Лучшие аниме-опенинги по версии «Канобу» — Guilty Crown, Psycho-Pass, Noragami Aragoto и другие
Опенинги условно можно поделить на две составляющие: визуальную и музыкальную. На западе создатели сериалов, правда, чаще всего просто делают несложные нарезки из уже отснятых кадров и лицензируют трендовые треки. Но такие компании как HBO или Netflix вполне могут себе позволить сделать зрелищный видеоряд и записать узнаваемую музыку для него.
В Японии же титульные заставки снимают отдельно, время от времени привлекая известных режиссеров, которые специализируются на постановке опенингов и пропускают сюжет того или иного тайтла через собственную призму. Иногда получается крайне забавно. Чего только стоит опенинг вышедшего в этом году Yuru Camp, где главные герои летают в палатке с ракетной установкой!
Несмотря на усилия, которые прикладывают авторы, заставка может меняться несколько раз за сезон, чтобы держать зрителей в тонусе и не заставлять их смотреть на одни и те же кадры на протяжении 24 серий.
Noragami Aragoto
Никита Казимиров
Аниме-сериал «Норагами» тяжело назвать чем-то действительно выдающимся. История бога Ято, основанная на синтоизме, полна стандартного экшена и шаблонного юмора. Но вот с чем аниме однозначно повезло, так это с опенингами. В первом сезоне играла прекрасная Hello Sleepwalkers — Goya no Machiawase, но трек Kyouran Hey Kids от The Oral Cigarettes сумел превзойти и ее.
С музыкальной точки зрения он достаточно прост. На первом плане всегда звучит отчетливый барабанный ритм, напоминающий марш. На него накладываются гитарные рифы и искаженный голос вокалиста, часто переходящий от пения к речитативу и отдельным возгласам.
Главная прелесть песни заключается в ее припеве с постоянным повторением фразы «hey kids» и повышенными тонами музыкальных инструментов. Из-за этого трек моментально въедается в память и его можно переслушивать еще очень долго.
Он достаточно хорош, чтобы не отвлекаться на слишком обычный визуальный ряд открывающей заставки, в котором нет ничего примечательного, кроме контрастной цветовой палитры. А учитывая количество всевозможных кавер-версий, Kyouran Hey Kids точно понравилась многим.
Shokugeki no Souma
Дмитрий Кинский
У японцев хорошо получается эпично подавать самые банальные вещи, такие как готовку, например. Не секрет, что в Стране восходящего солнца настоящий культ еды. И в аниме ей всегда уделяют особое внимание, поэтому она всегда выглядит так аппетитно. А уж если этому посвящено целое аниме (и не один сезон!) — пиши пропало. Тут главное не затопить соседей снизу своими слюнями.
Взять хотя бы Shokugeki no Souma. Юкихира Сома поступает в элитную школу кулинарного искусства, чтобы превзойти своего отца на профессиональном поприще и доказать ему, что он — достойный повар.
Само собой, для этого нужно усердно трудиться, экспериментировать и сражаться с другими с другими поварами. Не в прямом смысле, конечно, а на кулинарных баттлах.
Опенинг тайтла мягко говоря необычный. В нем ОЧЕНЬ много еды. Планета Земля — и та оказалась в тарелке с супом! Картинка буквально пестрит едой. В ролике авторы сериала демонстрируют поединки Сомы с другими поварами, в том числе и с его отцом. В руках у каждого из них, разумеется, главное оружие любого уважающего себя кулинара — ножи, которыми они ловко нарезают продукты.
Чего лишний раз говорить? Просто посмотрите на это сами, но только не на голодный желудок!
Mekaku City Actors
Никита Казимиров
Kagerou Project — довольно интересный пример мультимедийной задумки. Началось все с нескольких Vocaloid-песен автора Shizen no Teki-P, которые настолько понравились людям, что разрослись до целой вселенной со своими персонажами и особенностями. Аниме Mekakucity Actors от студии Shaft и небезызвестного режиссера Акиюки Симбо, призванное объяснить сеттинг в более доступной форме, вышло в 2014 году. И нет ничего удивительного, что произведению со столь первоклассными музыкальными корнями достался отличный опенинг.
Песня Daze от MARiA (которую вы можете знать по Ambiguous из Kill la Kill) написана специально для аниме, потому ее задача заключается в том, чтобы сразу же зацепить зрителя и настроить его на нужную волну. И ей это удается с первых же аккордов и слов. Daze очень легкая и быстрая, голос вокалистки звучит в широком диапазоне. Находясь на стыке рока и попа, она быстро застревает в голове. Песня может стать отличным началом знакомство с творчеством Shizen no Teki-P, который в других композициях экспериментировал с оркестром и приглашал самых разных исполнителей.
