19 марта 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Личность и индустрия

Вчера стало известно, что исполнительный директор Electronic Arts Джон Риччитьелло покинет свой пост 30 марта. В качестве причины своей отставки Риччитьелло назвал финансовые неудачи Electronic Arts в текущем финансовом году. Он отметил, что доходы компании оказались ниже, чем планировалось, и признал, что полностью несет за это ответственность. В настоящее время EA начала поиск нового кандидата на должность исполнительного директора компании, а до его назначения эту роль будет исполнять Ларри Пробст, который был главой компании с 1991 по 2007 год.
Вчера стало известно, что исполнительный директор Electronic Arts Джон Риччитьелло покинет свой пост 30 марта. В качестве причины своей отставки Риччитьелло назвал финансовые неудачи Electronic Arts в текущем финансовом году. Он отметил, что доходы компании оказались ниже, чем планировалось, и признал, что полностью несет за это ответственность. В настоящее время EA начала поиск нового кандидата на должность исполнительного директора компании, а до его назначения эту роль будет исполнять Ларри Пробст, который был главой компании с 1991 по 2007 год.

Итак, сегодняшняя тема - изменения в ЕА. Кто-то пишет, что это “перемена эпохи”, кто-то анализирует выросшие котировки акций, а я бы посмотрел на это событие по-другому: через призму “личность и индустрия”.

Кто такой Джон Кармак лет десять назад? Это id Software, это своя культура разработки и ведения бизнеса (десятичасовые рабочие дни, спортивные машины и распределение акций среди всех ведущих членов команды). Что такое Джон Кармак сегодня? Это просто хороший парень в составе «фермы» под флагом Bethesda/Zenimax, и каким бы он ни был хорошим сам по себе, он больше не определяет единолично успех или провал нового проекта, над которым он работает. Его играет свита - свита из маркетологов, издателей, финансистов, со-продюсеров и т.д. и т.п. А кто такой Бобби Котик? Вчера казалось, что это злой тролль, который пришёл в индустрию, чтобы выжать из неё все творческие соки и поставить на поток производство Call of Duty каждой осенью. А сегодня оказалось, что от самого Бобби мало что зависит, в плане успеха или провала индивидуальных игр: какие-то проекты он упустил, и они расцвели в портфелях других компаний (так же как и ведущие сотрудники), какие-то, наоборот, состоялись исключительно благодаря тому, что Бобби убил всё незначительное и “лучшие люди королевства” собрались вместе, чтобы превратить оставшиеся игры во что-то особенное. Бобби определяет политику, ключевых людей. Бобби определяет то, кто, как и когда смотрит на новые проекты. Но даже если Бобби сегодня напишет заявление об уходе с позиции СЕО, ещё года 2-3 уже построенная машина будет выдавать вполне нормальный результат.

Или вот, например, некто по фамилии Зельник. Я не знаю, знакома вам эта фамилия или нет, но это главный (СЕО) в Take-Two. Зельник в своё время отбился от агрессивного поглощения со стороны ЕА - и это, пожалуй, редкий случай, когда можно сказать - вот она, настоящая работа СЕО миллиардной корпорации, бороться с вот такими вот форс-мажорами. Другой пример - проблемы с Hot Coffee, когда компанию приложил, пожалуй, каждый, кто проходил мимо. Однако за пределами подобных бурь, кто определяет успех или провал Take-Two как разработчика и издателя? Команда. Решение сделать Civ V так, как она была сделана, и выкатить дюжину DLC - это решение коллективное. Решение отодвинуть XCOM-action и выпустить пошаговый проект - это также коллектив. Точно так же как и решение поменять политику работы компании в Европе (после анализа последних трёх лет): сам Зельник в ручном режиме ничего изменять не будет. Просто где-то как-то собрался комитет по стратегическому планированию, посмотрел на результаты работы по определённым рынкам и сказал: fuck this shit!* (* - “нам не нравится!” (англ.)), и вот закрутилось колесо перемен.

Словно курица без головы, игровой «Дисней» носится по рынку, рассказывая о планах делать игры для РС - нет, только для консолей - нет, только ММО - нет, только социальные - нет, не знаем какие, но явно другие - и никого из инвесторов на самом деле это не смущает, потому что «в целом» у компании дела идут хорошо, компания - крупная, бизнес - растёт, и если сегодня он растёт здесь - то завтра вырастет там, и нечего и беспокоиться.

Наконец, последний пример роли личности в игровой индустрии - это компания Disney. На глобальном уровне СЕО компании - это такая британская королева. Нужен, чтобы встречаться с Обамой, открывать новые парки и целовать в щёчки детей (перед камерами). Ну и ещё нужен, чтобы раз в три года крутить головы инвесторам очередной “новой стратегией успеха”. В остальном рынкам, особенно игровому - по фигу, какая там фамилия сегодня сидит на троне. У игрового «Диснея» с начала 2000-х - глубокий командный кризис. То отдали лицензию на “Немо” и проч. фильмы в THQ - то отобрали. То давайте делать хардкорный TUROK - то не надо, давайте лучше студию закроем. То давайте «Пиратов Online» - а то в топку их. То давайте работать с Travellers Tales по «Нарнии» - а то давайте и фильмы больше не делать, и игры не делать тоже, а студию пусть Warner покупает, у них полно арабских инвесторов с бездонными (на тот момент) карманами. Словно курица без головы, игровой «Дисней» носится по рынку, рассказывая о планах делать игры для РС - нет, только для консолей - нет, только ММО - нет, только социальные - нет, не знаем какие, но явно другие - и никого из инвесторов на самом деле это не смущает, потому что «в целом» у компании дела идут хорошо, компания - крупная, бизнес - растёт, и если сегодня он растёт здесь - то завтра вырастет там, и нечего и беспокоиться.

