Круглый стол. Что ждет «Игроманию» дальше? Рассуждают журналисты DTF, StopGame и других СМИ
Денис Майоров
Редактор «Канобу»
Мне было больно смотреть на «Игроманию» в последние годы. Бренд не умирал, но он будто откатился куда-то в конец десятых и там замер. Весь панк-рок, который мы с ребятами творили в «Игромании» в 2012–2016 годах, улетучился. Уж не сочтите за выпендреж, мы правда горели работой. Сейчас все в самом деле стерильно: ревью, превью, новости. Где рост? Где новые форматы и темы? Где пушки, громкие расследования, хоть что-нибудь? Только за игроманским твичом и (иногда!) ютубом можно было хоть с каким-то интересом наблюдать. Это все мое личное мнение, разумеется.
«Игромании» нужна была раскачка. «Игромания» ее получит в самом ближайшем времени. К Гаджи можно относиться по-разному, но он умеет раздавать нужные пинки нужным людям. А еще он нужных людей умеет находить — свежая, молодая и горящая кровь бренду очевидно нужна. «Убьет как AG!» — не вариант. Бренд будет жить и все шансы вырваться в топ у него есть — нужно лишь перестать наглаживать свою историческую значимость и переизобрести себя под нужды времени. А закрытый журнал меня не волнует, макулатуру не покупаю уже лет пять.
Александр Кузьменко
Руководитель проектов Games.Mail.Ru и C-c-combo Breaker
Безусловно, для «Игромании» новое операционное управление пойдет только на пользу. Гаджи в первую очередь бизнесмен, а у «Мании», насколько я могу судить, в последний год основные проблемы были как раз по бизнес-части. На мой взгляд, всей этой структуре не помешает оптимизация (и под этим я вовсе не подразумеваю, что надо всех сократить и разогнать), и поэтому хочу пожелать Гаджи большого терпения и всяческих успехов. «Игромания» это чуть ли не самый, — хотя почему «чуть ли» — самый известный игровой бренд в России. И если он продолжит процветать, то от этого в конечном итоге выиграют все: и разработчики игр, и редакторы, и игроки.
Вадим Елистратов
Главный редактор DTF
Для нас решение Гаджи, как и для многих коллег, стало неожиданностью — в последнее время складывалось впечатление, что он отстранился от игровой журналистики и теперь наблюдает за ней со стороны, изредка активизируясь, когда необходимо разрешить какой-нибудь кризис.
О судьбе «Игромании» сейчас делать выводы рано — пока не озвучены детали, не сделаны кадровые перестановки и не объявлен вектор развития. Это сильнейший бренд, и при желании с ним можно горы свернуть.
Так или иначе, Гаджи хочется пожелать успехов. Когда человек берется за подобное сложное и большое начинание, ничего кроме уважения это вызывать не может.
Антон Городецкий
Издатель «Канобу»
Все, что происходит в отечественной игровой индустрии сейчас — это лютый wild ride. Я с вами всего полгода (даже меньше), но уже успел офигеть миллион раз от происходящего — постоянно какая-то движуха, кто-то с кем-то ругается, что-то покупает, срывает покровы, стебет, потом мирится, потом снова мочит. В лайфстайле, откуда я пришел, такого нет и в помине — там все друг друга любят и боятся расстроить лишний раз. Самое крутое, что это все делают небезразличные к индустрии люди. Это закалка космического уровня.
Взять хотя бы январь: история с финалом расследования по Яше, история с Альбертом Жильцовым, с Atomic Heart, с P2L, с Escape from Tarkov, сегодня утром на нас по касательной наехал StopGame, потом Гаджи объявил историю с «Игроманией»… Она, кстати, не была для меня сюрпризом, но по понятным причинам я не мог говорить о ней раньше времени. Дико интересно, что из этого выйдет, — что-что, а навести шороху Гаджи умеет.
Константин Говорун
Главный редактор «Страны игр»
Во-первых, логично, что если «Мир Фантастики» продан, то и на «Игроманию» ищется покупатель. Формально Гаджи не заявил о покупке, и если речь не о ней, то история с его операционным директорством больше всего похожа на предпродажную подготовку — успешного бизнесмена наняли, чтобы навести порядок. Так что я не думаю, что это последняя новость.
Во-вторых, это не первый пример сотрудничества «Игромании» с Гаджи. Если не ошибаюсь, в прошлый раз благодаря ему в «Игромании» узнали о том, что их бюджет на производство видео несколько раздут и существенно сократили его. Я ожидаю, что Гаджи проведет аудит прежде всего бизнес-процессов и подрежет жирок там, где он еще остался. В игровых медиа остается немало рудиментов — вещей, которые люди делают годами просто потому, что так привыкли, и ничего не хотят менять. В этом смысле опыт «Канобу», где за небольшие деньги был достигнут отличный (в цифрах) результат, пригодится.
В-третьих, лучше всего состояние «Игромании» характеризует разговор, который я подслушал на днях. Сотрудника «Игромании» спросили, почему журнал не устроит краудфандинг и не соберет деньги на новые номера, как это сделал «Мир Фантастики». А он ответил: у нас на сайт ходит дофига народу, но эти люди нам не дадут ни копейки. «Игромания» — все еще известный бренд, но современную «Игроманию» читают прежде всего случайные люди, а ядра лояльной аудитории после нескольких смен команды давно уже нет. Привести издание в порядок — это, конечно, серьезный челлендж.
В-четвертых, многих почему-то сильно волнует конфликт интересов — дескать, «Игромания» конкурирует с «Канобу». На самом деле, многие недооценивают то, насколько проще продавать рекламу крупным рекламодателям пакетом. В свое время «Страна Игр» и «PC Игры» отлично зарабатывали за счет того, что условному «Билайну» проще за одну встречу купить размещение в двух изданиях, чем возиться с двумя более мелкими контрактами разных партнеров. Прямо сейчас Gamemag.ru продается в одном пакете с IGN Russia — и это выгодно обеим сторонам. Так что, кто первым соберет действительно мощный пакет игровой аудитории, тот получит доступ к очень хорошим контрактам.
Дмитрий Кунгуров
Главный редактор StopGame
«Канобу» под руководством Гаджи — эффективный инструмент, буквально машина трафика. Качественный менеджмент, высокие показатели, регулярные технологические апдейты, все это вызывает мое безусловное уважение. С этой точки зрения — руководить начинает ровно тот человек, который нужен «Игромании». Там давно напрашивался в первую очередь хороший бизнесмен, который чисто механически «наладит дела».
С другой стороны, часто складывается ощущение, что «цифры» для Канобу многие годы становились самоцелью в отрыве от «художественной ценности». Не построение бренда или «звездной команды», не создание каких-то крутых, пусть и убыточных проектов, а именно механистический, математический подход. Неламповый, если угодно. И по этому поводу есть опасения. «Игромании» много лет не удается сформировать устойчивый образ и стабильную редакцию. А полюбили ее и закрепились за ней все именно в эпоху торжества «рок-звезд».
Если «Мания» двигается по маршруту «Канобу», то два проекта начинают конкурировать между собой под началом одного человека, и я слабо представляю, как это будет реализовано. Начинается сложный вопрос деления ниш — сформировать взаимодополняющие, не противоречащие друг другу УТП.
Безумно интересно, какая будет создана синергия между двумя изданиями и в чем будут фундаментальные отличия.
Захар Бочаров
Директор по развитию DTF
В профильном сообществе давно ходили слухи, что «Игроманию» хотят продать, поэтому новость о смене руководства меня не удивила. Но увидеть у руля Гаджи было неожиданно: «Канобу» и «Игромания» долго были прямыми конкурентами. И хотя Гаджи уже не управляет «Канобу» напрямую, ситуация напоминает кроссовер уровня Марио и Соника на Олимпийских играх.
Я сделал себе имя в «Игромании», и мне небезразлична ее судьба. По мне, ресурс сейчас испытывает серьезный кризис идентичности. Избавившись от печатного журнала и отказавшись от системы оценок, «Игромания» почти не оставила в своем активе сильных отличительных черт, кроме бренда. Контент стабильно неплохой, но этого мало. Зато есть хороший фундамент, над которым предстоит много работать.
Если говорить про конкретику, то наверняка обновится команда, появятся новые лица. Ожидаю больше синергии между активами Гаджи: возможно, видеонаправление «Канобу» усилится, ведь у «Мании» для этого хорошие ресурсы. Махтиев всегда был настроен жестко управлять и продюсировать новых звезд: я думаю, «Игромании» это сейчас жизненно необходимо. Игровой журналистике в России тоже: тогда у Альберта Жильцова будет меньше оснований для неаккуратных высказываний, в которых многие читатели отметили долю правды.
Для поклонников «Игромании» оцениваю рокировку позитивно: почти уверен, что станет лучше. Для моего ресурса (DTF) конкуренция тоже должна пойти на пользу: лучше средства, чтобы держаться в тонусе и не обмякать, пока еще не придумали. Жду краудфандинга на возрождение печатного журнала. Я бы обязательно занес.
И еще, Гаджи: что по поводу «Страны Игр»?
Алексей Шуньков
Основатель VideoLab Studio и бывший редакционный директор «Игромании»
Думаю, это отличная новость. Я не слишком хорошо знаком с Гаджи — мы дружим на Facebook и общались пару раз на мероприятиях, но не более. Слухам же, как хвалебным, так и порочащим, я верить давно перестал. Но в больших компаниях, существующих на рынке с начала времен, всегда полезен свежий взгляд. Глаз любого управленца с годами замыливается. Что-то делается гениально, что-то из рук вон плохо — и не всегда удается это трезво оценить изнутри: «всегда ж так делали».
