Католический священник Сан-хён (звезда «Паразитов» Сон Кан-хо), работающий в больнице, мечтает посвятить свою жизнь служению людям. Он отправляется в Африку, где принимает участие в испытании вакцины против смертоносного вируса. Медицинский эксперимент выходит из-под контроля: Сан-хён умирает, а затем восстаёт из мёртвых и открывает у себя сверхчеловеческие способности. Мужчина страдает от невыносимой жажды крови и изо всех сил пытается не причинить вред жене друга детства, к которой испытывает неконтролируемое влечение.
В случае с южнокорейским кино вампиры чаще всего встречаются в дорамах нежели в фильмах ужасов. Однако режиссёр культового «Олдбоя» Пак Чхан-ук снял кровавую мелодраму «Жажда» о романе упыря и смертной женщины, позаимствовав сюжетную канву у романа Эмиля Золя «Тереза Ракен». Конечно, в литературном первоисточнике вампиров и в помине не было, но центральный конфликт тоже строился вокруг рокового адюльтера. «Жажда», в отличие от многочисленных экранизаций «Дракулы» Брэма Стокера, особенно популярных на Западе, нисколько не романтизирует связь женщины с кровопийцей, а, наоборот, показывает обречённость их отношений.
Священник, заразившийся вампиризмом, страдает как духовно, так и физически, в то время как его возлюбленная мечется между вечной жизнью и несчастливым браком. Хоррор Пак Чхан-ука, получивший приз жюри в Каннах, вынуждает зрителя сострадать вурдалаку, переживающему кризис веры, и в то же время заставляет ужасаться его ненасытности. «Жажда», чьё оригинальное название переводится, как «Летучая мышь» (да, герой Сона Кан-хо летает в кадре), сделана на европейский манер, но не лишена национальной идентичности, выраженной в мистическом саспенсе и сюжете о борьбе с внутренними демонами.
«История двух сестёр» (Janghwa, Hongryeon)

Год: 2003
Страна: Южная Корея
Жанр: ужасы, драма
Режиссёр: Ким Джи-ун
Рейтинг: IMDb 7.1 / Кинопоиск 6.6
Сёстры Бэ Су-ми (Лим Су-джон) и Бэ Су-ён (Мун Гын-ён) проходили лечение в психиатрической клинике после того, как лишились любимой матери. Пока девушки пытались справиться с утратой в стенах медицинского учреждения, их отец женился во второй раз. Вернувшись в отчий дом, сёстры замечают, что мачеха ведёт себя странно и явно страдает паранойей. Женщина, принимающая успокоительные препараты, считает, что её преследует злой дух и оказывается права.
«История двух сестёр» по праву считается одним из самых страшных азиатских фильмов ужасов. Снял хоррор Ким Джи-ун, также работавший над «Тихой семьёй» — мрачной картиной о проклятом отеле, постояльцы которого сходили с ума, совершали суицид и просто пропадали без вести. В «Истории двух сестёр» режиссёр вновь обращается к востребованной для корейских фильмов ужасов теме дома с паранормальными явлениями. Взяв за основу старинную «Сказку о Розе и Лотосе», Ким Джи-ун оставляет зрителей наедине с тайнами одного дисфункционального семейства.
Хоррор, чьё действие разворачивается на изолированной территории, полностью полагается на параноидальную атмосферу, которую значительно усиливают необъяснимые шорохи, скрипы, стоны, а также тревожное присутствие призрачной женщины в доме. В «Истории двух сестёр» национальный фольклор тесно переплетается с обыкновенной человеческой жестокостью. Границы между мистикой и трагической реальностью в фильме размываются, благодаря чему зрительская кровь стынет в жилах.
«Звонок» (Ringu)

