Кто такая Чудо-женщина?
Чудо-женщина – первая супергероиня, появившаяся в комиксах, и одна из ключевых персонажей массовой культуры. Она была создана в 1941 году (всего три года спустя после Супермена, два – после Бэтмена) как икона феминизма, коей и оставалась все прошедшие 75 лет.
В России эту героиню, также известную как Диана Принц, мало кто знает. Оно и понятно – смешное имя, нелепый костюм, отсутствие персонажа в фильмах, которые бы могли познакомить с ним широкую публику. Старый сериал с Линдой Картер у нас тоже мало кто видел. И все же, персонаж этот заслуживает внимания – прежде всего потому, что Диана – не просто очередная супергероиня с огромным декольте и юбочкой, это первая и главная женщина-супергерой, которая является знаковой фигурой и шаблоном для всех последовавших за ней супергероинь так же, как происходящие от Кал-Эла супергерои.
Изначальный ориджин Дианы гласил, что Боги Олимпа воскресили всех женщин, которые были убиты мужчинами, кроме одной потерявшейся души. Воскрешенные женщины стали бессмертными амазонками, живущими на райском острове Темискира, расположенном в Бермудском треугольнике. Позже царице амазонок Ипполите боги приказали вылепить из глины ребенка, которого затем связали с последней потерянной душой, которую недовоскресили в первый раз.
Так и появилась на свет Диана – оживленная статуя, связанная с душой нерожденного ребенка той женщины, что переродилась в Ипполиту. При рождении Дианы шесть богов Олимпа принесли ей свои дары – силу, храбрость, способность приручать животных, боевые навыки и так далее.
В новой вселенной DC ориджин Дианы упростили – оказалось, история про глину была сказкой, а на деле Зевс просто нагулял еще одного ребенка, соблазнив Ипполиту. Таким образом, Диана – полубог, сводная сестра Геракла. В этом онгоинге бог войны Арес сначала был ее тренером, затем противником, а потом и союзником, после его смерти Диана сама заняла его пост, став богиней войны. Кратос сильно удивился бы такой рокировке, явившись за головой ненавистного бога.
Создание Дианы как персонажа перекликается с ее ориджином – Чудо-женщину изначально создавали не просто как персонажа с таким-то характером, прошлым и крутыми способностями, а старательно лепили как ролевую модель, способную донести идеалы феминизма как до робких девочек, так и до мальчиков.
На первый взгляд Диана может показаться очень странной кандидатурой на роль иконы феминизма. Если она проповедует женскую свободу, равноправие и самостоятельность, почему в комиксах ее то и дело связывают? Там бондажа больше, чем в «Оттенках серого». Если феминисты против объективизации, то почему их икона одета как шлюха? И почему, в конце концов, придумавший Чудо-женщину доктор психологии Вильям Марстон настолько любил и уважал женщин, что у него их было две? Ну серьезно, полигамный брак, жили втроем годами. Неужели это не унизительно по отношению к жене, мол, мне тебя одной мало? Если бы там была два мужика и одна женщина, как у Маяковского и Бриков, было бы саркисянистее, нет?
На первый взгляд все и впрямь очень странно и противоречиво, но, если разобраться, под нелепостями и смешками обнаруживается нечто более логичное.
Семья Марстонов, к примеру, при ближайшем рассмотрении оказывается вовсе не примером тирана-бондажиста, развлекающегося с двумя-секс-рабынями. Мнение мое изменил один факт – после смерти Вильяма женщины и дальше жили вместе, то есть вряд ли дело было в том, что он свел вместе двух женщин, ревновавших его друг к другу. Если же он, наоборот, был в этом треугольнике лишь катализатором их союза, то это выглядит уже куда ближе к феминизму.
Обе женщины Марстона сильно повлияли на создание Дианы. Его жена была кузиной одной из самых влиятельных фигур в движении за права женщин, Маргарет Сэнджер, основавшей в том числе и первую клинику по контролю за рождаемостью. Сэнджер даже рисовали в костюме Дианы, проводя параллели между ключевыми фигурами феминизма. Племянница Маргарет и ее муж явно разделяли идеи Сэнджер, вплетая их в создаваемого персонажа.
Марстон хотел сделать героиню сильной и мужественной, но при этом – красивой, нежной и доброй, чтобы показать, что сильные женщины не должны отказываться от своих традиционных качеств, не стесняться их. Многим девочкам и женщинам Диана помогла осознать, что они могут быть чем-то большим, чем серые мышки.
Бондаж, как оказалось, должен был олицетворять подвиг суфражисток, которые в знак протеста часто приковывали себя к воротам, перилам, заборам и так далее. По крайней мере, это одно из объяснений, но это не отменяет того факта, что связываний в комиксе было просто безумное количество. Если Диана не валялась связанной сама, то она либо развязывала пленников, либо связывала противников.
Причем Марстон детально описывал художнику, как именно рисовать обвязку, где какие веревки и цепи должны проходить, как обхватывать лодыжки – иначе, говорит, весь смысл сцены будет потерян. Ну ладно, перся чувак от бондажа, пусть его, меня больше удивляет то, что ему позволяли выпускать все это в печать и никто не удивился, не задал вопрос – а чего этого так много-то? Марстон даже придумал Диане ее собственный бондажный криптонит – если ее запястья связывали вместе, она теряла суперсилы. Удобно.
Еще один забавный момент – принятие Дианы в Лигу Справедливости. Огромная победа для феминисток, первую супергероиню взяли в традиционно «сосисочный» клуб героев. Ага, взяли. Секретаршей. Ее сделали почетным членом и реально усадили отвечать на звонки. Вот тебе и равноправие.