Так что периодически нужно проводить ревизию. Какие-то направления закрывать, какие-то запускать. Освежать, проветривать и безжалостно выносить на помойку старое барахло, которое все по привычке считают чем-то ужасно важным. Поэтому свежий человек с правом принятия радикальных решений будет очень кстати. Может, «Игроманию» в ближайшее время ждет новый качественный рывок. Может, решения окажутся неудачными. Но за ее судьбу можно не волноваться — там такой запас прочности, что она выдержит самые смелые эксперименты. Точно могу сказать: будет интересно. Желаю удачи Гаджи и всем причастным!
Илья Сурагин
Редактор Shazoo
Для меня это странно. Как будто человек, который владеет пакетом акций в «Спартаке», перешел на высокую должность в управлении в ЦСКА. Не важно, что он не решает ничего на первом месте, но сам факт — вы же конкуренты и боретесь за одного пользователя. Это как вообще?
С другой стороны, я понимаю, что это приведет к изменениям. Сначала они коснутся «Игромании», их форматов, текстов, их кадров и узнаваемости лиц в медиа. Потом это обязательно отразится и на всем игрожуре. Штативы не перестанут быть штатитвами, но какая-то динамика на рынке точно будет.
Ну и за Шевкуна переживаю. Миша — это бренд, который связывают с Манией, мимо него такое назначение точно не пройдет.
Алексей Тюренков
Главный редактор «Котонавтов»
Гаджи — ветеран индустрии интерактивных развлечений в России. «Канобу» при нем пережило как яркие взлеты и подъемы до уровня топ-2, так и заметные падения вкупе с неприятными для читателей сменами курса. На начало 2019-го у издания все очень неплохо, даже логотип старый вернули (ура!), можно и к конкурентам переметнуться, которые в нынешнем виде очень так себе, растеряли всю былую славу, только новостями и подкупают.
Главный вопрос — что будет с главным редактором и командой в целом. Конфликты неизбежны, а значит значительных кадровых изменений избежать не удастся. Кого же пригласят? Кто-то из старых игроманцев не пойдет уже, а значит, ставка будет на человека со стороны или молодняк, как было с Ивановым. Гаджи удачи, только бы у него все получилось, а то здоровой, не сенсационной конкуренции в русских игровых медиа стало нынче не хватать. Начать стоит с дизайна в стиле стандартной темы Wordpress, дальше вспомнить о богатых видеотрадициях, а там и люди подтянутся.
Петр Сальников
Сооснователь Disgusting Men
Во-первых, я буду краток. На мой взгляд, это один из лучших, — если не лучший — вариантов развития для «Игромании», потому что ситуация тяжелейшая. Во-вторых, я знаю отношение Гаджи к «Игромании», и понятно, что никто ничего не может сказать наверняка. Но я знаю, что он относится с большим почтением ко всему: к бренду, к «Игромании» как к медийной машине и так далее. Я думаю, что у него есть определенный <личный> интерес к этому всему, а не просто бизнес-интерес. Любопытство, как и что там работает, что можно с этим сделать и чему можно научиться. В-третьих, насчет того, что «Игромания» и «Канобу» будут конкурировать. Я считаю, что это здорово, потому что это может хорошо подстегнуть команду «Канобу» к тому, чтобы работать лучше.
Дмитрий Кинский
Новостной редактор «Канобу»
Хотя в «Игромании» новостником и (чуть-чуть!) автором я проработал совсем недолго, после ухода у меня остались в целом положительные впечатления. Поверьте, такой необычной атмосферы больше вы не найдете нигде! Но не всегда я был согласен с решениями руководства — уж слишком они были консервативными для журнала, ориентированного на современных геймеров. И больно много было бессмысленных запретов. Не хватало рок-н-ролла. Это издание с гигантским потенциалом (и недурным редакторским составом), который почему-то никто не хочет или попросту не может реализовать.
Так что новость о назначении Гаджи Махтиева на позицию операционного директора «Мании» — новость хорошая. Еще будучи на прежнем месте работы, Алексей Шуньков не раз ставил мне и остальной команде издания в пример «Канобу», дескать, вот так нужно делать свою работу. В этом изрядная заслуга самого основателя «Канобу», неустанно пинающего весь коллектив. Наверняка в «Игромании» скоро произойдут серьезные изменения, потому что так дела продолжаться больше не могут. Это человек, который ей безоговорочно нужен. Пока трудно сказать, в какую сторону будет двигаться издание дальше. Но это куда лучше, чем молча наблюдать за его бесконечной стагнацией со стороны.
Будет хорошо, но только если он башкирова не позовет писать в игроманию