Год: 1998
Страна: Япония
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссёр: Хидэо Наката
Рейтинг: IMDb 7.2 / Кинопоиск 7.0
Журналистка Рэйко Асакава (Нанако Мацусима) только похоронила свою племянницу Томоко, погибшую при странных обстоятельствах. Позже репортёрша выясняет, что за неделю до своей смерти девушка смотрела с друзьями жуткую видеозапись, и узнаёт о существовании проклятой кассеты. Рэйко собирается докопаться до правды и выяснить, действительно ли кошмарный видеоряд убивает подростков или это просто городская легенда.
Звание самого известного j-хоррора много лет принадлежит «Звонку» Хидэо Накаты, снятому по одноимённому роману Кодзи Судзуки. Фильм, как и книга вдохновлённый легендой о двух японках, наделённых экстрасенсорным даром (женщин звали Садако Такахаси и Тидзуко Мифунэ), объединил детективную линию с фольклором страны восходящего солнца. Призрак девушки из колодца, преследующий всех, кто посмотрит проклятую кассету, — это онрё, мстительный дух человека, несправедливо лишённого жизни.
В «Звонке» смертоносная ярость невинно убиенной Садако передавалась как вирус через технологии, что само по себе стало новаторской концепцией для фильмов ужасов. Беспросветная картина о фатальном столкновении с паранормальным миром популяризировала j-хоррор на Западе и задала моду на американские ремейки японских ужастиков. Вслед за голливудским «Звонком» (2002) в США пересняли «Тёмные воды» (2002), режиссёром которых также является Хидэо Наката.
«Поезд в Пусан» (Busanhaeng)

Год: 2016
Страна: Южная Корея
Жанр: ужасы, боевик
Режиссёр: Ён Сан-хо
Рейтинг: IMDb 7.6 / Кинопоиск 7.2
Отец-одиночка и инвестиционный менеджер Сок-ву (Кон Ю) вместе с маленькой дочкой Су-ан отправляется на поезде в Пусан. Девочка мечтает провести день рождения дома у матери, и заботливый родитель исполняет желание ребёнка. Идиллическому путешествию отца и дочери мешают чудовищные новости: страну захватывает стремительно распространяющийся зомби-вирус. Среди пассажиров поезда, на котором едут Сок-ву и Су-ан, оказываются инфицированные, испытывающие адский голод и преследующие тех, кто ещё не успел заразиться.
Зомби-хоррор «Поезд в Пусан», произведённый в Южной Корее, стал настоящей сенсацией мирового проката. Режиссёр Ён Сан-хо совместил злобную сатиру на классовое неравенство с динамичным и довольно жестоким боевиком о противостоянии здоровых (пока ещё) и заражённых страшным вирусом людей.
В отличие от «28 дней спустя» (2002) Дэнни Бойла корейский хоррор, где кровожадные зомби тоже передвигаются на высоких скоростях и никого не щадят, сосредоточен в замкнутом пространстве. Вагоны поезда, кишащего яростной нежитью, становятся тюрьмой для группы не инфицированных героев, которые пытаются выжить любой ценой и добраться до пункта назначения. Герметичная обстановка хоррора давит на психику и с каждой сценой повышает уровень зрительского стресса. «Поезд в Пусан» не только раздвигает границы зомби-хоррора, но и служит аллюзией на эгоистичный социум, где превыше всего ставится личное благо, а не милосердие и взаимопомощь.
«Кинопроба» (Ōdishon)

Год: 1999
Страна: Япония
Жанр: ужасы, драма
Режиссёр: Такаси Миике
Рейтинг: IMDb 7.1 / Кинопоиск 6.3
Устав от продолжительного одиночества, вдовец Сигэхару Аояма (Рё Исибаси) решает устроить свою личную жизнь. Мужчина просит друга-продюсера устроить для него кастинг невест под видом кинопроб. Сердце Аоямы трогает бывшая балерина Асами Ямадзаки (Эйхи Шиина), которую он приглашает на свидание. Вдовец неизбежно теряет голову от робкой девушки и совершает роковую ошибку.
Пыточный триллер «Кинопроба», снятый по мотивам новеллы Рю Мураками, входит в топ любимых фильмов Квентина Тарантино. В отличие от большинства японских фильмов ужасов, пугающих проявлениями мистического и медленным нагнетанием саспенса, картина режиссёра-провокатора Такаси Миике шокирует аудиторию иным образом.
За шесть лет до премьеры американской «Пилы» (2004) «Кинопроба» устроила мастер-класс по torture porn («пыточное порно») — направлению хоррора, который акцентирует внимание на демонстрации разного рода увечий и насилия. Вот только за безжалостным аттракционом, состоящим из изощрённых экзекуций, скрывается классическая для японской культуры история о мести женщины за жестокое обращение с ней. Антагонистка «Кинопробы» — не разъярённый дух онрё, а психологически травмированная девушка, отвечающая насилием на насилие. Смотреть на это по большей части невыносимо.
«Затвор» (Shutter)

Год: 2004
Страна: Таиланд
Жанр: ужасы, драма
Режиссёры: Банйонг Писантханакун, Паркпум Вонгпум
Рейтинг: IMDb 7.0 / Кинопоиск 6.5
Фотограф Тан (Ананда Эверингэм) и его девушка Джейн возвращаются домой с вечеринки, где хорошо провели время. Не справившись с управлением, парень сбивает неизвестную женщину, оказавшуюся посреди дороги. Тан и Джейн даже не удосуживаются выйти из машины и в спешке покидают место происшествия. Спустя некоторое время фотограф замечает на своих снимках белые фигуры, но принимает их за дефект. А затем друзья Тана начинают уходить из жизни один за другим.
Тайские фильмы ужасов обычно отталкиваются укоренившейся в местной культуре веры в сверхъестественных сущностей — призраков, духов и демонов, которые как помогают, так и вредят людям. Хоррор «Затвор» не стал исключением. Если в японском «Звонке» угроза исходила от экрана телевизора, то в тайском хорроре о надвигающейся опасности зрителя предупреждают вспышки фотокамеры, озаряющие призрачную фигуру трагически погибшей девушки.
Однако «Затвор» не ограничивается страшилкой о паранормальных явлениях, запечатлённых на фотографиях. Стандартная легенда о неупокоенном духе, терроризирующем молодую пару, — жанровая оболочка душераздирающей драмы о человеческом безразличии к чужим страданиям. Абсолютное равнодушие фотографа Тана, ставшего свидетелем насилия, пугает похлеще внезапных появлений призрака.
«Проклятие» (Ju-on)

Год: 2002
Страна: Япония
Жанр: ужасы
Режиссёр: Такаси Симидзу
Рейтинг: IMDb 6.7 / Кинопоиск 6.7
Много лет назад в одном из токийских домов было совершено чудовищное преступление. Ревнивый мужчина убил всю семью и навлёк на своё жилище ужасное проклятие. С тех самых пор любой человек, оказавшийся в этом страшном месте, становится жертвой сверхъественных сил и в скором времени умирает.
«Проклятие» Такаси Симидзу, у которого тоже есть голливудский ремейк, развивает заложенную «Звонком» идею о том, что злой рок передаётся человеку вирусным путём. Вместо несущей скорую смерть кассеты людей сживает со свету обычный с виду дом, в котором обитают мстительные духи онрё. Люди, переступившие порог проклятого жилища, подвергаются нападкам призраков загубленных женщины и маленького мальчика. Неприкаянные души матери и ребёнка навеки привязаны к дому по вине отца семейства, который был тираном.
Таким образом, Симидзу облекает чувствительную для Японии тему патриархального насилия в форму хоррора. Посмертные мучения призраков в «Проклятии» наводят парализующий ужас как на гостей дома, так и зрителя. Онрё не появляются из ниоткуда, а заполняют собой всё пространство, уповая на неистовые стенания и жуткие взгляды, направленные прямо в экран. «Проклятие» — образцовый японский хоррор, пугающий не скримерами, а гнетущей атмосферой и мистической рефлексией.
«Глаз» (The Eye)

