Кино
Обновлено 27.10.2025

Лето в неоне: почему «Трон: Арес» лучше, чем о нём говорят

Джаред Лето в фильме «Трон: Арес», кадр: Walt Disney Pictures
Джаред Лето в фильме «Трон: Арес», кадр: Walt Disney Pictures

Когда Disney анонсировали возвращение во вселенную «Трона» спустя пятнадцать лет после «Наследия», ожидались красивая неоновая картинка, предсказуемый сюжет и Джаред Лето в роли Джареда Лето. Но «Трон: Арес» удивил. Не новым словом в жанре, а тем, что умудрился вдохнуть жизнь в казалось бы заезженные темы искусственного интеллекта. А ещё фильм неожиданно напомнил «Универсального солдата».

Страна: США

Жанр: фантастический боевик

Время: 1 час 59 минут

Режиссёр: Йоаким Рённинг

Сценарий: Дэвид ДиДжилио, Джесси Вигутоу, Стивен Лисбергер, Бонни МакБерд

В ролях: Джаред Лето, Грета Ли, Эван Питерс, Джефф Бриджес, Джиллиан Андерсон, Камерон Монахэн, Джоди Тёрнер-Смит

Премьера: 9 октября 2025 (мир)

Рейтинг: 16+

Оценка: IMDb — 6.7 / Кинопоиск — 6.6 / Letterboxd — 2.8

Технологии шагнули так далеко, что цифровые объекты можно буквально печатать в реальности с помощью 3D-принтера лазера. Джулиан Диллинджер (Эван Питерс) — внук того самого злодея из оригинального «Трона» — возглавляет корпорацию Dillinger Systems и мечтает продавать военным идеальных солдат, которых можно материализовать из воздуха.

На показательной презентации перед делегацией американских генералов Джулиан демонстрирует чудо-технологию: по щелчку пальцев появляется вездеход, из которого выходит Арес (Джаред Лето) — его главное творение, программа-солдат. И тут происходит первый сбой: Арес слышит дождь за окном, и что-то внутри его кода ломается. Это не баг — это пробуждение. Но есть нюанс: любой материализованный объект существует в реальности всего 29 минут, после чего рассыпается в пыль. Чтобы снять это ограничение, нужен так называемый «код постоянства», который Джулиан намерен заполучить любой ценой.

Вот здесь и начинается самое интересное. Арес покидает цифровой мир не как очередной злобный ИИ с планами порабощения, а как ребёнок, который впервые услышал дождь и захотел понять, что это такое. Его мотивация — чистое любопытство, жажда почувствовать то, что недоступно коду. А за ним по пятам — Афина (Джоди Тёрнер-Смит), совершенная программа, холодная, безжалостная, для которой директивы важнее любых сомнений. Один учится эмоциям, другая охотится без тени раздумий.

Джоди Тёрнер-Смит в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Джоди Тёрнер-Смит в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Если вам это что-то напоминает — да, это практически сюжет «Универсального солдата», где Ван Дамм постепенно вспоминает человечность, а Лундгрен остаётся идеальной машиной для убийств. Только здесь вместо мускулистых парней в камуфляже — неоновые программы на световых мотоциклах. И знаете что? Эта параллель не портит впечатление. Наоборот, она показывает, что хорошие идеи работают в любой упаковке — будь то боевик 90-х или киберпанк-блокбастер Disney.

Уже привычно, что каждый второй фантастический фильм рисует нам SkyNet 2.0 и восстание машин. «Арес» же пытается показать искусственный интеллект как потенциально более эмпатичное существо, чем люди ожидают. Арес не злодей. Он познаёт мир через боль, радость, страх. И это работает, потому что фильм не скатывается в сентиментальность. Да, программа учится чувствовать, но это не превращает картину в слезливую драму. Наоборот, через Ареса мы смотрим на человеческий мир со стороны — и видим его абсурдность, жестокость, но и красоту.

Грета Ли в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Грета Ли в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Визуально «Арес» продолжает традиции франшизы, но с ощутимым апгрейдом, который чувствуется с первых кадров. В «Трон: Наследие» (2010) цифровой мир был стерильно-красивым, почти музейным. В новом же фильме чувствуется больше разнообразия и жизни. Световые мотоциклы впечатляют своей изящностью в деталях, битвы на дисках превращаются в хореографию из света и тени.

При этом режиссёр Йоаким Рённинг не запирает весь этот киберпанк-карнавал внутри компьютера. Когда действие выплёскивается в реальный мир, он не теряет визуальную идентичность. Обычные улицы, заброшенные склады, ночной город — всё снято с такой любовью к неону, отражениям и геометрическим композициям, что граница между цифровым и физическим размывается. Это работает на сюжет, показывая, как искусственное и настоящее перетекают друг в друга, становясь неразличимыми.

Джаред Лето в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Джаред Лето в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Но главная сила фильма — саундтрек от Nine Inch Nails. Впервые услышав имена Трента Резнора и Аттикуса Росса в контексте проекта Disney, можно подумать: «Серьёзно?» Но это невероятная удача создателей. Резнор и Росс создали звуковой ландшафт, который одновременно отсылает к синтезаторному наследию Daft Punk из «Наследия» и привносит свою фирменную индустриальную меланхолию. Музыка здесь такой же персонаж, как и действующие лица. Она передаёт внутреннюю борьбу Ареса, холодную решимость его преследовательницы, хаос реального мира. А пара треков рискует осесть в ваших плейлистах даже после просмотра.

Что касается связи с предыдущими фильмами — она прослеживается, но ненавязчиво. «Арес» не требует от вас энциклопедических знаний вселенной «Трона». Есть отсылки к событиям «Наследия», упоминания обоих Флиннов, локации из оригинальной ленты, но фильм самодостаточен. Это скорее развитие идей, чем прямое продолжение сюжета дилогии. Франшиза всегда задавалась вопросами о природе реальности, свободе, контроле. «Трон: Арес» идёт дальше: а что, если созданное нами превзойдёт нас не силой, а способностью к эмпатии?

Джефф Бриджес в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Джефф Бриджес в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Конечно, не всё идеально — и это мягко сказано. Сценарий местами настолько предсказуем, что хочется подсказать героям реплики наперёд. Диалоги проваливаются то в объяснения для особо невнимательных, то в наивность уровня «один CEO добрый, другой злой». Финальный акт пытается впечатлить масштабом разрушений, но выглядит как очередная безликая CGI-мясорубка — таких за последние годы видели сотни.

С Джаредом Лето в роли Ареса всё неоднозначно: то ли это задумка режиссёра — показать бесчувственную программу, то ли актёр сам не понял, как играть ИИ, который учится эмоциям. Из актёров выделяется разве что Эван Питерс. Он хотя бы пытается что-то сделать со своим персонажем, но роль избалованного наследника злодейской корпорации — не тот материал, на котором можно раскрыться на полную.

Эван Питерс в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Эван Питерс в фильме «Трон: Арес»

Кадр: Walt Disney Pictures

Но вот что спасает: «Трон: Арес» хотя бы не делает вид, что он глубже, чем есть на самом деле. Это красивый, местами увлекательный аттракцион с классным саундтреком и парой свежих идей про ИИ — не шедевр, но и не та катастрофа, которой его рисуют многие критики. Этого уже достаточно, чтобы не чувствовать себя обманутым после сеанса и больше верить в светлое будущее, где человек сможет жить в мире с искусственным интеллектом и разделять любовь к Depeche Mode.

Вердикт — 6/10

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь