Культконтроль №1. "4 поколения русского рока"
У каждого из нас, дорогой читатель, неведомо каким образом забредший в этот пост, есть хоть одна дурная привычка. Иногда это просто мелочи (“А для чего еще бог сделал такие легкодоступные отверстия в носу?!”), иногда - жестко порицаемые обществом вещи (“Клянусь, ваша честь, ей было почти восемнадцать!”); а иногда - как у меня. Признаюсь тебе как на духу, довольно дорогой мне канобувчанин - порой, между прослушиванием долгожданного альбома RHCP и наслаждением новой симфонией Сержа Танкяна ORCA я включаю русский рок.
Каждый пользователь Канобу с рейтингом больше 20, разумеется, читал в свое время небольшую книжку под названием “Война и мир”. В этом романе достоверно описывается жизнь России образца начала девятнадцатого века. Меня в свое время поразило именно отношение высшего света ко всему русскому. Большинство говорит на французском, русский язык считается моветоном, идет слепое и восторженное поклонение всему заграничному - культуре, обычаям, мировоззрению.
Потом, как известно, пришел Пушкин и всех победил. Всего через сто лет наша литература стала ведущей мировой, а язык - самым разнообразным и выразительным. Десятки гениальных поэтов и писателей превратили некогда якобы нелепые звукосочетания, заставлявшие иностранцев брезгливо морщиться, в гениальные произведения, от которых перехватывало дыхание и по коже шел русский мороз.
Сегодня, еще сто лет спустя, колесо сансары снова провернулось на 180 градусов. Молодежь жадно ловит каждое слово, спетое их англоязычными кумирами, смотрит франузский артхаус без перевода и даже штудирует мангу в оригинале. Это неплохо, нет. Но куда же, позвольте спросить, делся русский язык? Прозябает на филологических факультетах? Прячется в переводах зарубежных романов? Деградирует в застенках отечественного рэпа? К счастью, нет!
Русский рок - настоящая отдушина в массовой культуре для поклонников сочного, одухотворенного слова. Зародившись в восьмидесятых, пленив умы поколений, в девяностые - время анархического капитализма и тирании “Ласкового мая” - он сильно сдал свои позиции, а в двухтысячных был почти полностью дискредитирован волной рокопопса. И лишь в последние годы русский рок - повзрослевший, переживший тяжелейшую депрессию, местами изменившийся до неузнаваемости - вернулся на сцену. Сегодня речь пойдет о четырёх альбомах 2012 года рокеров разных поколений, стилей и образования. Общий знаменатель же у них один - превосходное владение словом.
Поколение 70-х. А. Градский - “Неформат”
Невозможно в двух словах рассказать о творческой величине такого масштаба, как Александр Борисович, да и не нужно, наверное. Градский-певец - обладатель уникального трёхоктавного тенора, исполнитель тяжелейших оперных партий. Градский-композитор - автор десятка саундтреков к фильмам (ещё в далёком 1974 журнал Billboard присудил ему награду “Человек года” за OST фильма “Романс о влюблённых”), а также рок-опер, рок-балетов и мюзиклов. Немалую часть этого, как говаривал В. Маяковский, “человечища” занимает Градский-рокер. Свою музыкальную карьеру он начал ещё в 1964-м (да, одновременно с The Beatles), два года спустя создал свою группу “Скоморохи”. За почти полвека творческой деятельности он записал множество альбомов на стихи великих поэтов, сейчас руководит театром имени самого себя… Но красной нитью сквозь всё вышеперечисленное проходит Градский-поэт. Его стихи - это всегда песни, и в них он изыскан - и беспощаден. Почти 10 лет прошло со времени выхода его последней пластинки, и новая запись лично для меня прозвучала как гром среди ясного неба. В дюжине произведений А.Б. припечатывает всю нашу действительность: политику, социум, спорт, отношения, юмор и до кучи самого себя - он не щадит никого. Не прикрытые уже никакими метафорами мысли и идеи воспринимаются как глоток свежего воздуха среди столпотворения душно блеющего стада “суперзвёзд”. Специально простые аккорды, чтобы не отвлекать от текста, щедро аранжированы всем, что может предложить композитору современная музыка: рок, блюз, джаз, симфонический оркестр и даже академический хор сменяют друг друга легко и плавно, скачут размеры, октавы и тональности… но всё это меркнет перед чистотой и строгостью стиха. Снимаю шляпу перед талантом и величием этого человека, читатель, и тебе советую.