Год: 2002
Страна: Китай
Жанр: ужасы
Режиссёры: Дэнни Пан, Оксид Пан
Рейтинг: IMDb 6.6 / Кинопоиск 6.6
Скрипачка Мунь (Анджелика Ли) потеряла зрение в двухлетнем возрасте. Как только ей исполнилось двадцать, девушка решилась на операцию по восстановлению зрения. Мунь трансплантировали роговицу от донора, после чего она наконец прозрела. Вот только радовалась девушка недолго. Ещё находясь в больнице, Мунь начала замечать повсюду таинственные фигуры, на которые кроме неё никто не обращал внимания.
Как правило, китайские фильмы ужасов адаптируют европейские и американские мистические и готические истории. Однако среди многочисленных хорроров, вдохновлённых «Призраком оперы» («Полуночная песня», «Призрак театра»), находятся и оригинальные картины. Гонконгский хоррор «Глаз» представляет собой классическое для азиатских ужасов сочетание мистики, драмы и триллера. На фильм о незрячей девушке, которая после операции по восстановлению зрения увидела призрачный мир, братьев-режиссёров Пан вдохновил репортаж в одной китайской газете. В статье речь шла о 16-летней девушке, покончившей с собой вскоре после пересадки чужой роговицы.
«Нам всегда было интересно, что увидела девушка, когда наконец-то восстановила зрение, и что на самом деле заставило её захотеть совершить суицид», — делился Оксид Пан в интервью.
Для главной героини китайского хоррора обретённые после операции способности медиума становятся и даром, и проклятием. На протяжении фильма Мунь пытается ужиться со способностью видеть призраков, но всё больше отчаивается из-за того, что её талант экстрасенса не принимают в обществе. Детективная линия, в ходе которой героиня выясняет, кому принадлежали пересаженные ей глаза, по-настоящему интригует, а соприкосновение девушки со сверхъественным раскрывает жуткие тайны. В 2008 году вышел американский ремейк «Глаза» с Джессикой Альба в главной роли.
«Исцеление» (Cure)

Год: 1997
Страна: Япония
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссёр: Киёси Куросава
Рейтинг: IMDb 7.1 / Кинопоиск 7.5
Детектив Кеничи Такабе (Кодзи Якусё) ломает голову над новым делом. Мужчина расследует серию связанных между собой убийств. Разные преступники жестоко расправляются со случайными жертвами и вырезают на их груди букву «Х». Такабе не находит никакого подтверждения тому, что убийцы знакомы между собой и пребывает в растерянности. Но однажды детектив выходит на человека, от манипуляций которого, похоже, пострадали подозреваемые. Замкнутый Мамия владеет техникой гипноза и способен подчинять себе волю других людей. Чтобы вывести маньяка на чистую воду, Такабе должен сохранить ясность рассудка.
«Исцеление» культового японского режиссёра Киёсы Куросавы не шокирует зрителя инфернальными кошмарами или натуралистическим насилием. По жанру фильм скорее напоминает психологический хоррор, где источником зла выступают не сверхъестественные силы, а человек, возомнивший себя богом. Поначалу «Исцеление» кажется классическим детективом об охоте полицейских на маньяка, но история о гипнотическом безумии, охватившем японское общество, стремительно набирает обороты и выливается в непредсказуемый триллер, в котором сложно отличить мрачные фантазии от суровой реальности. Работая над сатанинским хоррором «Собиратель душ» (2024), Осгуд Перкинс в том числе вдохновлялся картиной Киёсы Куросавы. Так что всем поклонникам кассового хита студии Neon однозначно стоит посмотреть «Исцеление».
«Анормальная красота» (Sei mong se jun)

