«Легенда о Vox Machina» — пример одного из лучших фэнтези последних лет
10 февраля Amazon Prime Video завершил второй сезон «Легенда о Vox Machina» (The Legend of Vox Machina). Проект оказался настолько успешным, что получил продление на третий сезон. И спин-офф про группу приключенцев Mighty Nein. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев выделил несколько причин, почему считает шоу главным фэнтези последних лет.
Экранизация сессий в настольную ролевую игру Dungeons & Dragons
История создания этого сериала очень необычна. Всё началось с простого развлечения. Группа друзей из профессиональных актёров, имеющих опыт в игровой индустрии, привыкла проводить время за настольной ролевой игрой Dungeons & Dragons.
- Мэттью Мёрсер - ГМ, актёр Леона Кеннеди в Resident Evil 6;
- Лиам О’Брайен — плут Вакс’илдан «Вакс» Вессар, актёр Ясуо в League of Legends;
- Лора Бэйли — следопыт Векс’алия «Векс» Вессар, актриса Эбби в The Last of Us Part 2;
- Талесин Джаффе — воин Персиваль «Перси» де Роло, актёр Флэша в Injustice 2;
- Трэвис Уиллингэм — варвар Грог Стронгджо, актёр Тора в Marvel’s Avengers и Fortnite;
- Сэм Ригел — бард Сканлан Шортхолт, актёр Джейкоба в NieR: Replicant ver.1.22474487139…
- Мариша Рэй — друид Килет, актриса Маргарет в Persona 4;
- Эшли Джонсон — клерик Пайк Трикфут, актриса Элли в The Last Of Us от Naughty Dog.
Со временем они начали делиться своим развлечением с помощью стриминга. Постепенно их трансляции стали популярны, чему послужило несколько факторов: актёрские таланты участников, их неплохое знание правил, интересный стиль вождения Мёрсера (он увлекается D&D с детства), а также проработанные персонажи.
Так появилось шоу Critical Role, которое обзавелось не только поклонниками, но и спонсорами. В какой-то момент игроки предложили фанатам поучаствовать в краудфандинговой кампании, а на собранные деньги создать мини-сериал с адаптацией одной из сюжетных арок. По итогу проект разросся настолько, что эта задумка привлекла внимание Amazon. Это позволило адаптировать не просто одну из историй, а рассказать сразу несколько об этом мире и его главных героях.
Стоит отметить, что в сериале многие вещи из D&D были заметно переработаны. Персонажи не используют игровые термины, а их таланты объясняются знаниями и магическим предметами этого мира. Человек, который не знаком с оригинальной настолкой, не почувствует себя потерянным. Сразу видно, что над проектом работали люди, знающие первоисточник и понимающие то, что укладывается в нарратив, а что нет. Ведь в D&D даже смерть персонажа становится с какого-то момента весьма условной. И в Critical Role герои многократно умирали и возвращались к жизни. Создатели понимали, что в шоу это не сработает, поэтому некоторые сцены были кардинально изменены.
Не исключено, что авторы сериала с самого начала не планировали тесно связывать его только с брендом Dungeons & Dragons. Возможно, что они заранее готовились к самостоятельности проекта. Детали «внутренней кухни» неизвестны, но в начале 2023 года в сообществе настольных игр разразился крупный скандал, вызванный желанием компаний Hasbro и Wizards of the Coast (WotC) усилить монетизацию D&D. История объёмная, но если кратко: авторы контента для настольной игры должны были бы платить комиссию за свою работу и помечать её особым способом. А что самое неприятное – их продукция могла бы быть перевыпущена WotC без каких-либо выплат и с закреплением авторских прав за компанией. Сложно сказать, как это отразилось на Critical Role. Но, гипотетически, в зависимости от контрактов и договорённостей, приключения группы Vox Machina могут стать частью какой-нибудь другой настольной ролевой системы в будущем.
Динамичный сюжет с эпичными приключениями
«Легенда о Vox Machina» в первую очередь рассказывает о группе авантюристов (приключенцев - если выражаться обыденно). Поэтому в сериале нет одного главного героя, в повествовании по-своему важен каждый персонаж. Их истории не только тесно связаны друг с другом, они также перекликаются с происходящими событиями. Почти в каждом эпизоде находится время для того, чтобы несколько членов группы могли проявить себя. Герои редко разделяются, а если это и происходит, то это всегда заканчивается не самым лучшим образом.
