Легендарные сериалы: «Рим»
Это рассказ не о любимых шоу и не о ситкомах, помогающих скоротать время, этот цикл коснется лишь самых выдающихся представителей ТВ-ландшафта. Некоторые из них широко известны, о других мало кто слышал, но, как и в случае с аниме, критерий их отбора один – ты не ожидаешь, что сериал может быть настолько хорош, настолько качественно написан, продуман до мелочей и наполнен великолепной актерской игрой. Про такие скачки качества должен знать каждый, кто любит захватывающие истории. Надеюсь на ваше понимание, если вдруг в этом списке не окажется вашего любимого сериала, а те, что окажутся, не дотянут до вашего определения легендарности.
«Рим» (Rome) – это масштабная историческая драма, рассказывающая о моменте превращения Рима из республики в империю, раскрывающая характеры знаковых исторических личностей: Гая Юлия Цезаря и Брута, Помпея и Цицерона, Августа Октавиана, Марка Антония и Клеопатры, а также двух простых легионеров, Луция Ворена и Тита Пуллона, которые становятся свидетелями и непосредственными участниками поворотных событий в мировой истории. Ясно, что Ворен и Пуллон, типичные «воин чести» и «благородный варвар», были вплетены в это историческое полотно в качестве связующей нити, чтобы служить точкой зрения простых людей на происходящие события. Как ни странно, авторам удалось сделать личные истории этих персонажей не менее захватывающими, чем перипетии судеб остальных, куда более значимых в историческом контексте, героев. Любопытно и то, что в реальности под началом Цезаря действительно служили некие Луций Ворен и Тит Пуллон, сдружившиеся на поле боя, о которых он вскользь упоминал в своих «Записках о Галльской войне».
Данный сериал – результат уникального сотрудничества трех каналов: британского BBC, американского HBO и итальянского RAI. Изначально он задумывался как мини-сериал, но HBO решило, что материал достаточно многообещающий, и расширила первый сезон до 12 серий, после чего студии выделили более ста миллионов долларов на его производство.
Съемки шоу проходили в декорациях древней столицы, отстроенных на итальянской студии неподалеку от самого Рима. Всего было снято 22 серии в двух сезонах, которые выходили в эфир с 2005-го по 2007-й год.
Создатели сериала усердно трудились над каждой деталью гардероба героев и каждым аспектом древнеримского быта, пытаясь по историческим документам составить впечатление о том, как римляне той эпохи общались, как молились, как жестикулировали и по каким улицам ходили. Хотя никто не ставил цели снять документальный фильм или реконструкцию, важно было сделать все возможное для погружения зрителя в происходящее. По словам авторов шоу, они стремились скорее к аутентичности, нежели к абсолютной исторической точности.
Все, кто делают исторические фильмы, говорят нечто подобное, но обычно на первый план выходят зрелищность и типичная голливудская история, а достоверность локаций и аутентичность культуры вылетают в окно. Но здесь эти старания по-настоящему чувствуются. Римляне в сериале – не просто наши переодетые современники, это люди с абсолютно другими представлениями о религии, наготе, сексуальности, свободе воли и ценности человеческой жизни.
Всегда проще сделать тысячную по счету полицейскую процедурную драму или ситком про осьминога и бомжа, чем взяться за масштабное историческое полотно
Создателям шоу хотелось погрузить зрителя в настоящий Древний Рим, грязный и неуютный, а не в его голливудскую версию с белоснежным мрамором и отутюженными тогами. Вспоминается, как при съемках «Гладиатора» Ридли Скотт посмотрел на развалины реального Колизея и решил, что он не впечатлит зрителя, поэтому в фильме арена и трибуны были увеличены в масштабе почти в два раза.
Естественно, говоря о «Риме» нельзя не упомянуть о двух близких ему по духу и куда более известных сериалах: «Игре Престолов» и «Спартаке». Во всех трех телешоу речь идет о борьбе за власть могущественных семей и о волевых личностях, своими действиями формирующих облик своего времени. В каждом из сериалов даже присутствует знаковый женский персонаж, чьи амбиции и железная воля запускают целые цепочки важных событий: Серсея в «Игре Престолов», Лукреция в «Спартаке» и Атия в «Риме», племянница Юлия Цезаря и мать императора Октавиана Августа.
Все три шоу концентрируются на драме, интригах, предательстве, кровопролитных войнах и восстаниях, все не стесняются показывать как крайнюю жестокость, так и откровенные постельные сцены. «Рим» и «Спартак» объединяет не только место действия, они оба рассказывают о разных периодах жизни одного и того же героя – Цезаря. Спартак сражается с ним в семидесятых годах до нашей эры, а в «Риме» мы видим его спустя много лет, в сороковые годы до рождества Христова, после завоевания Галлии.
Несмотря на очевидные параллели, я не стал бы называть все три сериала сильно похожими, так как каждое шоу концентрируется на чем-то своем, имеет свои сильные и слабые стороны. «Спартак» выглядит дешевле, чем оба сериала HBO, и ему не удается создать столь же живой и обширный мир, но зато в нем есть зрелищно поставленные бои.
Несмотря на то, что два «римских» сериала не обладают абсолютной исторической точностью, а «Игру Престолов» нельзя считать полностью вымышленной, учитывая, что многие ее события имели аналоги в реальной войне Алой и Белой розы, все же очевидно, что следить за судьбами реально существовавших людей для многих может быть интереснее, чем за приключениями вымышленных персонажей.
Большинство зрителей не соблазнится перспективой прочитать учебник по истории Древнего Рима, поэтому «Спартак» и, в особенности, «Рим» дают им возможность ознакомиться с этими событиями хотя бы поверхностно, представить себе жизнь людей на границе эпох, и кто знает, может, кого-то это заинтересует настолько, чтобы взяться за чтение.
«Рим» показывает одну из самых мощных драм в истории телевидения, которой сложно найти аналоги по масштабности и значению для развития нашей цивилизации. Как повернулась бы судьба человечества, если бы Рим остался Республикой, или если бы Цезарь не был убит?
Мне всегда казалось, что именно «Рим» является самым недооцененным сериалом, так как в его создание было вложено колоссальное количество усилий. Подобное внимание к деталям, быту и культуре изображаемого мира вообще беспрецедентно, ведь всегда проще сделать тысячную по счету полицейскую процедурную драму или ситком про осьминога и бомжа, чем решиться снять столь масштабное историческое полотно, которое, при минимуме должных поправках и уточнений, можно использовать как учебное пособие.
Но не стоит думать, что достоверность – единственный плюс сериала. Глубокая атмосфера, захватывающие интриги и яркие персонажи были объединены в «Риме» задолго до экранизации «Игры Престолов». Это смелое и благородное предприятие, за которое хочется поблагодарить отважившиеся на него студии.