Игры - тема непростая. Киноиндустрия - попроще, а и тут вон смотрите как колбасит: то Disney покупает Miramax, то основатели последнего уходят и Disney лейбл закрывает, а ушедшие собирают денег под новую студию (Weinstein), которая после открытия чуть не вылетает в трубу - несмотря на гениальный состав топ-менеджмента. Попробовали бы они сделать то же самое с игровой студией, вот бы мы с вами посмеялись. А если в киноиндустрии роль одной личности на больших объёмах стирается, то что говорить про игровые проекты?

Те, кто пользуются системой Origin, знают, что она - сырая и глючная, и это продолжается уже много лет подряд, однако бегемот настолько жирный, что никакие пинки через его толстую жопу до крошечного мозга уже не доходят, и он продолжает сидеть на углях, недоумевая, а чего этот постоянно воняет какой-то палёной шерстью?

ЕА на сегодня стала заложником собственного размера - как, подозреваю, является заложником и такая компания как Ubisoft (следите за новостями). При таком как у ЕА размере в компании появляется прослойка менеджеров, у которых собственные политические интересы становятся важнее интересов компании, и вместо борьбы за развитие начинается борьба за выживание. В компании вроде Valve есть лидер (Гейб) и группа единомышленников, которые способны собраться в одной комнате - и поменять собственное решение, если оно не очень-то и работает. А в компании вроде ЕА в одну комнату загнать всех принимающих решения невозможно в принципе, в то время как ответственность за происходящее размазана тонким слоем масла по всему интернациональному бутерброду. Те, кто пользуются системой Origin, знают, что она - сырая и глючная, и это продолжается уже много лет подряд, однако бегемот настолько жирный, что никакие пинки через его толстую жопу до крошечного мозга уже не доходят, и он продолжает сидеть на углях, недоумевая, а чего этот постоянно воняет какой-то палёной шерстью?

Безусловно, в ЕА есть крайне удачные решения. И безусловно, проблема компании на сегодня не в том, что из 10 решений 7 были «не очень», а надо было бы наоборот - чтобы 7 были «супер», а остальное как придётся. Проблема ЕА на сегодня в том, что, как курия потихоньку сожрала римскую католическую церковь, так и бюрократия и политиканство потихоньку заблокировали эффективный (когда-то) издательский организм компании. Ушедший вчера Джон не мог в одиночку побороть эту проблему, потому что проблема системная, проблема глубокая и её не решить одним ходом: вроде как все эти морды в костюмах и ничего, каждый по отдельности, однако вместе это - стадо баранов, имеющих друг друга и весь рынок в гриву. И Джон сделал то же самое, что незадолго до него сделал Папа Римский: он принёс в жертву себя самого, чтобы сделать глубокие изменения в управлении неизбежными. Чтобы на его место позвали какую-то новую метлу, которая бы даже не рассматривала вариант «сохраним статус кво», а которая без вариантов начнёт работу с переоценки ключевых членов команды и перестановки самых важных кадров.  Грубо говоря, представьте, что у нас в России волей случая президентом поставили некоего товарища Волкова, и он после года попытки очистить страну от коррупции и прочих напастей понял, что ни МВД не получится реформировать, ни Думу переформировать: что ни день - то все такие вокруг милые и мягкие и дружелюбные, однако по ночам, черти, воруют. И вот этот самый гипотетический президент Волков и говорит: знаете что - а давайте-ка я уйду в отставку? И пусть на моё место придёт кто-то новый, у которого не будет истории взаимоотношений с министром А или директором ведомства Б, и пусть этот новый возьмёт да и соберёт всех на совещание, на скажет: ребята, у нас одна задача - чтобы стране лучше стало, кто не спрятался - я не виноват, никакими обещаниями я ни перед кем не скован, так что будьте готовы, если что, из своих кабинетов по моему звонку свалить.

Грубо говоря, представьте, что у нас в России волей случая президентом поставили некоего товарища Волкова, и он после года попытки очистить страну от коррупции и прочих напастей понял, что ни МВД не получится реформировать, ни Думу переформировать: что ни день - то все такие вокруг милые и мягкие и дружелюбные, однако по ночам, черти, воруют.

И в заключение ещё немного про Джона и ЕА: Джон - богатый парень. За время работы в ЕА он заработал вполне себе состояние, не говоря уже про его фонд Elevation (на пару с Боно из U2). Все, кто лично с Джоном общались, говорят, что он - вполне себе «хороший парень». По условиям контракта с ЕА, Джон по увольнению получит неслабое выходное пособие. И вот поставьте себя на его место: чего он сейчас хочет, когда он и так богат и многими уважаем и любим - потратить ещё три года своей жизни на борьбу с грёбаной курией, которая не даёт развернуть компанию лицом к рынку? Или на то, чтобы войти в «Зал славы игровой индустрии» и продолжить вкладывать деньги как частный инвестор - в небольшие компании с понятной стратегией и нулевой бюрократией, которые вполне могут стать его новым успехом - уже как независимого инвестора? Как-то так, думаю, он и принимал своё решение. Какой бы он ни был личностью, системные проблемы решаются системно, для чего ему нужен был бы коллектив из 10-20 опытных профессионалов, способных вместе с ним поставить ЕА с головы обратно на ноги. И у него, вероятно, такого коллектива под рукой просто не оказалось - так что он нажал на EJECT и сейчас, как и все мы, игроки, надеется, что новый СЕО компании как раз такой коллектив с собой и приведёт.

Текст: Сергей Климов

Комментарии 91
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
sa2rn
sa2rn
Нагадил и свалил - красавчег))