02 октября 2012Игры
Обновлено 06.01.2016

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - изображение обложка

25 лет назад в американских аркадных залах появилась Double Dragon – игра, которая вывела жанр beat ‘em up на ключевые позиции игровой индустрии и привлекла миллионы людей к глупым, но чрезвычайно зрелищным экшенам, в которых герои колотили руками и подручными предметами уличную шпану. «Канобу» рассказывает, как один японский хулиган изменил мир аркадных игр, и вспоминает историю жанра от его зарождения и расцвета до падения популярности в середине 90-х и новых представителей beat ‘em up в 2000-х.

1984–1988. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖАНРА
Драки появились в видеоиграх еще в 1976 в Heavyweight Champ от Sega, но современные очертания жанр стал обретать только спустя восемь лет, в японских играх для аркадных автоматов.

1984
Kung-Fu Master
Кто: Irem

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 1

Irem выпускает Kung-Fu Master – условно говоря, «прото-битэмап». По современным меркам, играть в такое нельзя, но проект набросал основы того, что впоследствии станет важным аркадным жанром. Хотя герой и двигался исключительно влево-вправо, а враги вырубались с одного пинка, Kung-Fu Master ввел в аркадные залы саму идею игр, в которых герой отбивался от превосходящего количества врагов.

Что нового: Концепция «герой сражается с множеством врагов собственными руками и ногами».

1986
_Renegade (Nekketsu Kouha Kunio-kun)
Кто: Technos Japan Corp.
_

Когда гейм-дизайнер Йосихиса Кисимото переходил из Data East в Technos Japan Corp., новый работодатель хотел, чтобы он занимался разработкой игр для лазердисков (вроде популярной Dragon’s Lair). Но Кисимото предложил компании другую игру: аркадный скроллер, в котором ученик японской школы дрался с другими дерзкими студентами и уличными хулиганами. Так появилась Nekketsu Kouha Kunio-kun, а вместе с ней – жанр beat ‘em up в его современном понимании и чрезвычайно популярный в Японии герой Кунио-кун. Основой для персонажа стал сам Кисимото – в школе он был известным задирой.

Естественно, игра про разборки японских школьников не стала бы популярной в США, особенно в середине 80-х. Поэтому Technos адаптировали графику Nekketsu Kouha Kunio-kun для западного пользователя: в Renegade студенты-каратисты сменились уличными бандами, а японский антураж – стилистикой фильма «Воины» 1979 года.

Что нового: Renegade (Nekketsu Kouha Kunio-kun) ввела в жанр все ключевые элементы: сражения с несколькими врагами одновременно, движение в изометрическом пространстве, здоровье у оппонентов, захваты, броски, удары по лежачим врагам и битвы с боссами в конце уровней.

1987
_Double Dragon
Кто: Technos Japan Corp.
_

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 2

После успеха Nekketsu Kouha Kunio-kun Кисимото начал работать над прямым сиквелом игры, но руководство Technos попросило его придумать концепцию, которая была бы сразу интересна западной публике и подразумевала возможность кооперативного прохождения игры. Кисимото создал Double Dragon, где два боевых брата колотили разных безумцев в постапокалиптической Америке – на этот раз вдохновение черпалось из «Безумного Макса». Игра моментально стала хитом аркадных залов. Если Renegade еще казался случайным успехом, то после Double Dragon разработчики стали отчетливо понимать, что людям нужны подобные игры. Сама Double Dragon породит два аркадных продолжения – Revenge (1988) и The Rosetta Stone (1990)

Что нового: Режим игры для двух игроков, первые культовые герои (Билли Ли и Джимми Ли) и первый культовый босс (Абобо). Double Dragon довел дело Renegade до конца – все последующие игры жанра будут брать за основу именно «драконов».

1989–1993. ЗАХВАТ АРКАДНЫХ ЗАЛОВ
Beat ‘em up распространяется по аркадным залам, а впоследствии и по домашним консолям. Своя серия есть у каждого большого издателя, а сами игры становятся сложнее и разнообразнее.

1989
_Golden Axe
Кто: Sega
_

Sega выпускает Golden Axe и моментально находит свою нишу в стремительно набирающем популярность жанре – все благодаря нестандартному фентези-сеттингу с отсылками к «Конану-варвару».

Что нового: Герои отличаются друг от друга не только цветом, но и боевым стилем.

1989
Final Fight
Кто: Capcom

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 3

На сцену выходит Capcom: увидев успех Double Dragon II: The Revenge, компания быстро переделывает Street Fighter ‘89 в beat ‘em up под названием Final Fight. Technos моментально скрывается на второй план – с этого момента на аркадных автоматах жанром заправляет Capcom.

Что нового: У врагов появились имена и полоски здоровья.