Все в команде дополняют друг друга. У героев есть сильные и слабые стороны, что приводит к весьма занятым интеракциям. Авторы шоу прекрасно понимают, что персонажи сами по себе не слишком оригинальны, а иногда и вовсе стереотипны. Варвар – сильный и глуповатый, бард – талантливый и похотливый, а плут… Он просто занимает самый тёмный угол в таверне.
Поэтому магия не в самих качествах героев, а в том, как они взаимодействуют и реагируют на происходящее. Сериал любит смаковать сцены, в которых сталкиваются мировоззрения персонажей с окружающей действительностью или представлениями их товарищей.
«Vox Machina» – это очень динамичный сериал, задача которого не погрузить в причудливый мир, а рассказать историю целой группы персонажей. История, которая начинается с простого заказа на убийство дракона, поэтапно разрастается и переходит в рассказ о противостоянии мировой угрозе. Персонажи не просто взяли квест на решение проблем и оказались в гуще событий — они поэтапно разрешают проблемы и сталкиваются с новыми непростыми задачами. Поэтому никогда нет ощущения того, что группа решает чужие проблемы из-за долга, чести или супергеройского кодекса. В повествовании есть личный конфликт, который и толкает приключенцев совершать подвиги.
И эти самые подвиги действительно ощущаются как значимые деяния, потому что в шоу не стесняются демонстрировать колоритных злодеев. Может, они не столь проработаны и харизматичны как главные действующие лица, но они достаточно ярко продемонстрированы. Каждый «плохой парень», даже если это неказистый маг с навыками зачарования, ощущается угрозой. А более могущественные создания вроде драконов оставляют за собой смерть и разрушение, впечатляя своими силами. Бои с такими противниками это не просто очередная стычка, а полноценное испытание. Благодаря этому победа над ними является радостным событием. Ради этого герои боролись, шли на риски и принимали непростые решения, которые окупились.
Уместный юмор
Но мир в «Легенде о Vox Machina» – это не какое-то беспросветно мрачное и жестокое фэнтези, в котором есть только испытания и боль. Сериал старается соблюдать баланс, благодаря чему ему удаётся держать позитивный настрой большую часть времени. Да, герои очень часто оказываются по уши в неприятностях, но такова их работа. Они – группа приключенцев, они должны находить опасные задачи и решать их. При этом персонажи сами прекрасно осознают, в каком положении оказываются, поэтому часто снимают стресс с помощью шуток и саркастичных комментариев.
Что важно – это уместность и правдоподобность реакций героев на происходящие ситуации. Персонажи никогда не выходят из образа и всегда остаются самими собой, что очень подкупает.
В проекте практически нет мета-шуток, в которых погрязли фильмы Marvel или на которых паразитируют «Рик и Морти», «Харли Квинн» и прочие мультфильмы. Сериал смешит не только хорошо прописанными диалогами, половина шуток «Vox Machina» состоит в визуальных гэгах: анатомия героев, например, может изрядно пострадать от происходящего, правда дело не заходит так далеко как в Looney Tunes, где мультяшные существа привыкли постоянно деформироваться на экране. Гиперболизация делает движения гораздо более «весомым» и динамичным. Это же касается и лиц — создатели шоу не стесняются демонстрировать эмоции героев с помощью разных инструментов, даже если это гипертрофированное кривляние.
Сэм Ригел, сыгравший барда Сканлана, обладает множеством талантов: он не только актёр озвучки, но и сценарист, режиссёр, продюсер, а также композитор. И последнее оказалось очень важным моментом, так как он записал несколько музыкальных тем для сериала. Ригел не только придумывает песни, но и самостоятельно записывает некоторые партии. За один сезон может прозвучать несколько разножанровых песен, в которых музыкант принял личное участие. Но и это ещё не всё — в практически каждую песню ему удалось вставить свой фирменный юмор. Не все шутки удачные, некоторые даже могут кого-то раздражать (скорее всего те, что отличаются своей пошлостью), но они разряжают обстановку. Ригел не просто отыграл барда, он его «прожил». Иногда кажется, что сериал просто стал для него песочницей, в которой этот талантливый человек смог разыграться.