P.S. Впервые в своем творчестве Александр Борисович позволил себе использовать нецензурную лексику. Довели человека, что называется.
http://prostopleer.com/tracks/5342332keDd
Поколение 90-х. А. Васильев - “Обман зрения.”
- Наконец-то он это сделал!
Примерно такой была моя реакция после прослушивания новой пластинки “Сплина”. Начиная с 97-го года, я внимательно следил за творчеством Александра Васильева, был свидетелем взрыва популярности группы начала двухтысячных, резкой смены в середине и нескольких разной степени успешности попыток соединить бритпоп с русским роком; пока, наконец, разноимённо заряженные тела не сблизились настолько, что между ними образовалась ослепительной красоты музыкальная дуга.
“Обман зрения” - идеальный альбом нового “Сплина”, впервые на 100 % обеспечивающая слушателю состояние, вынесенное в название коллектива. Васильев сотоварищи нашли свою “серебряную середину”: не нагнетая депрессии и не вгоняя в чёрную тоску, их уникальный коктейль стихов и музыки не скатывается в банальную “светлую грусть”. Тексты песен вплотную приблизились к термину “поэзия” безо всяких скидок - органичность звучания шедевральной башлачёвской “Петербургской свадьбы” из уст Васильева только подтверждает это. Музыка же обманчиво мягкой волной вливается вам в уши, проникает в самое сердце, размывает сами понятия о привычных нам схемах сочинения, сменах ритма и остальной шелухе, и растворяется, просачиваясь куда-то глубже, в подсознание, пропитывая наши эмоциональные барьеры щемящей горечью неведомых потерь.
Если же отвлечься от метафор, то мы имеем очень хороший альбом современного рока - без набивших оскомину дисторшна и риффов молодёжного максимализма в музыке и без пафосных псевдофилософских декламаций патриархов русского рока в стихах. Слушать “Обман зрения” или нет - решать вам, мне остаётся лишь повторить, что главное в этом альбоме - безграничное ощущение под названием “сплин”, которое охватывает тебя и с которым тебе отныне придётся жить.
http://prostopleer.com/tracks/5513257bR0O
Поколение 2000-х. Люмен - “На части”.
Трудно найти более последовательную в своём творчестве группу, чем мои земляки, уфимская группа “Люмен”. Активная социальная и гражданская позиция, чётко и жёстко выражаемая ими в песнях, сделала их в буквальном смысле рупором поколения. Единственное, что меня настораживало - музыка из альбома в альбом становилась тяжелее, вокал сменялся криком, а тексты мрачнели на глазах. Но с выходом последней пластинки ситуация, похоже, начала меняться к лучшему, все составляющие современного хард-рока выдержаны в нужных пропорциях. Не в последнюю очередь это касается и поэзии. Автор осваивает символизм, по-прежнему не изменяя своей нео-реалистской стезе: небо полыхает огнём, нули и единицы рядами штыков идут навстречу друг другу, карусель жизни вращается всё быстрее, и только птица в твоей груди метрономом отстукивает каждую прожитую секунду. Мне сложно говорить о творчестве одной из любимых групп, поэтому давайте просто послушаем, а?)
P.S. Если кто сомневается, можно ли вообще отнести “Люмена” к русскому року, того я отсылаю к творчеству ДДТ времён альбома “Я получил эту роль”.
http://prostopleer.com/tracks/5513201XypX
http://prostopleer.com/tracks/550972418sf
http://prostopleer.com/tracks/5506841ATy7
Поколение 2010-х. Маргулис, Чиж, Ромарио - “Имена”
Этот альбом я услышал случайно, будучи в гостях, и, ознакомившись с несколькими песнями, испытал поначалу настоящий когнитивный диссонанс. Когда это Маргулис научился писать небанальные блюзы? А Чиж когда успел преодолеть свой десятилетний творческий кризис и выдать классные вещи? И при чём тут какой-то левый Ромарио? И только реквизировав диск “до выяснения”, я обнаружил, что реальность оказалась и прозаичнее, и одновременно удивительнее моих ошибочных умозаключений.