1989
River City Ransom
Кто: Technos Japan Corp.

С расцветом популярности NES («Денди») Technos начинает делать «домашние» beat ‘em up – гораздо более продолжительные, глубокие и сюжетные. River City Ransom (в Японии – Downtown Nekketsu Monogatari, вторая часть приключений Кунио-куна) во многом опередила свое время: это beat ‘em up с открытым миром (sandbox на «Денди»!), ролевыми элементами (игрок сам выбирал новые движения героя) и невероятно веселыми драками (здесь можно надеть мусорный бак на голову врагу, после чего залезть на автомобильную шину, разогнаться и двинуть оппоненту по голове ударом ногой в прыжке). К сожалению, в США игру не заметили, и прямого продолжения мы не увидели до сих пор. Но в 2004 году на Game Boy Advance вышел ремейк оригинала – River City Ransom EX, а до конца года в Японии появится Nekketsu Kouha Kunio-Kun Special – ремейк первой игры про Кунио-куна в стилистике River City Ransom.

Что нового: Открытый мир, развитие героев. Игра прошла мимо игроков, но серьезно повлияла на разработчиков – почти все «ролевые» beat ‘em up выросли из River City Ransom.

1989
Teenage Mutant Ninja Turtles
Кто: Konami

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 4

К концу 80-х жанр набрал достаточный вес, чтобы привлекать к себе имена из мира кино и комиксов. Konami выпустила аркадную игру по «Черепашкам-ниндзя» – простой по своей механике beat ‘em up, который впоследствии стал популярным на домашних приставках благодаря известным героям и разнообразию уровней.

Что нового: Режим игры для четырех игроков в аркадной версии.

1991-1993
_Capcom занимает аркадные залы
Captain Commando, King of Dragons, Knights of the Rounds, The Punisher, Cadillacs and Dinosaurs, Dungeons & Dragons: Tower of Doom
_

В начале 90-х Capcom выпускала один beat ‘em up за другим. Некоторые игры были оригинальными (Captain Commando), другие создавались по комиксовым лицензиям (The Punisher и Cadillacs and Dinosaurs), третьи конкурировали с Golden Axe в мире фентези (King of Dragons, Knights of the Round и Dungeons & Dragons: Tower of Doom). Capcom ни разу не промахнулась – все игры оказались аркадными хитами лучшего сорта. Сомнений в том, что Capcom лучше всех понимает, как делается хороший beat ‘em up, не возникало ни у кого.

1991
Streets of Rage
Кто: Sega

Ввиду оккупации аркадных залов играми от Capcom, Sega концентрируется на своей домашней консоли Mega Drive, где запускает серию Streets of Rage. Если первая часть еще казалась наглым, но безыдейным клоном Final Fight, то уже в сиквеле Sega спокойно задавила своего конкурента качеством. У Streets of Rage 2 (1992) была отличная графика, культовый саундтрек и продвинутая боевая система. Серия стала ключевым именем 16-битной консольной эры.

1992
Super Double Dragon
Кто: Technos Japan Corp.

Весьма непримечательная Super Double Dragon оказывается четвертой и последней частью серии в ее классическом понимании: после нее права на торговую марку отойдут сторонним разработчикам, а пятая часть станет файтингом. Super Double Dragon выходит исключительно на Super Nintendo и минует аркадные автоматы – там Capcom выпускает Street Fighter 2, и соревновательные файтинги начинают переманивать публику к себе.

Что нового: Продвинутая система захватов: чтобы захватить врага, игроку необходимо сперва вовремя блокировать его удар, и уже после этого совершать броски и удары локтями и коленями.

1993
Battletoads & Double Dragon
Кто: Rare

Первый кроссовер в beat ‘em up: братья Билли Ли и Джимми Ли помогают боевым жабам в очередной раз колотить Черную Королеву. Игра следует механике Battletoads – множество аркадных элементов, боевая система меняется от уровня к уровню, периодически случаются поездки на летающих байках и космических кораблях.

1994-1997. ЗАКАТ BEAT ‘EM UP
В beat ‘em up остро чувствуется нехватка новых идей: жанр живет исключительно на домашних консолях, где разработчики доводят его до идеала. PlayStation и Nintendo 64 обходят жанр стороной – новое поколение приставок открыло игрокам новые жанры. В аркадных залах, тем временем, окончательно воцаряются файтинги.

1994
Shin Nekketsu Kouha – Kunio-tachi no Banka
Кто: Technos Japan Corp.

Выходит последняя часть приключений Кунио-куна – очень злой beat ‘em up, первая же драка которого происходит в тюремной камере. К этому времени Technos окончательно отходит от идеологии аркадных автоматов: игра весьма продолжительна и пестрит диалогами, которые скорее характерны японским ролевым играм – в отличие от тех же Final Fight и Streets of Rage, Kunio-tachi no Banka в один присест не пройти. К сожалению, игра вышла только в Японии, но у нас есть эмуляция и русские ромхакеры: в 2003 году некто ВОВАН (исключительно заглавными буквами) перевел Kunio-tachi no Banka на русский язык.

Что нового: Смерть аркадных элементов: в игре нет системы набора очков и разделения на уровни. Продолжительность игры потребовала введения системы паролей.

