Круглый стол. Жесткая конкуренция между Epic Games Store и Steam — чем она грозит сервису Valve?
Сергей Цилюрик
Руководитель новостного раздела «Канобу»
У меня подход простой: я — геймер, и я смотрю на все именно с позиции человека, который хочет наслаждаться играми с максимальным удобством.
На одно лишь перечисление вещей, которые Steam сделал для простого геймера, может уйти отдельный материал. Он популяризовал цифровую дистрибуцию, облачные сохранения, региональные цены и скидки, он устроил автоматические обновления, удобнейший матчмейкинг и стримы, он соорудил настоящую соцсеть поверх магазина — он сделал все, чтобы игрок мог найти в Steam все, что ему нужно. Steam победил пиратство не драконовскими DRM и жалобами в органы, а честной конкуренцией. Steam конвертировал пиратов в платящую и лояльную аудиторию тем, что предоставил им выдающийся сервис.
Да, конкурировать со Steam нелегко. GOG, например, пытается выехать на своей главной фишке — отсутствии DRM — и одновременно наращивает свой функционал и предлагает возможность поиграть в старые игры. Даже Google со своей Stadia обещает открыть перед игроками новые возможности вроде Share State и онлайн-игры с 1000 участников.
А Epic Games Store не предлагает игрокам ничего. Более того, он принципиально отказывается от ряда вещей, которые пользователям полезны, вроде форумов и рецензий от самих игроков. Вместо этого он приходит за играми, уже представленными в Steam, и уводит их оттуда. «У нас очень много денег, поэтому вместо того, чтобы сделать вашу жизнь удобнее, мы просто не дадим вам возможность играть там, где вы хотите, чтобы вы пришли к нам». Как я уже писал, это выглядит полнейшим свинством по отношению к игрокам.
У Epic это принципиальная позиция — спиной к геймерам, лицом к разработчикам. Тим Суини об этом прямо говорит — «куда пойдут разработчики, туда и покупатели потянутся». Я же считаю, что возмущение игроков таким отношением и такими поступками Epic Games более чем оправдано, и я всецело поддерживаю тех, кто выступает в защиту собственных интересов и отказывается переходить в Epic Games Store. Если разработчики выбирают игнорировать интересы своей аудитории, то и с ее стороны ответ тоже должен быть. А вот как много будет таких принципиальных людей — вопрос открытый.
Константин Говорун
Главный редактор «Страны игр»
Конкуренция двух-трех сильных игроков всегда лучше монополии. На любом рынке — агрегаторов такси, операционных систем, мобильной связи. Угроза со стороны EGS заставит Valve встряхнуться и сделать что-то в ответ и для разработчиков, и для игроков: лучшие финансовые условия, более тщательный отсев ерунды, прямая поддержка важных портов с консолей.
Шутки-шутками, но дело может и до разработки Half-Life 3 дойти! В конечном итоге от этой конкуренции выигрывают именно игроки на ПК: они получат больше крутых игр, доступных для покупки.
Лев Левин
Редактор «Игромании»
Epic Games твердо решила стать еще одним конкурентом Steam. В идеале для потребителя это отличный знак — Valve больше не будет расслабляться, она активно включится в борьбу, и здоровая конкуренция должна благотворно повлиять на рынок.
Другой вопрос, что методы борьбы у Epic не совсем честные. Нет ничего плохого в раздаче некоторых не самых новых игр бесплатно. Подписания соглашений о временной эксклюзивности тоже мало кому вредят, если речь идет о новых проектах — как в случае с играми Quantic Dream или той же Control, у которых не были заявлены стартовые площадки. Но уводить у игроков из-под носа Metro: Exodus, на которую уже были сделаны предзаказы в Steam, или Phoenix Point, которую ее создатели обещали (!) выпустить в GOG во время кампании на Kickstarter… это довольно наглый жест, который так и кричит: «У нас есть деньги, и мы не побоимся пустить их в ход!».
