Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Сникерхед — человек, коллекционирующий кроссовки. Это слово — калька с английского sneakerhead, что в буквальном переводе означает «кроссовкоголовый». По сути, так называют людей, у которых «в голове одни кроссовки»: про кроссовки они думают, разговаривают, пишут в соцсети, а при возможности покупают. При чем не любые, а строго определенные.<br /><br />Разбираемся, кто такие сникерхеды и почему сейчас так популярен культ кроссовок.
Сникерхед — человек, коллекционирующий кроссовки. Это слово — калька с английского sneakerhead, что в буквальном переводе означает «кроссовкоголовый». По сути, так называют людей, у которых «в голове одни кроссовки»: про кроссовки они думают, разговаривают, пишут в соцсети, а при возможности покупают. При чем не любые, а строго определенные.

Разбираемся, кто такие сникерхеды и почему сейчас так популярен культ кроссовок.

Что это такое

Согласно определению «Википедии», сникерхед в курсе всех новинок в индустрии кроссовок и точно знает, как отличить поддельную пару от настоящей. А коллекционирование кроссовок — это хобби. Такое описание верно, однако оно глубже, чем представлено в онлайн-энциклопедии.

Сникерхеду необязательно коллекционировать абсолютно все кроссовки. Достаточно одного направления — к примеру, культовые пары из кинематографа, модели, вдохновленные играми, или редкие коллаборации с рэперами. Это индивидуальная черта, на которую ориентируется каждый коллекционер.

Строго говоря, даже как таковое «коллекционирование» необязательно. К примеру, у вас может быть пять пар классических кроссовок вроде Adidas Stan Smith, Superstar, Nike Air Force 1 и Air Max, но при этом вы знаете их историю, погружены в контекст и грамотно ухаживаете за каждой парой. Или вы фанат коллабораций Off-White x Nike и собираете все, что когда либо совместно создавали эти бренды — даже если речь не только о кроссовках, а еще и о кедах или тапочках.

В общем, нет ничего зазорного ориентироваться на определение из Википедии, однако понятие «сникерхед» довольно размыто и каждый может вложить в него собственный смысл. Главное — отношение к кроссовкам как к чему-то особенному.

Кто такие сникерхеды - фото 1

Обладатели дорогих пар от Nike, Adidas и Clarks Originals

Как появились сникерхеды

Зарождение сникер-культуры — то есть субкультуры, завязанной на восхищении кроссовками — связывают с появлением суббренда Nike Jordan от Майкла Джордана, популярностью баскетбола и хип-хопа в восьмидесятых годах прошлого века.

Баскетболисты появлялись на площадке в свежих моделях кроссовок, а музыканты зачастую носили удобную спортивную обувь от Nike, Adidas и других брендов, чтобы поддерживать свой образ. И этот образ не слишком отличался от их настоящего стиля жизни. Со временем это переросло в повальное распространение кроссовок среди широких масс.

А еще рэперы начали упоминать кроссовочные бренды в песнях. Группа Run DMC в 1984 году выпустила трек, посвященный Adidas, благодаря которому вырос спрос на модель Superstar.

Поначалу даже в США это явление не было повальным — для того, чтобы сникер-культура захватила весь мир, ей понадобилась еще пара десятков лет. Впервые упоминание сникерхедов появилось в 2004 году в газете The New York Times: там вышла статья о «новой культуре преданных энтузиастов, известных как сникерхеды». Материал описывал целевую аудиторию магазинов, продававших пары из ограниченных коллекций.

Когда возникли сникерхеды в России

В Россию сникер-культура пришла значительно позже. Первые брендовые магазины появились в начале двухтысячных, однако широкого распространения в те времена не случилось. Безусловно, и 20 лет назад существовали энтузиасты, собирающие коллекцию кроссовок, но такое хобби было не всем по карману. Да и мало кто видел в этом смысл.

Среди известных личностей, коллекционирующих кроссовки в России: рэпер и любитель Nike Леван Горозия (в прошлом L’One), хайпбист дядя Вова с обширной коллекцией коллабораций, а также коллекционер и бывший дрэг-рейсер Сергей Ветров с 600 пар Saucony — его коллекция считается одной из самых больших в мире.

Всплеск интереса к спортивной обуви в России произошел совсем недавно. Начало заметному сникерхедскому тренду в России положил рэпер Kanye West: музыкант заключил соглашение с Adidas и начал выпускать лимитированные партии кроссовок Yeezy. Благодаря этим моделям многие россияне начали увлекаться модой: в 2012-2017 можно было часто видеть огромные очереди за очередной парой Yeezy у кроссовочных магазинов. Некоторые стояли за нужной парой по несколько дней

Причина — огромная выгода, которую могла принести всего одна пара кроссовок. При магазинной цене в 10-13 тысяч рублей перепродать востребованную модель на вторичном рынке можно было в два-три раза дороже.

Где и зачем перепродают кроссовки

Вторичный рынок кроссовок — отдельный мир. Да. кроссовки действительно перепродают; есть люди, которые на этом разбогатели.

Так повелось, что большинство желанных моделей выходят в ограниченном тираже. Людей, которые занимаются перепродажей, в сникерхедском сообществе называют «реселлерами». Зачастую они заинтересованы не в кроссовочной культуре, а только в получении прибыли. Ситуация очевидная: есть спрос, есть и предложение; а чем торговать — не так важно.

В России таких людей особенно много благодаря популярности площадок для перепродажи вещей и желающих быстро подзаработать. Получилось, что всего за несколько лет Россия превратилась из страны, в которой почти не знали о феномене сникерхедов, в одного из важных игроков вторичного рынка кроссовок.

Как кроссовки представлены в поп-культуре

Сейчас кроссовки настолько плотно вошли в поп-культуру, что сложно представить два эти понятия порознь. Разноплановые бренды от Adidas до Onitsuka Tiger появлялись во многих произведениях — от «Игры смерти» с Брюсом Ли и «Форреста Гампа» с Томом Хэнксом до последнего «Человека-паука: Майлс Моралес» и Fortnite.

На сегодняшний день самая дорогая модель — аналог той самой, в которой Марти МакФлай появился в фильме «Назад в будущее 2» — это Nike Air Mag. Ее выпустили в 2011 году.

Кроссовкам продолжают посвящать песни, а музыканты, художники, производители бытовых вещей и товаров потребления начали активно сотрудничать с брендами, создавая собственный дизайн и уникальные модели

Кто такие сникерхеды - фото 2

Культовая сцена в фильме «Форрест Гамп»

Проникновение в мир культуры зашло так далеко, что некоторые сникерхеды перестали считать себя сникерхедами, даже если обладают коллекцией более 50 пар. Это связано с тем, что для многих кроссовки являются искусством и предметом коллекционирования, а не утилитарной повседневной обувью. А значит, ты уже не сникерхед, а частный коллекционер.

За какими новостями следят сникерхеды

За анонсами новых коллабораций, лимитированных коллекций и необычных моделей, некоторые из которых даже нельзя носить. Вот несколько примеров новостей для сникерхедов:

Adidas выпустит две пары кроссовок с логотипом McDonald’s

Появились официальные фотографии Nike Air Jordan 5 Low Chinese New Year с рвущимся слоем ткани

Супергеройские кроссовки: Skechers выпустит коллаборацию с One Punch-Man

Если стало интересно – добавляйте в избранное страницу «Канобу» с материалами про кроссовки. И подписывайтесь на телеграм-канал автора этой статьи Вадима Наматуллина – там всегда много интересного для сникерхедов.

Читай нас