Лайтовая «Игра престолов» в декорациях антиутопии. Что особенного в комиксе East of West
В 2013 году из-под крыла издательства Image вышел первый номер East of West от мастера строить миры Джонатана Хикмана. История с начальных выпусков восхищала концепцией. Главный герой — всадник апокалипсиса Смерть, затаивший обиду на коллег, так как возмущенные его отношениями со смертной всадники организовали его убийство (но всадники всегда возвращаются). Женщине отрубили руки, а ребенка отдали другим людям, для будущих глобальных целей. Его миссия — найти сына и разобраться с остальными всадниками, которые, как и он, в добром здравии ходят по миру в виде детей, подготавливая будущий конца света.
Все это происходит в 2064 году в мире, поделенном на 7 наций (Союз — классические США, Конфедерация, Республика Техас, Бескрайняя нация — индейцы, обладающие технологическим превосходством над всеми, Королевство — аналог Ваканды, населенный исключительно чернокожими, Армистиц — место падения кометы и храм, где обитает пророк Эзра, НРА (Народная республика Америки) — аналог Азии, где со временем стала заправлять любимая Смерти — воинственная Зяолян Мао.
Когда-то давно были кровопролитные войны, но они прекратились с падением загадочной кометы. Тогда был заключен мирный договор, но без последствий тоже не обошлось. Представители разных наций начали независимо друг от друга писать послание, которое рассказывало о будущем конце света. Всадники тогда уже были на Земле, но все пошло не по плану благодаря Смерти.
Сильно углубляться в сюжет не смысла, так как в нем много деталей, которые превратят материал в банальный пересказ. Главное понимать, что история Смерти с определенного момента уходит на второй план, а основной сюжет начинает вертеться вокруг интриг, которые плетут 7 наций. Представителям каждой нации уделяется достаточно времени. Они под давлением пророчества и всадников апокалипсиса должны следить, чтобы все плавно шло к концу света, но конфликты некоторых сторон начинают провоцировать войны. В одной из которых представители индейских племен показали свою чудовищную технику, превращающую войну в одностороннее уничтожение.
Шпионаж, репрессии, заказные убийства, предательства — все это на месте. Элементы вестерна и мистики прекрасно сочетаются с политическими дрязгами, что немного даже удивляет. Вроде смотришь за приключениями Смерти в облике ковбоя, идущего по следу сына, допрашивающего всех, кто знаеть хоть что-то, а потом несколько выпусков читаешь, как политики решают свои проблемы. И если за индейцами или парой техасцев интересно наблюдать, то линии чернокожего принца и боевой азиатской женщины получились не особо впечатляющими. Один мнется у трона отца, а другая с трудом идет на компромиссы и полна праведной ненависти.
Вся тема с 7 нациями (почти 7 королевств), великой угрозой, которая всех уничтожит (как белые ходоки), и все эти политические интриги отдают «Игрой Престолов». Но если хочешь делать аналог Игры, то иди до конца. А Хикман не хочет. Он очень любит всю ораву главных персонажей. Они все фактически неприкосновенны (до финальных выпусков). Любое покушения, любая безумная ситуация заканчивается выживанием.
Еще можно понять, почему напоминающий схуднувшего полковника Сандерса конфедерат Арчибальд Чемберлен такой живучий. Невероятно умный, фантастически скользкий персонаж, который еще и стреляет почти всегда точно в цель. Этот самый отвратительный человек комикса — одно из главных его достижений. А остальные не ровня ему.
Но очень долгое милосердие к остальным персонажам портит картину. Ближе к концу истории некоторых все же убивают, но по отношению к общему количеству действующих лиц это не впечатляет. Так как удостаиваются этого самые плохие. Неспроста же был введен невероятно крутой рейнджер из Техаса (нет, не Чак Норриc), для которого дело чести истребить верхи наций, которые запачкались в грязи.
И это все начинает отдавать голливудщиной. Хикман использует богомерзкие клиффэнгеры с фальшивыми смертями, которые с каждым разом бесят все больше и больше.
И несмотря на это в комиксе есть моменты, которые способны удивить. Мощность армии индейцев и чехарда в их политических кругах, расчетливость конфедератов. История воссоединения Смерти со своим ребенком очень трогательная, только она происходит где-то на фоне, хотя следить за его приключениями интереснее всего. Ковбой вместе с парой индейцев (Ворона и Волк) проходит многое, чтобы найти ребенка и встретится со своими бывшими коллегами, чтобы устроить апокалипсис их телам.
Еще одним недостатком можно назвать жизнь наций. Самое смешное, что даже выходил специальный выпуск East of West: The World, где немного пояснили про каждую и рассказали о хронологии событий этого мира. Но в самом комиксе мы толком и не видим, как протекает жизнь в этих государствах. Нам особо не демонстрируют инфраструктуру, как люди проводят время, чем вообще занимаются нации, когда не воюют. Это необходимо, чтобы иметь представление о том, за что надо переживать. А нам почти все время показывают покои верхов. Несколько раз показали борцов с системой, которых вынудила поднять голову ужасная экономическая ситуация на территории Союза, да еще нескольких людей. В остальном мы видим только декорации, но не наблюдаем жизни. За 45 выпусков можно было бы уделить этому время.
Финал получился каким-то простым, без огня и невероятных поворотов. Словно Хикман устал. Столько разговоров, нагнетания, такие мощные соперники, а итог очевидный. Слишком явно Хикман разделил персонажей на плохих и хороших. Одним суждено умереть, а другим жить счастливо.
Но история — это лишь часть успеха. Работа Ника Драготты выше всяких похвал, как архитектура, так и персонажи у него получились изумительные. Он знает, как расположить их на панелях, чтобы картинку хотелось вырезать и повесить на стену. Хорошо, что такая работа была покрашена Фрэнком Мартином, чьи яркие цвета окончательно превратили рисунок Драготты в произведение искусства.
East of West — это запоминающийся комикс с эпичной историей, яркими персонажами и необычным сеттингом, сочетающий многое из разных жанров. Но излишняя мягкость автора по отношению к огромному количеству основных персонажей и использование раздражающих штампов вкупе со слишком простым финалом вызвало разочарование. Потенциал у истории был гораздо больше, но Хикман пошел легким путем.
В России Viverra Publishing издало только первый том в 2015 году, но слабые продажи поставили крест на продолжении. В 2018 Amazon приобрел права на адаптацию, но позже отказался от этой затеи. Хорошо, что сам комикс логически завершился.