А дело было вкратце так. Жил-был в городе Екатеринбурге такой человек - Роман Луговых. Жил спокойно, писал песенки, друзья хвалили и наперебой прочили карьеру рок-музыканта. Юноша легкомысленно отмахивался - друзья же, какой объективности от них (особенно после второго литра) ждать? Но когда с ним связался легендарный бас-гитарист группы “Машина времени” и известный блюзмен Евгений Маргулис, случайно услышавший его демки, и сходу предложил записать совместный альбом, всю легкомысленность, выражаясь языком Малахова, как рукой сняло. Маргулис помог Ромарио (а это и был, как вы уже догадались, тот самый юноша) во всём - обеспечил музыкантов, студию и даже позвал своего старого друга Сергея Чигракова. Вместе они сделали первоклассную аранжировку и запись; но всё это не имело бы смысла, не будь первоисточник - песни Ромарио - такими хорошими. Все 9 блюз-роковых композиций так и искрятся непохожестью и новизной?; что же касается стихов, то, несмотря на тривиальную тематику (любовь, друзья) они написаны на уровне и звучат интересно и свежо. Ромарио - настоящий самородок, а их так не хватает в последнее время в отечественной музыке Искренне надеюсь, что у него всё сложится и дальше будет лучше и лучше, а пока - предлагаю насладиться просто хорошей душевной музыкой.
http://prostopleer.com/tracks/44407919ghx
“И в заключении о погоде”.
“Минуточку!” - восклицает в этом месте преданный поклонник русского рока, поправляя монокль, а сам непроизвольно нащупывая за пазухой камень поувесистей. - “А не кажется ли тебе, уважаемый, что ты кое-кого пропустил? А точнее, дофига кого?” Действительно, соглашаюсь я с ним, так и есть, пропустил. Я выбрал - на свой вкус, разумеется - по лучшему альбому в современной отечественной рок-музыке из исполнителей разных поколений, вышедших за последний год. Но я ни словом не обмолвился о новых работах целой плеяды коллективов легендарных восьмидесятых; и сделал это намеренно. Как бы ни было мне печально признавать, за последний год наши патриархи не выпустили ничего особо выдающегося. “Алиса” уже 10 лет пишет не музыку, а какой-то хардрок-саундтрек к польским шутерам; Ольга Арефьева в последнем альбоме опять продолжает перепевки с новым ансамблем старых акустических песен; работы “Пикника” и “Калинова Моста”, при всём моём уважении, сделаны настолько на любителя, что отличить их от старых альбомов невозможно в принципе, а Борис Борисович и Юрий Юлианович в 2012-м молчали, как будды. Именно поэтому ничего из творчества патриархов меня лично не впечатлило.
Но надежда, как известно, особа довольно живучая, я от всей души надеюсь, что ситуация рано или поздно изменится, в какую бы то ни было сторону, а нам остаётся только насладиться хорошей музыкой. С вами был_ _riffrider, всем добра и света!
(За оформление обложки отдельное спасибо пользователю Deaf Siva)
P.S.
“Поиграем в жизнь” - так назывался пост редакции Канобу, опубликованный несколько месяцев назад. В нём Виктор Зуев сотоварищи призывал не ограничиваться игровой тематикой, а писать, например, об искусстве (близком аудитории, разумеется). Так как про игры тут и без меня пишут десятки талантливых блоггеров, ваш покорный слуга решил попробовать себя именно на этом поприще. Я долго собирался с силами, и уже после редизайна решил написать цикл статей под общим заголовком “Культконтроль” (с одной “л” в конце!). Речь в них пойдёт о литературе, музыке, кинематографе, в общем, всём, чем увлекаемся мы с вами. Единственное условие написания - если это будет интересно вам, довольно дорогие мне читатели. Так что - пишите критику в комментах, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал на Ю-тьюбе (шучу). Ориентировочная тема следующей статьи - обзор необъятного литературного проекта “Этногенез”. До встречи!
P.P.S. И - нет, Вячеслав, не вся отечественная музыка отстой :)