Год: 2004
Страна: Гонконг
Жанр: ужасы, драма
Режиссёр: Оксид Пан
Рейтинг: IMDb 5.8 / Кинопоиск 6.0
Студентка Джини (Рейс Вонг) с интересом изучает искусство фотографии в университете. Прирождённая перфеционистка редко бывает довольна своими работами. Как-то раз по дороге на пары Джини становится свидетельницей чужой смерти: на её глазах женщину сбивает машина. Оправившись от шока, студентка подходит к изуродованному телу и фотографирует его. В этот момент Джини осознаёт, каким именно искусством она хочет заниматься.
Гонконгский фильм ужасов «Анормальная красота» — провокационная попытка адаптировать «Отвращение» Романа Полански под китайские реалии. Картина братьев-близнецов Пан, также трудившихся над мистическим «Глазом», погружается в бездну ультранасилия, исходящего от девушки-фотографа, которая стремительно сходит с ума. Тревожные метафоры, связанные со слепой верой героини в то, что «настоящее искусство требует жертв», в сочетании с рваным монтажом способны вызвать приступ паники и неслабо напугать.
Зрителя затягивает в пучину безумия вслед за неуравновешенной Джини, отрезающей головы живым цыплятам и фотографирующей человеческие трупы. Эстетика отвратительного, воспетая в фильме, навсегда врезается в память. Среди китайских хорроров «Анормальная красота» стала настоящим жанровым прорывом — настолько жестокого кино в стране ещё не снимали.
Бонус: лучшие азиатские хорроры последних лет
За последние несколько лет вышло мало достойных азиатских хорроров. Но даже среди однотипных ужастиков про зомби, паразитирующих на успехе «Поезда в Пусан», и шаблонных картин о призраках прошлого встречаются настоящие бриллианты, отдающие дань уважения фольклору и культурным традициям. Советуем обратить внимание на корейский хоррор-хит «Проклятие. Зов могилы» (Exhuma) 2024 года, побивший кассовый рекорд оскароносных «Паразитов» в домашнем прокате.
Фильм режиссёра Чана Джэ-хёна чутко исследует взаимосвязь традиционных верований и родовой травмы. По сюжету богатая корейская семья, много лет назад обосновавшаяся в США, сталкивается с проклятием, связанным с недовольством покойного прадеда. Спасти привилегированных эмигрантов от страшной участи вызывается модная шаманка из Сеула, которая настаивает на том, что необходимо раскопать могилу их родственника, а его останки — кремировать. Снять проклятие девушке помогают хозяин похоронного бюро и эксперт по фэн-шую, которые навлекают на себя гнев беспокойного духа. «Проклятие. Зов могилы» сплетают нюансы шаманских ритуалов с мрачным колоритом корейского фольклора, благодаря чему хоррор получается самобытным и захватывающим.

Заключение
Азиатские хорроры обладают самобытной атмосферой, построенной на суеверных страхах, народных преданиях и культурных особенностях конкретной страны. Японские, корейские, китайские и тайские фильмы ужасов дарят уникальный опыт просмотра, знакомя зрителя с национальным фольклором и пугая его нестандартным образом — с помощью параноидальной обстановки и леденящих душу легенд с трагическим концом. Азиатские хорроры часто используют истории о призраках, чтобы поговорить о социальных проблемах, почти всегда заканчиваются на обречённой ноте, а насилие показывают во всех подробностях.
FAQ
- Чем азиатские фильмы ужасов отличаются от американских?
- Азиатские ужасы отличаются беспросветной энергетикой, мистической метафоричностью и избегают экшена даже когда рассказывают о насилии. В умении изящно совмещать народные поверья о злых духах с изъянами общества хоррорам из Японии, Южной Кореи и Китая нет равных.
- Какие азиатские фильмы ужасов самые страшные?
- «Анормальная красота» и «Кинопроба» — фильмы не для слабонервных. Если хочется начать знакомство с азиатскими ужасами с чего-то менее шокирующего, советуем посмотреть мистические хорроры «Жажда» или «История двух сестёр».
- Есть ли новинки азиатских ужасов в 2025 году?
- В январе 2025 года вышел корейский хоррор об экзорцизме «Чёрные монахини».
- Можно ли найти азиатские хорроры с русской озвучкой?
- В стриминге Окко представлена классика азиатских ужасов в русскоязычной озвучке (доступны «Звонок, «Проклятие», «Исцеление»), а также современные хиты («Поезд в Пусан» и «Проклятие. Зов могилы»). «История двух сестёр» в русском дубляже доступна для просмотра на Wink и Иви.