1994-1995
Streets of Rage 3 и Final Fight 3
Кто: Sega и Capcom

Последние номерные части Streets of Rage и Final Fight наглядно показывают, как тесно стало жанру в рамках 16-битного поколения: улучшать графику некуда, боевые системы доведены до идеала, а сюжетные линии стали ветвиться – впрочем, как и концовки. Третьи части Streets of Rage и Final Fight – образцовые представители жанра и, к сожалению, его ограничений.

Что нового: Многочисленные пути прохождения уровней и такие же многочисленные концовки – в той же Streets of Rage 3 их было четыре.

1996
Guardian Heroes
Кто: Sega

Sega и Treasure ставят точку в фентези-сеттингах: Guardian Heroes позволяет напрямую прокачивать героя, словно в какой-нибудь Diablo, а визуально игра спорит с лучшими двухмерными файтингами своей эпохи. Тем не менее, Guardian Heroes осталась малоизвестным проектом – виной тому ее выход на провальной Sega Saturn.

1997
Fighting Force
Кто: Core Design

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 5

Рабочим названием Fightning Force было Streets of Rage 4 – изначально Core Design делали продолжение серии эксклюзивно для Sega Saturn. Впоследствии Core решила, что игру стоит разрабатывать для нескольких платформ сразу, а Sega – что имя Streets of Rage никогда не появится на конкурирующих консолях. Так великая серия избавилась от трехмерного уродца, который доказал, что жанру не нужно третье измерение – особенно в исполнении первой PlayStation.

После Fighting Force beat ‘em up в классическом понимании навсегда уходит из игровой индустрии, но следующие поколения консолей вспоминают о его наследии.

2001-2012. НОВЫЕ ФОРМЫ
PlayStation 2 оживляет забытый жанр – правда, теперь beat ‘em up становится не основообразующей частью игр, а только частью игровой механики. Кооперативный режим пропадает из больших проектов, но к концу десятилетия о нем вспоминают старомодные скачиваемые игры для XBLA и PSN.

2001-2006
_Devil May Cry, Viewtiful Joe, God Hand, Final Fight: Streetwise
Кто: Capcom
_

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 6

Capcom запускает Devil May Cry, первую часть приключений охотника за демонами Данте. От деревянных болванчиков предыдущего поколения консолей не осталось и следа – Данте весьма убедительно размахивал мечом, стрелял с двух рук (в упор) и пинал монстров сапогом. Игры, подобные Devil May Cry, стали проходить по категории action-adventure – beat ‘em up был в них всего лишь элементом игровой механики.

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 7

В 2003 году Capcom выпустила эпилептический боевой платформер Viewtiful Joe, а в 2006-м – God Hand, герой которой владел более, чем 100 приемами. Оба проекта провалились в продаже, а разработчик (Clover Studio) закрыт вскоре после релиза God Hand.

Еще в 2006 году Capcom попыталась возродить Final Fight в виде Streetwise. В результате получилась одна из худших игр года, неудачная попытка возрождения серии из позапрошлого поколения.

2005-2007
God of War, Heavenly Sword
Кто: Sony

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 8

Sony выпускает God of War – кровавую резню про олимпийских богов и безумного спартанца Кратоса, который их впоследствии потрошил. Игра стала одним из лучших экшенов для PlayStation 2 и дала старт популярной серии. В 2007-м Sony и Ninja Theory попытались повторить успех вместе с Heavenly Sword – игра получила хорошую прессу, но производство сиквела оказалось слишком дорогим. Сейчас Ninja Theory работает над новой Devil May Cry.

2008-2012
_Castle Crashers, Scott Pilgrim vs. The World, Shank, Double Dragon Neon
_

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 9

И если большая индустрия навсегда забыла об аркадных корнях beat ‘em up, то скачиваемые игры для XBLA и PSN всегда готовы вернуть жанр к его классической форме.

Волна началась в 2008 году вместе с релизом Castle Crashers – игра смешала в себе элементы River City Ransom, Teenage Mutant Ninja Turtles и Guardian Heroes и оказалась в числе лучших скачиваемых игр в XBLA. Спустя два года вышел хаотичный «Скотт Пилигрим», полностью построенный на отсылках к восьмибитным хитам – монетки из врагов вылетали точь-в-точь как в River City Ransom. Shank (2010) отказалась от онлайновой свалки в пользу продуманной боевой системы – в ней чуть ли не самые зрелищные бои среди двухмерных игр.

Ломай их полностью: эволюция жанра beat ‘em up - фото 10

А в сентябре WayForward и Majesco подвели черту под 25-летней историей жанра и под присмотром того самого Йосихисы Кисимото выпустили Double Dragon Neon – правильное переосмысление аркадной классики 1987 года, возвращение жанра к его основам. За десятками отсылок к 80-м игра таит главное: мысль о том, что бить руками и ногами все, что движется – это очень весело.

Текст: Егор Антоненков

Комментарии 96
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Dj Vatson
Dj Vatson
Вы блин со всем обленились.Раньше хоть видио делали а теперь только пишут.Куда канобу катится?