Из чего же, из чего же сделана Kung Fury
Впечатление
Об этом фильме я узнал еще несколько месяцев назад, когда восхищенный друг показал мне трейлер и признался, что ждет этого фильма с нетерпением. Если честно, трейлер произвел на меня впечатления дикого трэша, который вряд ли придется мне по вкусу. Я не люблю совсем уж откровенного отрыва от реальности и over the top экшена.
Но стоило мне посмотреть короткометражку целиком, я резко изменил свое мнение. Kung Fury – это великолепная мозаика из ностальгии, пародии и нердских фантазий. Вставить в сюжет динозавров, стреляющих лазером из глаз, так, чтобы это вызывало яркие эмоции, а не чувство неловкости – дорогого стоит.
Сэндберг умудряется каким-то образом заставить нас принять эту реальность как возможную. Безумную на наш взгляд, но абсолютно логичную в своих границах.
Фильм Сэндберга великолепно написан, продуман и снят, чувство вкуса и меры, требуемое для такой сбалансированной пародии, большая редкость. Связать все самые безумные фантазии гиков со штампами кино из 80-х в некое адекватное повествование, населить его яркими персонажами, которые вызывают сочувствие, несмотря на то, что состоят из двух-трех штрихов и ведра клише, и уложиться при этом в полчаса – это нешуточное достижение. Неудивительно, что фильм сумел покорить даже аудиторию Каннского фестиваля и взорвать интернет как никакая другая пародия.
Несмотря на то, что фильм собран из вторсырья подобно стулу из переработанной туалетной бумаги в доме эко-маньяка, он каким-то образом умудряется выглядеть абсолютно самостоятельным произведением со своими собственными яркими героями, цитатами и эстетикой.
Обычно пародии слишком сильно полагаются на материал, который пародируют, и становятся намертво привязаны к нему: «Космические яйца», «Очень страшное кино» и так далее, но Kung Fury больше напоминает Остина Пауэрса, который хоть и был пародией на Бонда, сумел остаться в массовом сознании как вещь в себе, со своим уникальным стилем и атмосферой.
Что же касается гипертрофированного экшена, крутость которого доведена до абсурда – это еще более опасный элемент, который легко может оттолкнуть зрителя. Сложно хоть сколько-нибудь сочувствовать персонажам и следить за сюжетом, когда герой перемещается во времена лазерных динозавров и вигинг-цыпочек с пулеметами и узи. А если нет сочувствия и погружения в сюжет – нет вовлечения, без него – нет эмоционального отклика.
И все же Сэндберг умудряется каким-то образом заставить нас принять эту реальность как возможную. Безумную на наш взгляд, но абсолютно логичную в своих границах. Когда безумно все – от игровых автоматов-трансформеров до стрельбы через телефон, безумие становится новой нормой, которую можно принять.
Источники вдохновения
Kung Fury – вещь, безусловно уникальная, и все же составные части этого мира, отсылающие к фильмам 80-х и не только, разглядывать от этого не менее интересно.
Среди конкретных вещей, из которых он черпал свое вдохновение, Дэвид назвал «Терминатора», «Робокопа», «Назад в будущее», «Большой переполох в маленьком китае», «Полиция Майями: Отдел нравов» и «Хи-Мэна». Из «Терминатора» узнаются некоторые детали путешествия во времени, из «Назад в будущее» – ДеЛореан, а из «Робокопа»… Помните, как Трицеракоп стрелял нацистам только в промежность. Это «Робокоп».
«Опасная пятерка» отправится в восьмидесятые, а там снова Гитлер, динозавры, зомби, и ограбления в масках, сильно напоминающих одну игру про Майями.
Когда я говорил о том, что over the top action сложно сделать так, чтобы это приносило какие-то эмоции, я говорил не о неких теоретических проблемах – Болливуд занимается этим уже очень давно и с недавних пор их гипертрофированные мегабоевики даже сумели заинтересовать международную аудиторию. В частности – «Криш 3».
Несколько безумных моментов из «Kung Fury», несмотря на их полную обдолбанность, уже давно были воплощены Болливудом. Стрельба по телефону и труп-скейтборд — как минимум.