Дополняется все броским визуальным рядом, знакомящим с персонажами и тизерящим основные сюжетные линии. Учитывая, что аниме в целом получилось больше похожим на длинный и красочный клип, чем на цельную историю, и опенинг вышел соответствующим.
Himouto! Umaru-chan
Дмитрий Кинский
Умару — ученица старшей школы, отличница, у которой много талантов, и просто заботливая сестра. По крайней мере, такой ее видят одноклассники. Но когда она возвращается домой, то превращается в маленький назойливый комок, укрытый пледиком, который часами лениво валяется перед телеком, играет в приставку, литрами пьет колу и донимает своего старшего брата капризами.
Двуличность Умару-тян и ее характер прекрасно отображены в опенинге за счет визуального ряда и резкой смены тональности и темпа музыки.
Особенно порадовали кадры из, конечно же, вымышленных видеоигр, которые показывают, насколько она привередливая и вредная молодая леди. Хотя можно было обойтись и без 3D-вставок, которые в контекст аниме не очень-то вписываются!
Заглавную тему Himouto! Umaru-chan, к слову, исполнила сэйю Айми Танака, которая озвучила в сериале Умару. А ее песня оказалась настолько популярна, что она иногда выступает с ней на различных тематических фестивалях!
Sayonara, Zetsubou-Sensei
Никита Казимиров
Завязка этого аниме от Shaft любопытна сама по себе. Учитель старших классов Нодзому Итосики постоянно впадает в отчаяние от несовершенство нашего мира и хочет повеситься. Но его раз за разом спасают ученики его класса, среди которых есть девочка-затворница, домохозяйка, нелегальная иммигрантка, иностранка, обвиняющая всех в сексуальных домогательствах, и прочие интересные личности.
Это максимально экспериментальный сериал, постоянно меняющий стиль повествования и рисунка, ссылающийся на поп-культуру, психологию и философию. И опенинги прекрасно вписываются в общую картину безумия.
Во-первых, их исполняют сами сэйю (актеры озвучки) аниме. И не сказать, что они превосходные певцы, зато конечное звучание уникально. Во-вторых, в песнях смешивается тяжелый рок, классическая оркестровая музыка, поп и даже временами рэп. Особенно хорошо это заметно в Kuusou Rumba из (Zoku) Sayonara, Zetsubou-Sensei. А тексты поднимают темы общественной несправедливости и участи людей-изгоев.
Постоянно мелькающие изображения во время опенингов, полные отсылок к другим аниме и японской культуре, усиливают ошеломляющий эффект, который открывающие заставки оказывают на зрителя. Потому завывания Хироси Камии запросто могут поселиться в вашем плейлисте.
K-ON!
Дмитрий Кинский
Если вы хотите расслабиться и ежесекундно умирать от умиления, то K-On! без всяких сомнений для вас. Название, которое переводится как «легкая музыка», очень хорошо отражает суть аниме — оно такое же легкое и беззаботное. В нем нет излишне острого сюжета или глубоких дилемм перед главными героями.
Авторы сериала об этом заявляют почти прямым текстом еще в опенинге, мол, у нас тут кроме девочек, которые играют поп-музыку, ходят в школу, пьют чай и решают самые обычные проблемы, ничего и нет. При этом у них получилось сделать заставку настолько ненавязчивой и в то же время значимой, что пропускать ее кажется преступлением.
Это как чаепитие главных героев — такой же важный обряд, который не хочется пропускать!
Осторожно! Возможна передозировка кавайностью! (Только взгляните на брови Муги!)
Guilty Crown
Никита Казимиров
Группа Supercell, основанная в 2007 году и в которой по большей части всем управляет музыкант и продюсер Ryo, получила известность благодаря Vocaloid-песням с Хацунэ Мику вроде World is Mine и Black Rock Shooter. В 2011 году к ней присоединилась 15-летняя вокалистка Koeda, которая и исполнила прекрасную песню My Dearest для аниме-сериала Guilty Crown.
К сожалению, про последний сказать особо и нечего. Это красивая внешне, но совершенно пустая внутри копия Code Geass. Зато она подарила нам вымышленную группу EGOIST, которая якобы и исполнила опенинг.