Также Диана носила браслеты, выкованные Гефестом из обломков Эгиды, щита Афины. Они были сверхпрочные, Диана могла отражать ими пули и энергетические залпы, а скрещивая их перед собой создавала защитное поле, вроде как вызывая к жизни образ целиковой Эгиды.
Браслеты, как выяснилось в новом онгоинге, были нужны не столько для того, чтобы защищать Диану, а больше для того, чтобы сдерживать ее. Без них она теряла контроль над собой, но становилась еще сильнее – это ей пригодилось в битве с одной из богинь.
Как ни крути – браслеты-оковы тоже странный символ освобождения женского духа, который они тут еще и специально присмиряют, чтоб не бушевал. Но подобные браслеты, правда попроще, носили все амазонки – как раз в качестве напоминания о том, как их угнетали мужчины.
Самый, наверно, нелепый элемент ее комиксов – это невидимый самолет. Как древнегреческие амазонки, отрезанные от нашего мира, связаны с самолетами – непонятно. По идее, он символизировал необходимость женщин вести себя тише воды ниже травы на работе, чтобы чего-то добиться, быть невидимкой, но звучит все это крайне притянуто за уши. В фильме мы этот самолет вряд ли увидим. И не потому, что он невидимый.
В момент своего появления Диана, считай, спасла издательство DC, так как комиксы только появились, набрали огромную популярность и взволновали вечных охавздохеров, которые немедленно решили, что эта макулатура разлагает детские умы. Началась война с нацисткой Германией и супергероев заподозрили в пропаганде нацизма. Странно? А вы учитываете, что Superman переводится как сверхчеловек? Тот самый, ницшеанский – идея превосходства, избранной группы… короче, вы поняли – там недалеко до того, что нацистам гладило усы и грело ноги в идеологическом плане. Первый комикс про Диану появился практически одновременно с нападением японцев на Перл-Харбор, поэтому первая супергероиня, пинавшая нацистов в своих комиксах, помогла замять всю эту ситуацию и смягчить отношение публики к комиксам.
В плане способностей Диана немногим уступает Супермену. Она может летать (по крайней мере, в некоторых версиях), суперсила и бессмертие присутствуют, а вот неуязвимость у нее относительная. Пули и мечи могут ранить ее кожу, но неспособны пробить мышечную ткань, поэтому она вроде и истекает кровью, но по-настоящему навредить ей тяжело.
Ее знаменитое Лассо Истины, сделанное все тем же Гефестом, неразрушимо и пластично – может менять длину. Любой связанный им вынужден говорить правду – это тоже забавный факт, так как Марстон является изобретателем полиграфа, детектора лжи, а точнее – технологии замеряющей давление и выявляющей скачки, указывающие на ложь. Придумал он его еще до Чудо-женщины, долго бился, чтобы его технологию использовали в суде, но ничего не вышло – слишком высок был процент ошибок. Годами позже он воплотил мечту об идеальном полиграфе в форме этого самого лассо. Помимо приступов правдивости оно позволяло также манипулировать сознанием связанных – отдавать ментальные приказы и даже перекрывать чужой ментальный контроль, если жертва уже под таковым находилась.
Помимо лассо и браслетов у Дианы есть тиара, которую она может метать как бумеранг. Также она защищает ее от ментальных атак и позволяет связываться телепатически с амазонками на Темискире. Меч у нее довольно скучный – работа Гефеста, как обычно, острый настолько, что может сбрить электроны с атома. Окей.
5 лет назад при перезапуске всей вселенной DC на Диану пытались надеть штаны. Но фанаты так разорались, что штаны живо обкромсали до шорт, вернее до сине-красного боди. Забавно, что изначально ее наряд и впрямь вызвал возмущенный ропот ханжеской публики, но жаловались они не на ее огромные неприкрытые буфера, а на голую спину. Мама моя. Несмотря на ропот, ни сиськи, ни спину так и не прикрыли – если уж бороться за права женщин, то до конца.
В тему крипоты – Пластик-мэн, который как и Рид Ричардс у Marvel (читайте про героев-клонов двух издательств) умеет растягиваться, однажды принял форму мебели, чтобы понаблюдать за тем, как Диана раздевается. Другой героине повезло еще меньше – она запоздало осознала, что красное обтягивающее платье, что она надела – это и есть Пластик-мэн. Хотели бы вы иметь суперспособность превращаться в платье и кого-нибудь обтянуть? Вот и я о том же, чувака можно понять, с великой силой приходят великие соблазны.
Чудо-женщин как бы две. Есть оригинальная Диана – во многом нелепая по современным меркам – и есть обновленная, действительно сильный и серьезный персонаж со своим собственным миром Олимпийских богов и их хитрых планов. Шутка в том, что новая версия хоть и избавлена от всего бреда и читается действительно интересно (да и визуально очень впечатляет), она уже не обладает тем культурным значением, которое имела Диана в сороковых и семидесятых, когда вышел сериал.
Тогда она была первой супергероиней, носительницей идеологии и иконой прогресса, сейчас – она одна из сотни супергероинь, не самая интересная, не самая прогрессивная даже. И все же, стоит помнить, что именно она начала все это, она положила основу для того, что собой представляют сегодняшние супергероини – от Мисс Марвел до Джессики Джонс. Я очень хочу поскорее взглянуть на нее в «Бэтмене против Супермена», но еще больше – дождаться ее сольного фильма, который выйдет в следующем году. Надеюсь, что теперь – вы тоже.