06 июня 2017Музыка

Кто такой Скриптонит и почему нужно слушать «Праздник на улице 36»

Казахстан, поселок Ленинский, 2013 год. Молодой парень Адиль стоит на фоне заброшенной бензоколонки, окруженной сплошной степью, и проговаривает строки:<br />«Образ жизни беспредельный, потому что видишь этого парня?<br />У него нету папы, у него нет лаванды, у него нету ванны…<br />Я знаю этого парня, у него нету мамы.<br />Поэтому здесь все быстрей хотят наполнить карманы».<br />Так началась история становления рэпера Скриптонита.
Казахстан, поселок Ленинский, 2013 год. Молодой парень Адиль стоит на фоне заброшенной бензоколонки, окруженной сплошной степью, и проговаривает строки:
«Образ жизни беспредельный, потому что видишь этого парня?
У него нету папы, у него нет лаванды, у него нету ванны…
Я знаю этого парня, у него нету мамы.
Поэтому здесь все быстрей хотят наполнить карманы».
Так началась история становления рэпера Скриптонита.

Его друг Ануар снимает все это на камеру, монтирует и выкладывает на YouTube. Клип на песню VBVVCTND («Выбор Без Вариантов – Все, Что Ты Нам Дал») резко становится популярным, набирает полмиллиона просмотров за несколько дней и привлекает внимание Василия Вакуленко, в простонародье Басты. 24 ноября 2015 года Скриптонит, под эгидой лейбла Басты Gazgolder, выпустил пластинку «Дом с нормальными явлениями» – одну из ключевых в популярной российской музыке последних лет.

Повторюсь, казахстанский рэп-альбом стал ключевым в российской популярной музыке. Как такое могло произойти?

А все дело в качестве музыки Скриптонита. Живя в 11 километрах от города Павлодар, в Ленинском поселке, Адиль все свое детство провел за программой Fruity Loops, записывая биты. Большое желание создавать новые мелодии и размеренная жизнь населенного пункта поспособствовали оттачиванию битмейкерского скилла и уже через несколько лет Адиль стал продавать свои «минуса» в ВК по 50$ за штуку.

Тогда, в 2009 году, молодой человек принимает важное для себя решение – он перестает слушать русский рэп. Так у него начался формироваться свой собственный стиль, никак не пересекающийся с тем, что происходило внутри этого жанра. «Твой», «Стиль», «Космос» – треки, которые были выпущены вне пластинок, постепенно подводили к другому значимому моменту в карьере любого рэпера – дебютному альбому.

«Дом с нормальными явлениями» вышел 24 ноября 2015 года и сразу же стал успешным. Пластинка в первую неделю заняла 2-е место в чарте самых продаваемых российских альбомов недели в iTunes. О Скриптоните с восторгом написали такие сайты, как Colta, Meduza, Afisha, The Village, Газета.Ru. В статье The Village, в которой музыкальные критики выбирали российские альбомы, достойные участия в Грэмми, трое из четырех выбрали именно альбом Скриптонита, а популярный критик Юрий Сапрыкин написал:

«Альбом молодого рэпера из Павлодара выходит за рамки хип-хопа, поп-культуры и вообще всех условностей здешней сцены: это странный и убедительный художественный мир, созданный средствами популярной музыки, ничего более впечатляющего на этом поле давно не появлялось».

Хиты «Танцуй со мной», «Вечеринка» и «Притон» попали во многие списки лучших песен года. Если в 2014-2015 годах вы не слышали ничего про Скриптонита, то вы недостаточно хорошо следите за российской поп-культурой. Какая-никакая, но она есть.

### Именно формат альбома, а не отдельных песен, предоставил молодому артисту достаточное пространство для самовыражения. Скриптонит четко продумал идею и атмосферу своего дебютного альбома, действие которого разворачивается в Павлодаре, в окружении близких людей, девушек и огромного количества алкоголя.

Именно формат альбома, а не отдельных песен, предоставил молодому артисту достаточное пространство для самовыражения. Скриптонит четко продумал идею и атмосферу своего дебютного альбома, действие которого разворачивается в Павлодаре, в окружении близких людей, девушек и огромного количества алкоголя.

Мрачным и личным песням музыкант придал большую реалистичность путем наложения на них множества бытовых звуков. Например, в песне «Вниз» описывается разговор Скриптонита со своим менеджером. Действие происходит в квартире, поэтому на заднем фоне приглушенно звучит телевизор. Когда конфликт с менеджером достигает своего апогея, голос Адиля срывается на крик: «На**й мистера Менеджера!» Сразу после мы слышим цепочку звуков: выстрел огнестрельного оружия, истеричный крик какой-то женщины и разбивающуюся домашнюю утварь. И во время всего этого главный герой, заливаясь в устрашающем смехе, снова и снова повторяет: «Что с мистером Менеджером?»

Другой пример. Звучит песня «Танцуй сама», и мы уже становимся свидетелями сцены, которую устроил пьяный рэпер своей девушке. Давайте посмотрим на примере отрывка второго куплета, каким образом Скриптонит вовлекает нас в эту историю:

«Да завяжи ты уже с этим шапито!

Воду включи, а!? (набирается вода из-под крана) Да, б_*_ь, это же кипяток! (разбивается стакан)

Ну дай же ты мне сделать хотя бы глоток.