В нем вокалистка на очень высоких нотах поет о безграничной любви к главному герою под музыкальный аккомпанемент из пронзительного оркестра. Накал повышается все вступление и куплет, чтобы в припеве окончательно разорвать слушателя.
Ролик не столь примечателен, в нем все мельтешит и сверкает, но главным его украшением становится героиня аниме Инори. И пускай как аниме Guilty Crown — насквозь вторичное произведение, но уже за одно появление EGOIST, которую можно услышать еще и в закрывающих композициях Psycho-Pass, оно заслуживает уважения
Psycho-Pass
Дмитрий Кинский
Посмотрите на обложку ролика ниже. Это лицо человека, который только что узнал, что вы не смотрели Psycho-Pass. А авторы аниме-сериала, между прочим, вложили в него немало сил. Вам должно быть стыдно. Закрывайте заметку и вперед знакомиться с тайтлом. Ладно, шучу. Или нет?
Японская студия Production I.G, ответственная за фильм Evangelion: Death and Rebirth и продолжение Ghost in the Shell, сильно запарилась на опенинге хотя бы потому, что для работы над ним пригласила сразу двух именитых специалистов. Его раскадровкой и режиссурой, например, занималась Саё Ямомото. Кто это такая?
Если вам вдруг показалось, что титульная заставка по стилистике напоминает опенинг из знаменитого Cowboy Bepop, это неспроста. И речь вовсе не о плагиате.
Прежде Ямомото училась у Синъитиро Ватанабэ, автора того самого космического вестерна. В ее работах четка наблюдается рука режиссера.
А еще она работала над Death Note, Yuri on Ice, Attack on Titan и Persona 5.
Отдельного упоминания заслуживает и Тору Китадзима, который вместе со своей группой Ling Tosite Sigure исполнил песню Abnormalize, которая с первых же секунд задает нужный тон. Смесь прогрессив-рока, пост-хардкора и инди идеально подошла для антиутопичного киберпанкового сеттинга аниме. Его главная тема уже много лет не покидает мой плейлист.
Ergo Proxy
Никита Казимиров
Ergo Proxy формально считается киберпанком, но я бы скорее назвал это аниме постмодернистским дорожным приключением, в котором форма и подача преобладают над смыслом. Это нисколько не делает его хуже, но вот воспринимается оно совершенно иначе, нежели какой-нибудь «Призрак в доспехах», в котором тоже поднимались важные философские темы. Путешествие Рил и Винсента стопроцентно станет одним из самых неординарных сюжетов, с котором вы когда-либо сталкивались.
Неординарному аниме — неординарный опенинг. Трек Kiri от Monoral даже исполнен на английском языке, что в японской анимации случается не так часто. Ироничный факт: пускай формально группа и считается японской, но вокалист вырос в Европе, а гитарист — наполовину американец, так что ее творчество абсолютно отличается от стандартного J-rock и выступает скорее на территории граунжа и пост-граунжа. Опенинг получился настолько нетипичным, что случайный слушатель может и не догадаться, для чего его использовали первоначально.
Параллельно в заставке на зрителя вываливают огромное количество надписей на разных языках, символов, метафор и персонажей, глубоким взглядом смотрящих в никуда.
Steins; Gate Zero
Дмитрий Кинский
Steins; Gate Zero — второй сезон «Врат; Штейна», сюжет которого разворачивается на мировой линии «бета», где главный герой Окабэ Ринтаро не смог спасти свою любимую во время путешествия во времени, из-за чего впал в депрессию. Другими словами, сюжет развивается в «плохой» параллельной вселенной.
Это очень контрастирует с тональностью первого сезона, в котором сериал больше походил на смесь повседневности с элементами фантастики. И авторам аниме удалось передать эту атмосферу в новом опенинге, иначе обыграв значимые сцены из оригинала и сделав акцент на утрате Ринтаро.
Главную музыкальную тему вновь исполнила японская певица Канако Ито, но на этот раз ее песня звучит более органично и хорошо подчеркивает общее настроение аниме одним лишь своим звучанием. Текст трогает за душу, а после слов «I can fly high» появляется надежда, что все будет хорошо.
Ano shunkan ano bamen ga kimi ni totte tokubetsu nara Kako wa hanarete yuku mono nanka ja naku te Kizutsuku koto no itami yori daiji na scene sono subete no Hikari ga ima zero wo umu.
Если этот момент или место для тебя особенны, Это часть прошлого, которую не стоит отпускать. Сцены важнее боли, от которой я страдаю, но Их свет теперь равен нулю.