Steam успел стать не просто магазином, а настоящей социальной сетью: с друзьями, достижениями, блогами разработчиков и кураторов и так далее. Epic же только выходит на этот рынок, и у нее есть два пути: стать очередной «корпорацией зла» и продолжить действовать теми же методами, или успокоиться в ближайшее время (я бы сказал, где-то к концу лета, после E3 и Gamescom) и начать все-таки брать качеством, а не принуждением. Только в этом случае она сможет действительно завоевать преданную аудиторию.
Денис Князев
Руководитель раздела игр на «Канобу»
PC для меня — давно не основная платформа, и потому конкуренция сервисов цифровой дистрибуции едва ли может стать проблемой. То есть мне вроде как все равно, но это не совсем так. Я уважаю Valve как компанию, создавшую и выпустившую массу игр, в которые когда-то с удовольствием играл и возвращаюсь к ним до сих пор. Так что я рад, что конкуренция все же есть — за происходящим интересно наблюдать, еще интереснее узнать, как компания Гейба Ньюэлла отреагирует на все это в итоге. Что она будет делать, когда EGS окончательно ее расшевелит.
Я не оправдываю методы Epic, но и сказать, что отношусь к ним с негативом, тоже не могу — это было бы ложью. Дело тут не в любви или нелюбви к EGS, а в том, что мне просто не слишком важно, где покупать игру — если вдруг мне приспичит прямо сейчас поиграть в Metro: Exodus на PC, я без проблем куплю игру в EGS, потому что она там есть. Но как раз из-за большого уважения к Valve у меня возникнет вопрос — почему Гейб ничего не делает. Впрочем, может, и делает — но как только истек контракт между Sony и Quantic Dream, ее игры появились не в Steam, а в EGS. Очевидно, что Epic играет на опережение — и это выдающаяся работа с точки зрения бизнеса и конкуренции.
Сложно не восхищаться тем, что сейчас делает Epic — это объективно очень круто. Да, это идет вразрез с интересами игроков, за что они вправе ненавидеть компанию, но никто не знает, чем это обернется в итоге — это же самое интересное. Мне хочется верить, что все эти агрессивные методы конкуренции заставят Valve отвечать и снова развивать рынок. Эта компания много лет была если не монополистом, то уж точно крупнейшим игроком на рынке цифровых продаж на PC — и за это время она закостенела, перестала удивлять, окончательно забила на творчество.
Без сомнения, для столь талантливого бизнесмена, как Гейб Ньюэлл, творчество должно быть на последнем месте, но когда-то ему все-таки удавалось уделять внимание и ему. Вспомните хотя бы первую Portal — она выросла из студенческого проекта, который впечатлил главу Valve. Он мог бы просто выделить на разработку игры команду и деньги и не особо потом заботиться о ее судьбе — но он пошел дальше и обеспечил Portal внимание со стороны игроков, сделав ее частью Orange Box. Гениальное бизнес-решение. А сейчас Гейб одобряет микротранзакции в Artifact и затем тратит огромное количество времени, чтобы понять, что он сделал не так.
Именно поэтому мне интересно наблюдать за тем, что делает EGS. Сам по себе сервис Epic — разумеется, никакая не революция, но это отличный способ расшевелить Valve. Бесконечно уважаю эту компанию, хочу, чтобы у нее все было хорошо — потом что в конечном счете лучше будет игрокам.
Денис Варков
Редактор «Канобу»
Я не хардкорный геймер. Из-за работы у меня почти нет времени на игры. Добираюсь до них в редкие выходные и в те моменты, когда мозги кипят от текстов и нужно на что-то отвлечься. Консолей у меня тоже нет, поэтому играю я только на ПК.
При этом я точно так же, как и многие, люблю игры. Иногда они — лучшее средство против моральной усталости. И сейчас, когда мои коллеги спорят, правы ли геймеры, обвиняя Epic в том, что она вынуждает игроков пользоваться своим сервисом, я в недоумении.
Я никогда не играю в игры на старте. Все случаи, когда мне приходилось это делать, были связаны с работой. Вне ее быстрее всего я познакомился с дополнением The Following для Dying Light. И там причина лишь в том, что я буквально неделями пропадал в этом выживаче.