Схожие проекты
«Kung Fury», как и все остальное, существует не в вакууме. И я говорю не про то, что он черпает вдохновение в фильмах восьмидесятых. Три года назад вышел финно-германский пародийный фильм «Железное небо», фантазирующий на тему альтернативной истории в самом вольном ключе. Нацисты (да, и тут они) на самом деле не были побеждены в войне, а лишь отступили и затаились до поры до времени – на Луне. Но вот им пришла пора вернуться на своих боевых космических цепеллинах, и миру снова угрожает опасность. Фильм тоже снимали благодаря поддержке интернет-фанатов, но денег они туда вложили побольше, чем в ленту Сэндберга – полтора миллиона долларов.
«Небо» вышло неплохим, спецэффекты для этой ниши были впечатляющими, хотя юмор по большей части был плосковат. Впрочем, великолепная концовка оправдывала многие недочеты. И все же, надо отметить, что «Kung Fury» куда честнее и эффективнее в юморе и отношении к себе.
Что до «Неба» – через год мы увидим сиквел, чей трейлер (слева) выглядит потрясающе: постапокалипсис, атмосферность, полая Земля, ацтекие пирамиды, рептилоид Сара Пейлин – президент США и – кто бы мог подумать –зомби-нацисты верхом на зигующих динозаврах. Закономерность явно улавливается.
Еще одна близкая по духу вещь – современный сериал «Danger 5», который тоже вовсю эксплуатирует ретроэстетику и штампы старых экшенов.
Сэндберга не раз спрашивали, черпал ли он вдохновение из сериала, ведь в будущем втором сезоне команда суперагентов «Опасная пятерка» как раз отправляется в восьмидесятые, а там снова Гитлер, динозавры, зомби, злые русские и ограбления в масках, сильно напоминающих одну игру про Майями. Но Дэвид, как выяснилось, сериала не видел вплоть до релиза, поэтому все совпадения, что называется, случайны.
К слову о ностальгии по восьмидесятым-девяностым: в России есть два прекрасных проекта, которые черпают вдохновение в тоске по молодости. Да, они далеки от «Kung Fury» как по жанру, так и по формату, но я не могу о них не упомянуть, потому что они заставляют меня гордиться талантом наших ребят.
О создании
Сэндберг признался, что всегда хотел сделать фильм о копах, динозаврах и роботах, но только после того, как он прослушал трэки группы Mitch Murder (которые звучат в фильме), Дэвид осознал, что эстетика 80-х – все, что ему не хватало до завершения картинки в голове. В ту эпоху такая гремучая смесь могла сработать, потому что на экране творилось абсолютное безумие.
Изначально Сэндберг планировал сделать все сам – на компьютере, так как имел большой опыт в создании визуальных эффектов. Он работал над фильмом два года, но, в конце концов, оказался на грани разорения, ему пришлось продать диван и телевизор, чтобы купить еды и оплатить аренду жилья. Он решил собрать трейлер из материалов, которые они успели отснять и начать кампанию на Kickstarter.
Дэвид надеется наверстать упущенное в полнометражной версии, которой сейчас занимается голливудский продюсер Дэвид Катценберг и Сет Грэм-Смит.
Опции за взносы были самые разные – от футболок до роли в фильме, в зависимости от суммы. Сейчас Дэвид как раз носится с тем, чтобы напечатать все это дикое количество футболок и прочего мерчендайза, который он задолжал своим спонсорам от народа.
В итоге, в маленький шведский городок съехались 40 самых безумных фанатов со всего мира, чтобы появиться в фильме хоть на долю секунды. Жили они в гараже бабушки Сэндберга. Некоторые задержались на день, другие – на пару недель, некоторые сидят там до сих пор. Один парень жил три месяца у мамы Дэвида, его там полюбили. Все были очень дружелюбными, как большая семья.
Продавались не только роли в массовке, но и одна роль второго плана, напарник главного героя. Парень из Техаса, выложивший за нее 10 тысяч долларов, оказался вполне сносным актером – большего фильм, учитывая его стилизованность под трэш, и не требовал.
Финальная драка Fury против армии нацистов по словам Сэндберга была вдохновлена играми Street Figter и Streets of Rage, а также пресловутой «коридорной» боевой сценой в «Олдбое», так же снятой в «строгом двадэ». Страшно вспомнить, что с этой сценой сделали в гнилом американском ремейке, который дал нам одну хорошую вещь – постельную сцену с Лизи Олсен, Алой Ведьмой.
Изначально Сэндберг планировал пририсовать себе «кунг фу руки» и «кунг фу ноги» на компьютере, чтобы его герой мог показать по-настоящему крутые приемы в этом бою, но этот способ оказался слишком трудозатратным, поэтому они просто взяли дублера, который умеет драться.