Приключение в нераскрытом мире
Так как сериал больше про историю персонажей, он очень мало времени уделяет разным аспектам мира. Vox Machina не выстраивает какой-то крупной экспозиции, как, например, делает «Властелин колец: Братство Кольца», где вступление первого фильма посвящено Саурону и важности его кольца. В Vox Machina с этим всё гораздо проще, что понравится не каждому зрителю. Сериал иногда чуть ли не прямым текстом говорит о том, когда какой-либо объект на экране становится значимым для сюжета. Если герои находят магический артефакт, то про связанные с ним события становится известно тут же. И рассказываются они практически всегда через флэшбек. Этот инструмент используется для раскрытия истории персонажей. Лишь пару раз сериал осмеливается раскрыть прошлое не через воспоминание или рассказ, а «откатив время», показав события с нейтральной точки зрения.
Иногда повествование ощущается так, будто авторы шоу раскрывают богатую историю этого мира на ходу — как в сцене из «Тома и Джерри», когда Том ехал на поезде и достраивал рельсы прямо на ходу.
С одной стороны этот подход оправдан, так как сюжет держит темп и чётко сохраняет в поле зрения главных героев. Повествование от начала и до конца насыщенно и интересно. С другой стороны, авторы будто бояться увести взгляд зрителя хотя бы немного в сторону. Как в одном городе уживаются представители разных богов? Какие вообще боги есть? Как этот город вообще возник? Вопросов иногда может возникнуть много, но ответ будет найден лишь на малую их часть. Из-за недосказанности может возникнуть определённое недопонимание. Например, почему власть не захватили маги, если одному из них удалось защитить сразу несколько человек от гибели, на пару мгновений сковать дракона, а в момент опасности телепортировать целую группу существ. И всё это в одной сцене.
Шоу старательно ограждает зрителя от мыслей о происходящем. Проблема не в том, что на экране происходит что-то глупое — всё совсем наоборот! Некоторые элементы оказываются слишком интересными, а потому про них хочется узнать побольше. Учитывая то, что «Vox Machina» является адаптацией многолетнего приключения, которое обросло множеством подробностей, то это решение явно было принято не из-за нехватки материалов.
Победа без борьбы
Несмотря на все сильные и слабые стороны, есть как минимум одна весомая причина, позволяющая считать Легенду о «Vox Machina» одним из лучших фэнтези последних лет. И дело даже не в качестве этого сериала, а в том, что достойных конкурентов попросту не было. Ни «Колесо времени», ни «Властелин колец: кольцо власти», ни «Уиллоу» — всё оказалось в лучшем случае сносным. Про «Ведьмака» от Netflix вообще говорить не хочется, так как сериал про Геральта и его анимационная предыстория сделаны для кого угодно, но не для фанатов. А мультсериал «Принц драконов» окончательно растерял шарм и надежду на интересное развитие.
Объединение Critical Role и Amazon дало неожиданные, но очень плодородные результаты. Тот факт, что сериал уже продлён на третий сезон, а также получит непрямое продолжение про группу Mighty Nein, говорит о многом. Как минимум о том, что компания-заказчик заинтересована в этих проектах. А учитывая большую фанбазу, которая явно растёт из года в год, то «Легенда о Vox Machina» может быть вполне коммерчески успешна. Учитывая, что над этим шоу явно работают талантливые люди, которые стараются делать свою работу хорошо, то авторам сериала остаётся пожелать только дальнейших успехов.
Это же касается и будущего фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Фильм со множеством узнаваемых актёров станет экранизацией D&D, и это… вызывает смешанные чувства. В основе этой истории лежит не готовое приключение, не шоу, а совершенно новый сценарий. Ключевыми персонажами выступит группа абсолютно незнакомых зрителям героев, которых предстоит раскрыть. На то, чтобы показать эпичное приключение и продемонстрировать всех персонажей, у «Vox Machina» ушло двадцать четыре серии, и даже при таких условиях некоторые сюжетные арки только начались. Джеймс Ганн за первую часть «Стражей Галактики» также не смог без проблем и условностей показать объединение разноплановых личностей.
Как авторы «Чести среди воров» собираются справиться с представленной задачей — представить сложно. Но они явно хотят показать новый фэнтезийный мир, который может заинтересовать аудиторию. Крис Пайн, например, уверен в успехе картины и его энтузиазм хочется разделять. Последний трейлер «Подземелий и драконов: Честь среди воров» можно посмотреть тут.