Давай переиначивать мои слова (что-то начинает бить).

Да я же про стакан, б_*___ь, а не в упрек!

Опять ты за свое, выйди отсюда! (сильно ударяет по чему-то) Танцуй сама!»

Эта кинематографичность, фирменное невнятное пение и идеальная продюсерская работа самого Скриптонита создали незабываемый образ целостного альбома на русском языке, который ничем не уступает тому, что делается на западе.

Кто такой Скриптонит и почему нужно слушать «Праздник на улице 36» - фото 2

Громкий дебют сразу же породил многочисленные вопросы относительно второй пластинки исполнителя. Вообще, изначально планировалось выпустить сразу два альбома. Один – личный («Дом с нормальными явлениями»), а второй – с большим уклоном в сторону грубого уличного рэпа. Да и вообще, многих ли вы знаете исполнителей, которые рискнули выпустить сразу две дебютные пластинки? Вот именно такими мыслями руководствовался Адиль, замыслив подобный трюк.

Но к часу Икс второму альбому не хватило двух куплетов – пришлось выпускать один. После провала плана «двух дебютных альбомов» исчезла необходимость в скором выходе следующей пластинки. О том, как сильно перелопачивалось содержимое неизданного альбома, можно было судить по его постоянно меняющимся названиям: сначала «3P» (читается как Tripy), потом «Отель „Эверест“». В интервью Адиль все повторял, что альбом почти доделан и вот-вот будет готов. 24 мая 2017 года выходят сначала сингл «Outro», потом сдвоенный клип на обновленную версию «Вечеринки» и старую песню «Бар „2 лесбухи“» его коллектива Jillzay, а в заключении – альбом «Праздник на улице 36». Как впоследствии оказалось, эта пластинка вовсе не продолжение «Дома с нормальными явлениями» (альбом «Отель „Эверест“» выйдет осенью), а «альбомчиком хороших релаксовых песен». Но от этого он не становится менее интересным.

Прежде всего, хочется сказать о том, что сразу бросается в глаза:

  • Если в названии прошлого альбома ключевым словом было «дом», то в этом – «улица». Это основное противопоставление двух альбомов Скриптонита, которое отражается не только в сценарии, но и в звучании.
  • Альбом состоит из 12 песен, что на 5 меньше, чем у первого. Вообще, чем меньше песен на пластинке, тем целостнее она кажется. Это связано с тем, что гораздо больше людей прослушает сразу 12 треков подряд и сможет оценить релиз целиком.
  • Альбом вышел по нестандартной схеме. Не по цепочке: «синглы – объявление даты выхода – треклист – релиз», каждый этап которого подогревает интерес к альбому, а с помощью эффекта неожиданности. Второй способ используют только те исполнители, которые абсолютно уверены и в своих возможностях, и в качестве выпускаемого материала (Бейонсе, Кендрик Ламар, Эрл Свитшот).
Кто такой Скриптонит и почему нужно слушать «Праздник на улице 36» - фото 3

Сам же альбом, как уже сказано – не продолжение предыдущего, а его обратная сторона, он описывает ночную жизнь исполнителя. Переместите все тех же «близких людей, девушек и огромное количество алкоголя» из павлодарских квартир в московские клубы и получите то самое изменение обстановки, которое, как и в любом хорошем фильме, меняет не только сюжет, но и саундтрек к нему.

В процессе прослушивания альбома, мы застаем Скриптонита то перед входом в клуб («Цепи»), то у бара («Поворот»), то в квартире с неизвестной девушкой («Темно»). Мы начинаем понимать, что у Скриптонита не изменилось основное – зависимость настроения и атмосферы треков от постоянно меняющихся декораций. В качестве примера сравним песни «Цепи» и «Темно» друг с другом.

В треке «Цепи» герой веселится в окружении своих друзей. Отсюда и энергичное звучание в лучших традициях Трэвиса Скотта:

«Да нам стало скучно с теми, с теми и даже вон с теми.

Не, мне так было всегда, ведь весь мой интерес на деле.

Я смотрю на их движения, ржу как будто смотрю телек.

Деньги-деньги, и огромный х*й из денег на их мнение!»

А песня «Темно», в которой Адиль занимается любовью с девушкой, уже похожа на Халида Робинсона с его хитом «Location»:

«Придешь и прям с пати в дом.

Гори, детка, здесь так темно…»

Все эти темы отлично перекликаются и с нынешним состоянием артиста, так как самый верный способ понравится слушателю – это рассказывать о том, что тебя окружает. Для Адиля прошли те самые непростые времена начинающего рэпера, и наступила очередь отдыха и траты заработанных денег, что и стало основным мотивом всего происходящего на альбоме.

Можно с уверенностью сказать, что мы получили еще один замечательный, но абсолютно другой альбом Скриптонита. Адиль снова записал пластинку, продуманную до мелочей, в которую вошли и радиохиты («Не забирай меня с пати»), и бэнгеры («Цепи», «Точно не нужно новых»), и спокойные расслабляющие треки («Капли вниз по бедрам», «Оставь их»). Но вся эта разобщенность никак не влияет на картину в целом, потому что Адиль Жалелов, как хороший режиссер, связал все эти элементы в замечательное произведение – «Праздник на улице 36».

Комментарии 134
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
yrasss
yrasss
о боже, опять
Tats
Tats
Сейчас тут будет много нытья.