Снимали эту сцену в 63 дубля: сначала дублер Дэвида 5 раз пропинал воздух, затем они сняли 62 реакшен-шота нацистов, которые падали от его ударов – без самого героя. А потом оставалось только собрать эту мозаику на компьютере – на это ушло 5 месяцев.
В фильме видно, что герой и нацисты не взаимодействуют по-настоящему, что это вклейки, но это не портит удовольствия. Многие жаловались на то, что не дождались финальной драки между Фьюри и Гитлером, Сэндберг и сам был расстроен – она, естественно, планировалась, но идея вышла слишком дорогой. Великие бойцы должны были драться в разных эпохах – в салунах дикого запада, среди динозавров юрского периода и так далее – подобно дракам Питера Гриффина и петуха, так же меняющим одну безумную локацию на другую, но не сошлось.
Дэвид надеется наверстать упущенное в полнометражной версии, которой сейчас занимается голливудский продюсер Дэвид Катценберг и Сет Грэм-Смит. Его имя показалось мне знакомым неслучайно – он написал романы «Гордость, предубеждение и зомби» и «Линкольн – охотник на вампиров», а также сценарии «Темных теней» и будущего «Лего-Бэтмана». Этот товарищ разбирается в трэше как никто другой.
Помимо футболок, которые Дэвид должен разослать всем вложившим деньги в проект, у Kung Fury будет своя линия одежды, серия комиксов и другой разнообразный мерч. Лазерного единорога выдоят досуха. В кои-то веки это звучит не так плохо.
Общение с фанатами
Сэндберг появился на reddit в формате «спрашивайте, что хотите» и рассказал много интересного начет отдельных сцен фильма.
Спрашивали его в том числе о том, не узнавал ли он насчет появления персонажа Kung Fury в будущей Mortal Kombat – вариантов для фаталити явно можно было бы придумать кучу. Сэндберг, конечно, только за. Осталось уговорить Эдда Буна.
Его спросили насчет использования языка Java в сцене с хаком времени, оказалось, что Дэвид в программировании не разбирается, но он очень хотел сделать все максимально правильно и убедительно, поэтому попросил все на том же Reddit написать ему код взлома времени.
Люди покрутили у виска, и лишь один герой написал и выслал код. Сэндберг был не в курсе, что до 90-х Java не существовало и Хакерман не мог его использовать в то время. Что же касается кнопки break, которую упорото жмакают герои фильма вместо enter, Сэндберг объяснил, что подразумевал намек на «break time», ломаем время вроде как, но не надеялся особо, что этот намек кто-то уловит.
Kung Fury – это трогательная история сотрудничества художника напрямую со зрителями в обход студий, кинотеатров, продюсеров, агентов, менеджеров и всей этой ерунды.
На Reddit же Дэвид нашел и своего Тора – бодибилдера в годах, согласившегося сняться в фильме. Именно поклонники этого восхитительного мужика позже и раскрутили на Reddit фильм в день релиза, ибо до этого он не очень-то взлетал. Но оттуда – понеслось.
Kung Fury, кстати, это прежде всего Kung Fu + Fury, конечно, но Kung по-шведски – это «король». Так становится понятнее, почему это именно имя или титул героя, а не название стиля боевых искусств. Это, правда, мои домыслы, Дэвид об этом ничего не писал.
Kung Fury – это все же не только и не столько полчаса здорового смеха, это обнадеживающий и вдохновляющий феномен, трогательная история сотрудничества художника напрямую со зрителями в обход студий, кинотеатров, продюсеров, агентов, менеджеров и всей этой ерунды. Не первая такая история, но одна из самых успешных и ярких.
Я бережно собираю доказательства того, что новая эра все ближе. Контента, который аудитория заказывает напрямую у одержимых идеей визионеров. Это стало возможно благодаря краудфандингу, площадкам вроде youtube, общему развитию и удешевлению технологий.
И дело не только в элиминации алчных посредников, которым срать на искусство и оригинальные идеи, а еще и в том, что эта система создает продукты, которые никогда бы не произвела традиционная коммерческая машина.
Благодаря этому, у нас есть тру-геймерские сериалы вроде «Высшей школы видеоигр», великолепные любительские короткометражки, завязанные на любимые нами темы, проекторы в форме лампочек, которые можно вкрутить куда угодно и умные электрические велосипеды. И это прекрасно.