Life is Strange 2 — абсурдный сиквел, за который стыдно. Мнение
Я искренне верил, что второй сезон оправится. Если Сергей Цилюрик подвел черту под новой частью еще на старте, то я долго не терял надежду, а первый эпизод так и вовсе мне понравился. После выхода второго меня начали терзать сомнения. В третьем я игру возненавидел, а в четвертом — оскорбился, так как Dontnod просто-напросто начали плевать фанатам в лица. Финал же не вызвал у меня никаких эмоций — я уже был на стадии принятия и понимал, что передо мной просто плохая игра от зазнавшихся разработчиков.
В 2015 году Dontnod выстрелила мощным интерактивным кино, которое было идеально практически во всем. Первый сезон — это типичный подростковый инди-фильм: наивный, с привлекательными героями и трагикомедийным сюжетом. Бонус: детектив и эффект бабочки, которые делали сюжет еще острее. Но больше всего Life is Strange привлекала социальными темами — осторожно и ненавязчиво преподнесенными. Тогда Dontnod еще боялась спугнуть игроков своим ультралиберализмом.
Это сделало из Life is Strange грамотную притчу о буллинге, шейминге, шутинге и прочих феноменах, актуальных в современной школьной жизни.
Еще по теме:
То, что эти темы игроки приняли тепло, настолько воодушевило Dontnod, что разработчики перестали играть с полутонами и начали перебарщивать. Знаете, как если похвалить маленького ребенка за хорошее проговаривание буквы «Р», и он начнет еще более отчетливо и выразительно произносить ее в каждом слове, местами доводя до абсурда.
Похожим занялась Dontnod после успеха Life is Strange — стала коверкать собственную вселенную, превращая ее в парад абсурдных ситуаций, мотиваций и твистов. Точнее, сначала этим занялась Deck Nine в приквеле Life is Strange: Before the Storm , раздув из в меру интимного и романтичного ЛГБТ-сюжета целую фанфик-эпопею.
Life is Strange 2 — это откровенно навязчивая, нелогичная и скучная социальная реклама, в которую просто неприятно играть. Это не история о двух братьях, семье и теплых отношениях. Скорее жирный интерактивный баннер, кричащий «Трамп — тиран, белые — расисты, латиноамериканцы — страдальцы». И ладно, если бы эти темы подавались в серых тонах, — проблемы расизма и угнетения действительно актуальны и на них стоит обращать внимание.
Однако второй сезон — это черно-белая сказка, инфантильный детский рассказ о двух школьниках, до которых всем вокруг почему-то есть дело, а каждому встречному так и хочется их дискриминрировать по расовому признаку, если не прикончить.
Конечно, я не знаю лично, как обстоят дела в США, — может, Dontnod действительно показывают чью-то реальность такой, какая она есть на самом деле. И все же со стороны это выглядит как попытка достучаться, скорее, до детей школьного возраста: главного героя должны три раза избить нацисты, чтобы игрок понял, что это неправильно.
Примерно то же происходит и с другими социальными темами — вроде конверсионной терапии, преследования ЛГБТ-пар и отшельнической жизни. Life is Strange 2 прямым текстом говорит, что «правильно» живут лишь квиры и прочие неординарные личности — например, хичхайкеры или те, кто отказался от благ цивилизации и живет посреди пустыни. За все пять эпизодов положительных белых персонажей можно посчитать по пальцам одной руки: это блоггер-гонзо-журналист, дальнобойщик, пара родственников главных героев по маминой линии и мальчик Крис (тот самый Капитан Призрак из спин-оффа).
И в этом плане Life is Strange 2 оскорбителен: в пятом эпизоде главный герой произносит фразу «Не обобщайте!» в ответ нацистам, которые только что смешали его расу с грязью. В то же время игра сама сводит практически всех белых персонажей под одну гребенку, рисуя эдакое антиутопическое общество, в которое ненароком попали два ребенка. Из-за чего вместо поучительной и серьезной истории мы получили наивную фантазию, сюжет которой взят прямиком из коммента обиженного твиттерского.
Life is Strange 2 могла бы стать хорошей игрой, если бы Dontnod следовала своему изначальному курсу и продолжила делать акцент на драматичности, а не лезла в политику. Но разработчики захотели зацепиться за инфошум: предать атмосферность и интимность в угоду важного высказывания. Только если для создания ламповости достаточно включить мелодичный инди-трек и показать красивый пейзаж (в чем Dontnod мастера), то качественно преподнести рекламу гораздо сложнее — это требует деликатности. А иначе все обернется криком в пустоту, в худшем случае — желтушным потаканием повестке. Чем и стала Life is Strange 2.