Еще во времена учебы в университете я привык к тому, что новые игры, в которые мне хотелось бы поиграть, выходят буквально каждый месяц (а иногда и чаще), но столько свободного времени у меня нет. Потому мне гораздо проще просто ждать и покупать их на распродажах со скидками.
Я ни разу не испытывал неудобств из-за того, что приходил к какой-то игре спустя пару лет после ее выхода. Напротив, в этом были только плюсы. Например, я мог не тратить сутки на поиски каких-то предметов на карте, если хотел получить бонусное оружие. Пользовался гайдами, которые уже несколько лет как были в Сети. То же касается и сложных моментов в прохождении — мне не нужно было ждать обзоры и советы, я мог просто спросить друзей и знакомых, кто уже прошел игру.
И потому весь этот негатив в адрес Epic Games Store мне совершенно непонятен. Игра не выйдет в этом году в Steam? Не хочется устанавливать еще один лаунчер? Без разницы, подожду год или два. К тому времени игра будет дешевле, да еще и с DLC в комплекте. К чему спешка? Игры хуже не станут, а поддержка разработчика останется — вы же не пиратите игру, а покупаете ее.
Дмитрий Кинский
Редактор новостей на «Канобу»
Когда Epic Games только-только объявила, что Metro: Exodus станет временным эксклюзивом в ее магазине, я был неприятно удивлен. Не то чтобы до этого мне очень хотелось в нее поиграть, но после желание отпало напрочь. Разумеется, в этом виноваты не Сергей Галенкин или Тим Суини и даже не сами разработчики, на которых ополчились после анонса, а издатель, согласившийся пойти на сделку.
Эксклюзив — штука сложная, а в случае с консолями иногда даже оправданная, потому что надо же как-то убедить самого себя, что ты не впустую отдал условные 30 тысяч рублей за устройство. Верно? Но когда дело доходит до царской платформы, возмущению нет предела — и не без причины! За последние десять лет магазинов со своими лаунчерами расплодилось столько, что не хватает места на панели задач. Ладно, я преувеличиваю, но в случае со старенькими мониторами — все так!
На фоне бесконечных танцев с бубном из начала 2000-х прозвучит смешно, но каждый из них нужно запускать, чтобы просто поиграть, и это меня напрягает — сейчас вообще-то 2019-й и совсем другие стандарты. Assassin’s Creed Odyssey в Uplay, Apex Legends в Origin, Overwatch в Battle.Net, Devil May Cry 5 в Steam и так далее по списку. Это я еще молчу про уже закрытый магазин Discord, а также кривые Bethesda Launcher и Microsoft Store. И везде сильно разнится функционал. В такие моменты смотришь на все это дело и невольно думаешь завязать с проклятым ПК-геймингом.
Хотя новости про эксклюзивность Tom Clancy’s The Division 2 и стратегии Phoenix Point прошли мимо меня, вчерашняя жирная пачка анонсов от Epic Games на GDC кардинально изменила мое отношение к магазину, потому что он обзавелся действительно приличной линейкой игр, ради которых теперь уже и лаунчер загрузить не стыдно! Мало того, что там выйдет «правильная Fallout» от Obsidian, так еще и сразу три последние игры Дэвида Кейджа, которые ПК-бояре раньше и в глаза не видели!
Если компания продолжит в том же духе, то игровая индустрия в ближайшие годы и правда может несколько измениться. Не в таких глобальных масштабах, о которых грезит генеральный директор Epic, но как минимум игроки первым делом будут запускать лаунчер Epic Games, а не Steam, что уже само по себе невероятно.
Valve получила серьезный удар, и сейчас для нее самое главное — найти силы подняться, как завещал Альфред из комиксов про «Бэтмена», и двигаться дальше. Впрочем, активность с ее стороны уже заметна. Компания явно подсуетилась с выпуском Halo: The Master Chief Collection в Steam, о чем раньше никто и мечтать не мог. Так что конкуренция между двумя гигантами явно принесет массу приятных сюрпризов игрокам.
Какой-то цирк, имхо. С точки зрения экономической теории Epic всё правильно и честно делают.